Приемы активного целеполагания на уроке математики
статья
Статья написана на основе опыты учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_aktivnogo_tselepolaganiya_na_uroke_matmatiki_iz_opyta_uchitelya.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукьянова Л.С., учитель математики
ГБОУ СОШ №315
города Павловск Пушкинского района
Приемы активного целеполагания на уроке математики
(из опыта работы учителя)
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цели должны быть:
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема
Приемы целеполагания.
- Визуальные:
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка.
- Аудиальные:
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Обязательными условиями использования приемов целеполагания является: учет уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Рассмотрим отдельно приемы целеполагания.
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре. Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов. Например, темы уроков "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Урок математики в по теме "Натуральные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6; -12; 17; 0; -4,6; 1; 2,1; 72;.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: самостоятельное решение, коллективная проверка результатов, выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения, постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
Приемы активного целеполагания на уроке химии
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...
Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...
статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...
Приемы активного целеполагания на уроках английского языка
АннотацияСтатья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целепол...
Статья: "Приемы активного целеполагания на уроке"
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранны...