Приeмы активного целеполагания на уроке (из опыта работы)
статья
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно поэтому я использую в своей практике те новшества, о которых нас информируют на курсах повышения квалификации. Очень интересной для меня оказалась тема целеполагания, которую я раскрыла для себя в новой интерпретации. Конечно, и ранее учителя мотивировали учеников на открытие нового знания, но некоторые современные методы оказываются боле интересными и действенными. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Это понятно каждому. Но как вызвать сильное желание к овладению новым знанием у нерадивых учеников до сих пор бывает сложной задачей для учителя. В таких случаях - цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная, далёкая, недостижимая. Что же тогда? Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В этом вопросе мне помогла Ромашка Блума. (Метод задавания умных вопросов). А когда я стала использовать новые методы целеполагания, мои ученики оживились и с горящими глазами ждали следующих уроков. Далее хочу коротенько дать информацию об этих удивительных возможностях для учителя.
Возможные приемы целеполагания:
- Метод SMART
S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.
Метод «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Мозговая атака. Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Ситуация яркого пятна Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером.
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете.
Группировка Учащимся предлагается разделить слова на группы. cats, women, teeth, chicken, matches, feet, toys Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока.
Отсроченная догадка. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока.
Например, тема урока - «Словообразование». В начале урока ставится проблемный вопрос: Как превратить имя существительное в имя прилагательное? Каковы способы образования имени существительного от глагола?
Скрытая ошибка Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.
Например, работая над темой «To be going to» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:
Исправьте ошибки
- Mary are not going to help her Mum.
- Simon am going to play board games.
Домысливание. Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.
Преподаватель называет тему урока, например «Качества, необходимые людям разных профессий», затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, узнать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
Учащиеся, к примеру, предлагают вспомнить прилагательные, описывающие характер человека, слова по теме «Профессии», научиться составлять предложения, узнать о профессии родителей своих одноклассников, оценить качества своих родителей и т.д.
Фантастическая добавка. «Что бы Вы сделали, если бы нашли много денег?» I would..
Использование наглядности. Незаконченная схема, таблица или объекты .
Проблема предыдущего урока
В конце урока предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Тема-вопрос (план). Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Why do people travel? (Почему люди путешествуют?)» Как это сделать?
- 1. Спросить
- 2. Послушать рассказ одноклассника
- 3. Прочитать текст упражнения
Работа над понятием. Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Conditional II and Conditional III» («Придаточные условные предложения второго и третьего типа»). Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «Conditional», учащиеся могут назвать «Придаточное условное предложение», т.к. первый тип изучается ранее. Затем провести аналогию данного языкового явления в русском и английском языке. В составе какого предложения встречается придаточное? Чем отличается главное от придаточного в составе сложноподчиненного предложения? С какого союза начинается придаточное условия? Что происходит с английским глаголом в придаточном условном первого типа?..)
Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов: played, liked, helped, went, lived. Далее задаётся вопрос: Что общего во всех словах? Что лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель
.Прием «знаю - не знаю»: Предъявляется тема урока, например «Hobbies» («Хобби»).
На доске чертится таблица из трех колонок:
Знаю (Know) | Не знаю (Don’t know) | Хочу знать (Want to know) |
|
|
|
Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.
«Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
«Незаконченные предложения»: Учащимся предлагаются незаконченные предложения. При выполнении задания учащиеся выходят на проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация. Учащимся предлагается заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что глаголы некоторые изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила.
Использование пословиц, скороговорок, кроссвордов, загадок, ребусов Этот приём используется для предъявления темы. Попробуем проиллюстрировать некоторые варианты.
Пример На этапе фонетической разминки учитель предлагает поработать с пословицей: Halfaloafisbetterthannone. После отработки произношения учащиеся в процессе перевода пословицы сталкиваются с новым грамматическим явлением (степени сравнения имён прилагательных). Возникает проблема, ставится цель.
