Доклад "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"
статья по математике на тему

Погодина Галина Борисовна

Доклад на тему "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"  был представлен на педагогическом Совете. Проведен сравнительный анализ целей до введения ФГОС и в настоящее время. На примере урока по математике в 6 классе по теме "Разные действия с целыми числами" показана реализация ФГОС в основной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Подготовила: учитель математики МБОУ « Криушинская СОШ» Погодина Галина Борисовна

Слайд 2

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я вспомню, Вовлеки меня в процесс, и я пойму, Отойди , и я буду действовать. ( Древняя китайская пословица).

Слайд 3

Цели образования на сегодняшний день: сформировать личностные, социальные, познавательные и коммуникативные способности учащихся. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».

Слайд 4

выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Ведущие принципы ФГОС принципы преемственности и развития

Слайд 5

Цели ФГОС в направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; в метапредметном направлении формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Слайд 6

ФГОС

Слайд 7

Как обучать? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Слайд 8

Дидактическая система деятельностного подхода.

Слайд 9

Уроки деятельностной направленности 1 . Урок открытия нового знания. 2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) 4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений 5. Урок контроля знаний и умений 6. Урок коррекции знаний, умений и навыков 7. Комбинированный урок

Слайд 10

УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Слайд 11

Современный урок

Слайд 12

Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД Результат Организационный момент Подготовка к уроку. Ответы на вопросы учителя. Проверка готовности к уроку, мотивирование учащихся на работу чтением стихотворения; обращение к прошлому опыту учащихся Грамотно излагать свои мысли в устной речи Мотивированные ученики Актуализация опорных знаний Устный счет Постановка проблемы 1.Устные ответы на вопросы 1. Проведение опроса 2. Создание проблемной ситуации Развитие способности видеть математическую задачу Готовность детей к восприятию нового материала Усвоение новых знаний Восприятие информации Работа в тетрадях с таблицей разрядов Формулировка темы урока Обращение к прошлому опыту Наблюдение, оказание индивидуальной помощи Точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи Записанные десятичные дроби Первичное применение приобретенных знаний Выполнение заданий из учебника Наблюдение, оказание индивидуальной помощи Чтение и запись десятичных дробей, точно и грамотно излагать свои мысли в письменной речи Выполненные задания из учебника Рефлексия Выполнение теста, оценивание усвоения новых знаний Проверка усвоения нового материала Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Самооценка учащихся Подведение итогов работы Обобщение материала, формулирование выводов Фиксация выводов Точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи Усвоенный учебный материал Задание на дом Запись домашнего задания Инструктаж по выполнению домашнего задания Записанное домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема урока: Разные действия с целыми числами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цели урока:

Обучающие: отработка навыков выполнения действий с целыми числами, применение рациональных приёмов вычислений.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать,  делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

Оборудование и технические средства:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Наглядные пособия

Презентация, выполненная в программе “PowerPoint”

Рабочие материалы для обучающихся

  • Лист самооценки
  • Тест на отдельных бланках
  • Бланк ответов

Планируемый результат.

УУД

Личностные:выполняют действия с целыми числами , используют свойства умножения, деления, сложения, вычитания, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.

Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на умножение, деление, вычитание, сложение  целых чисел и применение свойств действия с числами, систематизируют знания и углубляют знания  по данной теме.

Предметные:уметь в процессе реальной ситуации применять выполнение действий с целыми числами.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

План урока

1.Организационный этап.(2 -3 мин)

2. Актуализация знаний.( 5 мин)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)

4.Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуации( 15 мин)

5.Физкультминутка( 1мин)

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации – тестирование ( 10 мин)

7. Информация о домашнем задании.(1 мин)

8.Рефлексия (5 мин)

Технологическая карта урока

Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

1.Организационный этап.(2 -3 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.Раздаются листы самооценки, которые ученики заполняют в течение урока. (Приложение 1) Тетради с домашней работой сдаются на проверку.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать — коллективно!

Решать — оперативно!

Отвечать — доказательно!

Бороться — старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний.( 5 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

*

-2

+

65

-

12

51

:

-17

*

-15

Организация устного счёта и повторения основных типов примеров на выполнение действий с целыми числами. Испытание 1: Математический канат:

43

-

-17

:

12

-20

+

-15

:

-7

+

85

:

-45

*

-25

*

-18

:

-9

+

-37

Испытание 2. «Найдите ошибку». Учащиеся видят на экране примеры с ошибками, находят их, называют номер примера (2, 3, 7)

1) 10 – 25 = – 15;
2) 100 : (– 10) = 10;
3) – 71 + 30 = 41;
4) – 17 + 17 = 0.

