Элективный курс по математике
элективный курс по математике (7 класс) на тему
Элективный курс по математике предназначен для подготовки обучающихся 7 классов к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_matematika_7_klass.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №___ ____ от « » _______ 2016 года | Согласовано: с заместителем директора по УВР _____________ / Г. М. Меньшикова / « » сентября 2016г. | «Утверждено» Приказом №____ от « » _______ 2016 года Директор школы: С.И.Жаворонков |
Рабочая программа элективного курса
по математике «Решение олимпиадных задач»
для учащихся 7а,б классов
Составитель: Зваричук Татьяна Анатольевна,
1 квалификационная категория
п. Октябрьский, 2016
Содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса по математике составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Цели изучения элективного курса по математики в 7 классе:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- Разностороннее развитие личности
- Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
- Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
- Осуществление индивидуализации и дифференциации.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач.
- Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
- Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.
- Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях.
Общая характеристика элективного курса
Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Место курса в учебном плане основной школы
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в первом полугодии.
Перечень разделов, тем курса
Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку
(1 час). Теория чисел. Признаки делимости (1 час). Теория вероятности (4 часа) . Геометрические задачи( 3часа). Математическая логика (2 часа). Круги Эйлера( 2часа).Решение текстовых задач (2 часа). Принцип Дирихле. Правило крайнего (2 часа).
Формы внеурочной деятельности
Освоение данного курса представлено в виде элективного курса, где организованы следующие формы деятельности:
по форме организации работа может быть:
- групповой;
- индивидуальной;
- фронтальной;
с использованием следующих методов и приемов:
- «Мозговой штурм».
- Дискуссия
- Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий
- Исследовательский метод.
- Дидактические игры.
Основными видами деятельности являются индивидуальная и групповая работа.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
1 | 2 | 3 |
1 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | |
2 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | |
3 | Задачи на худший случай. | |
4 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | |
5 | Решение геометрических задач | |
6,7 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | |
8 | Знакомство с правилами и способами рассуждений. | |
9 | Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. | |
10 | Круги Эйлера. | |
11 | Круги Эйлера. Закрепление. | |
12 | Решение олимпиадных задач на проценты. | |
13 | Решение олимпиадных задач на проценты. Закрепление. | |
14 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | |
15 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | |
16 | Принцип Дирихле. | |
17 | Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Изучение курса «Решение олимпиадных задач» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления;
- развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- формирование умений проводить доказательные рассуждения;
- развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- формирование умений видеть математическую задачу в практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения элективного курса по математике на занятиях ученик должен знать/понимать:
- Лабиринты, круги Эйлера;
- Системы счисления, принцип Дирихле;
уметь:
- записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
- решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...