Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
статья по математике (7, 8 класс) на тему

Тюлева Светлана Валерьевна

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тюлева С.В., учитель

ГБОУ школа-интернат № 67 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Приемы активного целеполагания на уроке.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставится проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Что же такое цель? С точки зрения психологии - цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

Приемы целеполагания

Визуальные

Аудиальные

Тема-вопрос

Подводящий диалог

Работа над понятием

Собери слово

Ситуация яркого пятна

Исключение

Исключение

Проблема предыдущего урока

Домысливание

 

Проблемная ситуация

 

Группировка

 

Рассмотрим некоторые из них, которые я использую на уроках.

Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)

Затем, совместно выясняется общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

1) Урок в 7 классе по теме “Среднестатистические характеристики”

Учитель: “Знаете ли вы, что означает слово размах, мода?”

Учащиеся высказывают свои мысли, дают описание этого предмета, место и цель его использования в жизни.

Учитель: “А можно ли и в математике использовать эти определения?”

Идёт обмен идеями, а после учитель  кратко поясняет, что это в науке есть раздел, где используются данные определения .

Учитель: “Как вы думаете, какова тема урока?”

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости корректируется тема урока и предлагается сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

2) Урок по теме “Трапеция” в 8 классе.

Предлагается рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

Вопрос учителя: “Среди представленных фигур, что вы заметили?”

Ответ учащихся: “Фигура № 4 выделена цветом”.

Вопрос учителя: “Что общего у этих фигур?”

http://festival.1september.ru/articles/662439/img1.gif

Ответ учащихся: “Все фигуры являются четырехугольниками”.

Вопрос учителя: “Чем отличается выделенный четырехугольник от других?”

Ответ учащихся: “Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет”.

Вопрос учителя: “А кто знает, как называется этот четырехугольник?” Дети либо ответят, либо нет.

Знакомлю с названием объекта.

Учитель: “Как вы думаете какова тема урока?”

Учащиеся формулируют тему урока.

Прием “Группировка”. Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос “Почему имеют такие признаки?” и будет задачей урока.

3) Урок в 7 классе по теме “Прямоугольный  треугольник”.

Тема урока будет сформулирована после достижения целей.

Предлагаю провести группировку изображенных треугольников.

Дети группируют.

Учитель : “Что является основанием для классификации?”

Дети отвечают: “Внешний признак: прямой угол”.

Учитель: “Если мы их выделили в общую группу, то значит, они заслуживают нашего внимания?” Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Приём “Исключение”. Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.

4) Урок алгебры в 8 классе по теме “Квадратичная функция”.

Учащимся предлагается рассмотреть ряд функций:

  • +9

Начинается диалог с вопроса: “Что это за выражения?”

Д: “данные выражения-функции”. Задается следующий вопрос классу: “Что такое функция? Какие мы уже знаем функции? Как вы думаете, какие из этих функций лишние?” Ученики называют :; ; ;

Далее ведётся диалог с учениками, задавая им следующие вопросы: “Почему данные функции лишние? После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. Выслушав ответы учеников, учитель знакомит с названием объекта и спрашивает класс: “Как вы думаете, какова тема урока?” Ученики формулируют тему урока. По необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

Прием “Моделирование жизненной ситуации” .Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.

5) Урок геометрии в 8  классе. Тема урока: “Площадь”.

Предлагается решить задачу “Родители решили сделать ремонт в комнате, как они узнают, сколько потребуется линолеума в комнату, если известно, что длина 5 метров ,а ширина 4 метра .” Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос.

Учитель: “Какова тема сегодняшнего урока?”

Дети формулируют тему “Площадь”.

Учитель: “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”

Ученики приводят примеры и жизни, где они сталкивались с понятием площадь.

Учитель: “Сформулируйте цель урока”.

Ученики: “Узнать, что такое площадь? Научиться находить площади различных фигур”.

Заключение.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.

Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

 Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности) необходимо записать на доске.

При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна (результатов, записанных через умения может быть несколько).

В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого –  сформулировать свои образовательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).

          В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно  самостоятельно...

Приемы активного целеполагания на уроке химии

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...

Приемы активного целеполагания на уроке математики

Статья написана на основе опыты учителей...

Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)

В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...

Методическая разработка по теме: "Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем"

Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требовапниям ФГОС. Этап активного целеполагания, его приемы....

статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".

В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...

Приeмы активного целеполагания на уроке (из опыта работы)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к с...