5) 0 + (– 12) = – 12;

6) – 24 • 2 = – 48;

7 ) –12 + (– 19) = 31

Участвуют в работе по повторению. Работа в парах.

5

Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет  ключевые слова, тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

ВОСТЕСМЕЫН СЕЙДЯВИТ

(Совместные действия)

Испытание 3: Искомый маршрут

Безымянный.JPG

  1. Какие действия вы выполняли с целыми числами?
  2. Сформулировать правила сложения, умножения и деления целых чисел с разными знаками.

Вспомним правило древних.

  1. С какими числами вы  еще знакомы?
  2. Какое число больше, если одно из них положительное, а другое отрицательное?
  3. Какое из чисел больше: отрицательное или ноль?
  4. Какое из чисел меньше: положительное или ноль?

Историческая минутка

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуации
( 15 мин)

Показать разнообразие примеров на применение рациональных способов вычислений.

Организация и контроль за процессом решения примеров.

Испытание 4: Восхождение на высоту

  1. Найдите значения выражения

Безымянный.JPG

2) Выполните действия:

а) 36*(45): (-9)   б) -105 * (-16) : 56Безымянный.JPG

3) Вычислите используя рациональный прием:Безымянный.JPG

Безымянный.JPG

4) Применение знаний на практике

Заполнить таблицу на слайде

Решают примеры  работают в парах над поставленными задачами у доски.

Проговаривают правила действий над целыми числами. На конкретных примерах учатся их применять.

Выполняют задание и применяют рациональные способы вычислений.

Комментируют решения примеров.

9

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.Физкультминутка( 1мин)

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Физкультминутка «Привал»

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

2

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации - тестирование

( 10 мин)

Показать разнообразие задач на применение рациональных способов вычислений в реальной ситуации.

Испытание 5:Проверка на прочность

Работа по выполнению теста
Раздаточный материал: бланк ответов и тест

(приложение 1, 2)

Учащиеся выполняют задания ,заполняя бланк ответов, затем меняются друг с другом, проверяют и ставят оценку- взаимопроверка. Учитель показывает правило заполнения бланков

Ответы выводятся на экран

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь применять свои знания в различных ситуациях.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7. Информация о домашнем задании.(1 мин)

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 595(а – е), 596, 597(а, в), 598(б),

рубрика «Неверно».

Учащиеся записывают в дневники задание

3

8.Рефлексия.( 3 мин)

Дать количественную оценку работы учащихся.

Подводят итоги работы  класса.

Конечный пункт

Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто в путешествии отличился?

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Организуют обсуждение:

  • Какова была тема урока?
  • Какую задачу ставили?
  • Каким способом решали поставленную задачу?
  • Какие у вас были затруднения на уроке?
  • Нашли ли вы выход из затруднения?
  • Остались ли у вас затруднения после окончания урока?
  • Над чем необходимо продолжить работу?

Учащиеся подводят итоги своей работы:

Ясегодня понял…

Ясегодня научился…

Мне понравилось…,

Мне не понравилось.

Я не понял…

2

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

Карточка самооценки.

Ф.И.__________________________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Математический канат

2

Найди ошибку

3

Искомый маршрут

4

Восхождение на высоту

5

Проверка на прочность

6

Итог (ваша оценка за урок)

 Приложение 1

Система оценивания:

  • http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpghttp://vk.com/images/blank.gif--справился с задачей без затруднений,

  • http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg--справился с задачей, но возникали трудности,

  • http://cs614927.vk.me/v614927127/1148/MGGb8fT8Law.jpg--не справился с задачей.

Если у вас: 5- http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg- ставим оценку «5».

Если у вас:4-http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «4».

Если у вас:3-http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «3».

Бланк ответов Ф.И.__________________________________________Приложение 2

        №

ответ

ответ

Часть С

ответ

1

5  

1

2

6  

2

3

7

4

8

Приложение 3

Тест

1.Вычислите -14+90   

          А)-76;      Б)76;      В)104;       Г)104;

  1. Вычислите -27+60     

       А)87;       Б)-33;     В)33;         Г)-87;

  1. Вычислите (+20) ∙ (-5) 

    А)100;     Б)-4;       В)4;           Г)-100;

  1. Вычислите (-40):(-8)     

   А)-5;       Б)320;     В)5;           Г)-320;

5.      Вычислите (+20)+(-20)+(+1) (1)

6.     Вычислите (-25)+(-4)+(-6)+4+3+5 (0)

7.     Вычислите -5-3+6-8+4 (-6)

8.     Вычислите 20∙(-5) ∙6 (-600)

