Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
статья (5 класс)
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_aktivnogo_tselepolaganiya.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Балутина Т.А., учитель испанского языка
ГБОУ школа №300 Центрального района
Санкт-Петербурга
Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся,
Цель должна быть:
• Конкретна.
• Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
• Достижима.
• Реальна.
• Ориентирована на результат.
• Ориентирована по времени.
Для гарантии высокой результативности урока необходимо не только определить цели, но и понять, как и с помощью чего они будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Одним из важнейших принципов эффективного урока является принцип личностного целеполагания ученика.
Рассмотрим различные приемы активного целеполагания.
- Тема-вопрос - план
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос: Почему люди путешествуют?
- Работа над понятием
Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема: Неисчисляемые существительные. Что в формулировке темы уже известно? Учащиеся могут назвать «Исчисляемые существительные», т. к. они изучены ранее. Затем можно провести аналогию с русским языком.
- Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге диалог сводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, в которой возникла потребность в дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель. Например, предъявляем тему урока: Различия между деревней и городом.
Возможные варианты заданий:
- заполнить таблицу, вписывая преимущества и недостатки жизни в городе и деревне
- выбрать из предложенных слов те, что описывают город, деревню
- записать 7-10 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город или деревню
Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя из этого, определяем цели урока.
- Ситуация «Яркого пятна»
Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. К примеру, тема занятия Простое настоящее время, на доске выписаны глаголы, где окончания выделены крупным шрифтом и ярким цветом. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности предложенного. Затем определяется тема и цели урока.
- Группировка
Учащимся предлагается разделить на группы ряд слов или понятий. К примеру, тема занятия: Магазины и поход по магазинам. Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Распределите все покупки по отделам.
Мозговой штурм
Учащимся предлагают вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов, учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Умение согласования целей субъектов деятельности является одним из основных критериев педагогического мастерства. При этом необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. В свою очередь, для того, чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей, захочет дойти до сути и понять. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная и потребует активных действий для ее решения.
Литература
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/03/20/priemy-tselepolaganiya-na-uroke-v-ramkah-fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
Приемы активного целеполагания на уроке химии
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...
Приемы активного целеполагания на уроке математики
Статья написана на основе опыты учителей...
статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...
Приемы активного целеполагания на уроках английского языка
АннотацияСтатья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целепол...
Статья: "Приемы активного целеполагания на уроке"
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранны...