Методическая разработка по теме: "Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем"
методическая разработка
Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требовапниям ФГОС. Этап активного целеполагания, его приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем" | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Активное целеполагание на уроке, его приемы:
что знаем, как применяем»
Морозова Т.В., заместитель директора по ШИС
Колесова Д.М., методист
Человек вырастает по мере того, как растут его цели.
Ф. Шиллер
Большой вклад в решение проблемы целеполагания для педагога внес петербургский ученый О.Е.Лебедев. Он подчеркивает, что любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем, что человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей.
О.Е.Лебедев определяет иерархическую систему целей (табл. 1).
Таблица 1
Структура общих целей школьного образования (по О.Е.Лебедеву)
Цели | Расширение круга значимых проблем | Расширение культурно-образовательного пространства | Формирование универсальных способов деятельности | Формирование «знаниевой» базы решения проблем |
Научить учиться | Познавательные проблемы. Проблемы самопознания (интересы, особенности интеллекта) | Источники учебной информации | Общеучебные, познавательные и учебно-исследовательские умения | Сущность познания, образования и учения |
Научить решать стандартные жизненные проблемы | Проблемы социальной адаптации. Проблемы самопознания (социальные роли) | Внешкольные источники информации, типичные для окружающей среды | Правила, нормы, алгоритмы | Сведения, научные понятия |
Научить ориентироваться в мире ценностей | Аксиологические проблемы. Проблемы самопознания (свои ценности) | «Базовые первоисточники» | Критерии оценки | Факты, взгляды, философские и другие категории |
Подготовить к профессиональному выбору | Проблемы самопознания (профессиональные интересы и возможности) | Источники информации о профессии, профессиональном образовании | Умения, имеющие опорное значение для профессионального образования | Знания, имеющие опорное значение для профессионального образования |
Научить решению нестандартных задач | Проблемы творчества. Проблемы самопознания (способности) | Эталоны творческой деятельности | Исследовательские умения. Эвристические методы. Общенаучные методы | Научные теории, концепции |
Процесс активного целеполагания напрямую связан с регуляцией учебно-познавательной деятельности, с волевой саморегуляцией в целом. Для того чтобы осуществлять целеполагание ученика на уроке, учитель должен ответить на следующие вопросы:
- Какие цели мне нужно определить для ученика?
- Что такое целевая программа действий и для чего она нужна?
- Что такое детализация и конкретизация учебных целей?
- Какие бывают цели?
- Для чего нам нужно цели учителя перевести в цели ученика?
Затем, исходя из требований стандарта, продумать свою систему осуществления целеполагания на уроке с учетом специфики естественнонаучных, социо-гуманитарных и эстетических предметов, количества часов в неделю, особенностей класса и т.д.
Как учителю реализовать целеполагание на уроке?
- Создать условия для активного целеполагания: ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем.
- Научиться фиксировать цели урока вместе с учеником, применять различные приемы и средства фиксации целей.
- Освоить новый язык целеполагания: формулировать цели в терминах универсальных учебных действий и Федерального государственного образовательного стандарта.
Ученик умеет осуществлять целеполагание успешно, если:
- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Умеет удерживать цель учебной задачи.
- Строит учебное действие в соответствии с целью.
Идеальный вариант целеполагания ученика может соответствовать следующим параметрам:
- цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого обучающегося;
- результаты можно измерить;
- сам школьник может измерить результаты;
- к результатам можно идти в индивидуальном темпе;
- цели выдвигаются самостоятельно и выступают мотиваторами учебной деятельности.
Учитель может диагностировать уровни целеполагания: «0 баллов» - неприятие учебного задания; «1 балл» - принимается учебная цель, поставленная учителем, самостоятельное целеполагание отсутствует; «2 балла» - цель ставится с помощью учителя, самостоятельно поставленная цель не всегда соответствует учебному материалу; «3 балла» - самостоятельное и адекватное учебному материалу целеполагание, способность обосновать постановку цели. К показателям сформированности целеполагания относятся следующие: цели являются конкретными и измеряемыми, целеполагание сопровождается планированием времени, ресурсов и средств достижения, учащийся способен к корректировке действий в соответствии с поставленной целью.
Вершиной целеполагания выступает целевая программа действий.
Целевая программа действий – это программа учебно-познавательной деятельности ученика, составленная им самостоятельно или с помощью педагога. В этой программе зафиксированы цел и предполагаемые результаты, которые может проверить сам ученик по всей теме/ разделу/ модулю, а также сформулированы учебные задачи.
Для определения учебных задач педагогу необходимо сформулировать основания для их выбора. Одним из вариантов может быть трансформация темы урока в следующие учебные задачи:
- Информационная. Что будем учить и чему будем учиться?
- Операционная. Как и каким образом будем учиться?
- Мотивационная. Зачем нам это надо?
- Коммуникативная. С кем и где?
Список целей для учащегося:
- Изучить материал модулей;
- Составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном проекте;
- Усвоить основные понятия и законы темы;
- Подготовить доклад по одной из проблем (указать);
- Качественно подготовиться к зачету по курсу;
- Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
- Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;
- Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
- Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
- Проявить и развить свои способности (назвать их);
- Организовать сою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- Научиться аргументировано отвечать в ходе изучения темы;
- Доказывать и опровергать утверждения педагога;
- Сформулировать свой вариант цели.