Часть С

1.     Скорость лодки по течению 10 км/ч. Найти собственную скорость и скорость против течения, если скорость течения реки 4 км/ч. (vсобст=6 км/ч, vпротив течения=2 км/ч)

2.     Выполните действия -9∙ (-73+12):15+4.(1)

Список используемой литературы

1. Е.А.Бунимович и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение» - 2016

2.  Е.А.Бунимович и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. Пособие для учащихся. М: «Просвещение» - 2016

3.  Е.А.Бунимович и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. Пособие для учащихся. М: «Просвещение» - 2016

4. Е.А.Бунимович и др. Рабочие программы УМК «СФЕРЫ». Пособие для учителей. М: «Просвещение» - 2016

 5. Л.В.Кузнецова и др.Поурочное тематическое планирование. М: «Просвещение» - 2011

6.  Анимационные картинки для презентаций http://prezentacii.com/animacii-dlya-prezentaciy.html http://klub-drug.ru/shkolniki/kartinki-shkola-animacii-knigi-shkolnye.html


Нижегородская область

Вознесенский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

Урок закрепления материала

по теме

"Разные действия с целыми числами"

6 класс

Работу выполнила: учитель математики

                                                                          МБОУ «Криушинская СОШ»      

Погодина Галина Борисовна

с.Криуша, 2017 год



Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Вознесенский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

на тему

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ

 В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила: учитель математики

                                                                          МБОУ «Криушинская СОШ»      

Погодина Галина Борисовна

с.Криуша, 2017 год

Содержание

1.  Введение

2.  Принципы реализации ФГОС на уроках

2.1 Цели ФГОС

       2.2 Реализация деятельностного подхода на уроках

      2.3 Разработка урока по математике  по ФГОС

3. Заключение

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

Введение

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде  «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.  «Человек знающий» заменяется  на  «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В образовании складывается концепция новых государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации — в планируемые результаты.

2. Принципы реализации ФГОС на уроках

2.1 Цели ФГОС

Образовательный стандарт основного общего образования по математике  до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

  • интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для полноценной жизни в современном обществе;
  • воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в новых условиях;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

По новым ФГОС изучение математики в  основной школе звучит иначе и направлено достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

2.2 Реализация деятельностного подхода на уроках

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

      Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?  С помощью чего учить?

Как проверить достижение новых образовательных результатов?

      Новым современным целям образования, ориентированным  на развитие мышления и творческих, личностных качеств учащихся, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию соответствует  дидактическая система деятельностного подхода.

Как обучать? 

В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы : 

Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).

Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

С помощью чего учить?

           Уроки  деятельностной  направленности  по  ФГОС  распределены на следующие типы:

1. Урок открытия нового знания.

2. Урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

3. Урок актуализации  знаний и умений (урок повторения)

4. Урок  систематизации и обобщения знаний и умений

5. Урок контроля знаний и умений

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков

7. Комбинированный урок

Как проверить достижение новых образовательных результатов? 

        В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:

Личностные:  самоопределение и  смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.

   

 На каждом из уроков в основной  школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

      Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Структура урока комплексного применения знаний и умений по технологии деятельностного метода.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

4. Первичное закрепление

                                              - в знакомой ситуации (типовые)

                                              - в измененной ситуации (конструктивные)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

2.3 Разработка урока по математике  по ФГОС в 6 классе по теме «Разные действия с целыми числами» (презентация урока)

Приложение 1

   

Заключение

Таким образом реализация ФГОС в основной школе является одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся, в том числе на уроках математики,  т.е внедрения системно-деятельностного подхода. Организация процесса обучения через деятельность обучающихся, может служить основой для формирования у них творческого мышления.

Подтверждено, что повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.

 Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами,  учителями математики,  – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

Литература.

1. ФГОС ОО, раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы»

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)  Утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н.

3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. №2506-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Реализация ФГОС на уроках математики"

В связи введением ФГОС ООО с 2013 года изменилось роль учителя и ученика в учебном процессе. а также и требования к урокам....

Доклад «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»

  Данный доклад был представлен на августовской конференции в 2015 году. Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельнос...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...

Современный урок математики в основной школе с учетом требований ФГОС

Данная презентация может быть полезна учителям математики...

Доклад "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...

Реализация ФГОС на уроках математики в основной и старшей школе (2021 г.)

          Главным  направлением повышения качества образования в основной и средней школе является реализация ФГОС ООО. Для этого, предмет математика наделён огром...

Доклад на ШМО учителей естественно-математического цикла Тема «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»

Доклад на ШМО учителей естественно-математического циклаТема «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»...