В настоящий момент в методической литературе можно найти множество других приемов целеполагания: вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить, составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм. Сформулированную цель и задачи необходимо записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Использование вышеперечисленных методов целеполагания позволяет вовлечь обучающихся в первых минут урока в глубокий мыслительный аналитический процесс, способствует поддержанию мотивации к изучению предмета и получению стойкого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_urok.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Кадушкина Светлана Валентиновна,
Учитель английского языка ГБОУ СОШ №390
Красносельского района Санкт-Петербурга
Семинар УРОК
Приeмы активного целеполагания
на уроке (из опыта работы)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно поэтому я использую в своей практике те новшества, о которых нас информируют на курсах повышения квалификации. Очень интересной для меня оказалась тема целеполагания, которую я раскрыла для себя в новой интерпретации. Конечно, и ранее учителя мотивировали учеников на открытие нового знания, но некоторые современные методы оказываются боле интересными и действенными. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Это понятно каждому. Но как вызвать сильное желание к овладению новым знанием у нерадивых учеников до сих пор бывает сложной задачей для учителя. В таких случаях - цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная, далёкая, недостижимая. Что же тогда? Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В этом вопросе мне помогла Ромашка Блума. (Метод задавания умных вопросов). А когда я стала использовать новые методы целеполагания, мои ученики оживились и с горящими глазами ждали следующих уроков. Далее хочу коротенько дать информацию об этих удивительных возможностях для учителя.
Возможные приемы целеполагания:
- Метод SMART
S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.
Метод «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Мозговая атака. Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Ситуация яркого пятна Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером.
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете.
Группировка Учащимся предлагается разделить слова на группы. cats, women, teeth, chicken, matches, feet, toys Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока.
Отсроченная догадка. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока.
Например, тема урока - «Словообразование». В начале урока ставится проблемный вопрос: Как превратить имя существительное в имя прилагательное? Каковы способы образования имени существительного от глагола?
Скрытая ошибка Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.
Например, работая над темой «To be going to» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:
Исправьте ошибки
- Mary are not going to help her Mum.
- Simon am going to play board games.
Домысливание. Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.
Преподаватель называет тему урока, например «Качества, необходимые людям разных профессий», затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, узнать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
Учащиеся, к примеру, предлагают вспомнить прилагательные, описывающие характер человека, слова по теме «Профессии», научиться составлять предложения, узнать о профессии родителей своих одноклассников, оценить качества своих родителей и т.д.
Фантастическая добавка. «Что бы Вы сделали, если бы нашли много денег?» I would..
Использование наглядности. Незаконченная схема, таблица или объекты .
Проблема предыдущего урока
В конце урока предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Тема-вопрос (план). Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Why do people travel? (Почему люди путешествуют?)» Как это сделать?
- 1. Спросить
- 2. Послушать рассказ одноклассника
- 3. Прочитать текст упражнения
Работа над понятием. Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Conditional II and Conditional III» («Придаточные условные предложения второго и третьего типа»). Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «Conditional», учащиеся могут назвать «Придаточное условное предложение», т.к. первый тип изучается ранее. Затем провести аналогию данного языкового явления в русском и английском языке. В составе какого предложения встречается придаточное? Чем отличается главное от придаточного в составе сложноподчиненного предложения? С какого союза начинается придаточное условия? Что происходит с английским глаголом в придаточном условном первого типа?..)
Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов: played, liked, helped, went, lived. Далее задаётся вопрос: Что общего во всех словах? Что лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель
.Прием «знаю - не знаю»: Предъявляется тема урока, например «Hobbies» («Хобби»).
На доске чертится таблица из трех колонок:
Знаю (Know) | Не знаю (Don’t know) | Хочу знать (Want to know) |
|
|
|
Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.
«Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
«Незаконченные предложения»: Учащимся предлагаются незаконченные предложения. При выполнении задания учащиеся выходят на проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация. Учащимся предлагается заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что глаголы некоторые изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила.
Использование пословиц, скороговорок, кроссвордов, загадок, ребусов Этот приём используется для предъявления темы. Попробуем проиллюстрировать некоторые варианты.
Пример На этапе фонетической разминки учитель предлагает поработать с пословицей: Halfaloafisbetterthannone. После отработки произношения учащиеся в процессе перевода пословицы сталкиваются с новым грамматическим явлением (степени сравнения имён прилагательных). Возникает проблема, ставится цель.
В настоящий момент в методической литературе можно найти множество других приемов целеполагания: вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить, составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм. Сформулированную цель и задачи необходимо записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Использование вышеперечисленных методов целеполагания позволяет вовлечь обучающихся в первых минут урока в глубокий мыслительный аналитический процесс, способствует поддержанию мотивации к изучению предмета и получению стойкого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
Приемы активного целеполагания на уроке химии
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...
Приемы активного целеполагания на уроке математики
Статья написана на основе опыты учителей...
Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...
Методическая разработка по теме: "Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем"
Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требовапниям ФГОС. Этап активного целеполагания, его приемы....
статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...