Для того чтобы помочь учителю осуществлять целеполагание на уроке, были разработаны и апробированы отдельные приемы, изучены уже существующие приемы, и на основе этого составлен алфавит приемов целеполагания (отражен в пособии «Проектирование учебно – познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС». – О.Б. Даутова. – Санкт-Петербург: Каро,2016), содержащий на данный момент 50 позиций. Применение этих приемов позволяет учителю сделать процесс целеполагания творческим и интересным.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих приемов на примерах открытых уроков различных учебных предметов.
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.
Любую образовательную ситуацию или этап урока учитель может сделать поводом для первичного целеполагания, как это делают наши учителя посмотрим проанализировав этот этап урока.
В рамках подготовки к педагогическому совету было дано 12 открытых уроков.
На всех уроках, проводимых учителями гимназии, создавались условия для активного целеполагания: учащиеся смогли сами сформулировать цель урока. Учителя знакомы с принципами современного целеполагания на уроке, и, в основном, владеют необходимой терминологией, но далеко не всегда цели учителя трансформируются в цели учащихся, т.е в их учебные задачи:
- Что будем изучать?
- Чему будем учиться?
- Как будем учиться?
- Зачем это надо?
- С кем и где мы будем этому учиться?
Именно это является первой проблемой для наших учителей.
Очень хорошо это получается у многих учителей. Рассмотрим несколько примеров.
Математика 5 класс, тема «Решение уравнений»- очень грамотно формулирует вопросы: какую цель каждый из вас поставит себе на урок? почему важно научиться решать уравнения? Цитата Эйнштейна «Уравнения для меня важнее, потому что политика — для настоящего, а уравнения — для вечности» красиво подводит итог рассуждениям.
Русский язык 5 класс, тема «Самостоятельные части речи - учащиеся не только сами сформулировали тему урока, но и сами трансформировали эту цель в свои учебные задачи используя при этом слова «знать», «уметь».
Окружающий мир 2 класс, тема урока «Животные» - уже учащиеся 2 класса сами смогли сформулировать что они хотели бы узнать о животных и почему это знание важно для них.
География 8 класс, тема «Изменение рельефа местности под воздействием внешних сил». Учителю удалось между своими целями и учебными задачами детей поставить знак тождественного равенства. Учащиеся сами формулировали и ставили задачи на уроке для себя.
Также удачно это продемонстрировали учащиеся на уроках химии 8 класс. Цель учителя была трансформирована в цели учащихся, т.е. их учебные задачи: научиться классифицировать химические реакции.
Когда учитель готовится к уроку, то перед ним возникает вопрос: что я могу придумать, как спланировать свою работу и деятельность учащихся, чтобы учащиеся сами подошли к формулировке темы урока. На самом деле существует множество приемов активного целеполагания. Посмотрим, что мы смогли увидеть на уроках.
К основным приемам целеполагания, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, относят следующие:
- Визуальные:
- Мозговой штурм
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка
- Аудиальные:
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Вторая проблема, которая выявилась при анализе уроков – это весьма скромный выбор приемов активного целеполагания.
Приемы целеполагания | Учебные предметы с использованием данных приемов на уроке |
Ситуация яркого пятна | Английский язык – построение домика – целеполагание грамматических конструкций. |
Нестандартный вход в урок Домысливание Опорный конспект | История - решение кроссворда с выходом на тему урока. Окружающий мир - решение кроссворда и определение далее темы урока. Химия - постановка эксперимента и дальнейший выход на классификацию химических реакций. |
Подводящий диалог | Математика - обсуждение видов выражений, записанных на доске – уравнений, название компонентов действий, правил их нахождения. Математика - чтение и запись многозначных чисел. Русский язык - использование театрализации и обсуждение услышанного. |
Группировка и исключение Эффект удивления | Русский язык – из слов, приведенных учителем учащиеся выбирают известные части речи и группируют их, пока не остались не включенные ни в одну группу. |
Проблема предыдущего урока | География – использование материалов предыдущего домашнего задания - работа с контурными картами, а затем подводящий диалог к теме урока. |
Выбор приемов целеполагания у наших учителей пока не велик. Почему?
- Не хватает теоретической базы.
- Не хотим что-то менять в привычной работе. Зачем это делать?
Ответ: приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия, ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»
На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или темы, т.к. такие уроки...
Доклад по теме «Активные формы работы на уроках математики»
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит...
Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...
Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов.
Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов.Автор разработки: педагог-психолог ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Занятие с использованием сказкотерапевтических ...
Методическая разработка: Типичные ошибки боксеров клуба «Темп» при выполнении приемов тайского бокса
из опыта работы...
Методическая разработка учебного занятия с детьми ОВЗ. «Конструктор практических приемов на уроках с умственно отсталыми школьниками»
Представленный конструктор на уроке может варьироваться в зависимости от особенностей учащихся, от их настроя на урок, от учебного материала.Данные практические приемы представлены в виде примера на к...
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г
. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....