Реализация ФГОС на уроках математики в основной и старшей школе (2021 г.)
материал (5, 6, 7, 8 класс)
Главным направлением повышения качества образования в основной и средней школе является реализация ФГОС ООО. Для этого, предмет математика наделён огромным потенциалом.
Моя цель, как учителя - целенаправленно и эффективно содействовать развитию высоконравственной, творческой, самостоятельной личности, способной адаптироваться в современном мире и применять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_realizatsiya_fgos_na_urokah_matematiki_v_osnovnoy_i_starshey_shkole.docx | 478.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на уроках математики в основной и старшей школе.
Н.В.Евграшина
учитель математики
МБОУ «Лицей №17» г. Славгород
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Главным направлением повышения качества образования в основной и средней школе является реализация ФГОС ООО. Для этого, предмет математика наделён огромным потенциалом.
Моя цель, как учителя - целенаправленно и эффективно содействовать развитию высоконравственной, творческой, самостоятельной личности, способной адаптироваться в современном мире и применять полученные знания на практике.
Стараюсь эффективно передать наиболее ценный опыт так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При планировании уроков особое внимание уделяю этапам, связанным с достижениями личностного результата:
- на этапе мотивации учебной деятельности создаю условия для потребности в изучении материала, нацеливаю учащихся на добро, успех, отзывчивость, преодоление трудностей;
- на этапе целеполагания учу самостоятельно формулировать цели, выявлять затруднения и планировать действия по их устранению;
- построение проекта коррекции выявленных затруднений реализую, используя групповую и парную работу. Учащиеся учатся оценивать деятельность, делать выводы, осуществляют самопроверку и взаимопроверку;
- при проведении рефлексии обучаю оценивать свою готовность в обнаружении пробелов по теме урока, выявлять затруднения и определять результат своей работы. Для этого разрабатываю листы самооценки, используя технологию формирующего оценивания. Более подробно хочу остановиться на современных педагогических технологиях, применяемых на своих уроках:
Я, как учитель, использующий интерактивные технологии, выступаю в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта излагаю текстовый материал, демонстрирую числовой предметный ряд, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса.
В роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини - презентаций).
В роли консультанта обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Анализируя материалы своих уроков («Обратная функция» - урок в 10 классе, «Положительные и отрицательные числа» - урок в 6 классе, «Натуральные числа» - урок в 5 классе) могу выделить ряд приёмов, способствующих интеллектуальной активности учащихся: «обучаясь – учусь», работа в группах, в парах. Мои воспитанники самостоятельно работали с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения, защищали проекты, оценивали друг друга. Задания подбираю таким образом, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы.
Применение интерактивных технологий дает
ученикам:
- развитие личностной рефлексии;
- осознание включенности в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- повышение познавательной активности.
мне, как учителю:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
С целью выявления пробелов и их восполнения в освоении элементов содержания темы, я использую технологию формирующего оценивания. Моя основная цель - развивать у ребёнка объективную сторону самооценки. Для этого разрабатываю листы самооценки, которые знакомят ребят с критериями оценивания. Их основным компонентом являются доступность и понятность (приложение 1) . Как учитель и наставник могу контролировать достижения, мотивируя учащихся на максимально возможный уровень.
Использование технологии проблемного обучения помогает учащимся:
- строить гипотезу;
- намечать и обсуждать способы проверки ее истинности;
- аргументировать, проводить эксперименты, наблюдения, анализировать
их результаты, рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Применение на уроках здоровьесберегающих технологий, формирует здоровый образ жизни. Забочусь, чтобы психологическая обстановка урока сохраняла крепкое физическое состояние обучающихся, не возникало трудностей при решении задач. Создаю атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Соответствие состояния кабинета нормам СанПин, исправность учебного оборудования, готовность рабочих мест к уроку - показатели использования здоровьесберегающих технологий. Дежурные следят за дисциплиной, приводят классную доску в порядок. Чётко организую учебный процесс. Систематически в середине урока провожу физические минутки, разминки, используя для этого упражнения для глаз и укрепления осанки. Всех объединяет – желание сохранить бодрость духа, стремление к действию, активность, а это главный результат модели выпускника.
Реализацию воспитательного и образовательного потенциала предмета в рамках ФГОС осуществляю через структуру урока, отбор материала, организацию общения.
На своих уроках развиваю:
- культуру логического мышления;
- расширяю кругозор и общий культурный уровень учащихся;
- внимательность и дисциплинированность;
Внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса и направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. Она способствует решению образовательных задач, которые не удаётся решить на уроке. Основной принцип – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Мною разработана и реализуется программа курса внеурочной деятельности «Пифагор», которая знакомит учащихся с вопросами математики, выходящими за рамки программы, тем самым углубляет их математические знания и даёт возможность отработать их на практике. Решение таких задач, закрепляет интерес к предмету, формирует познавательную активность, воспитывает вычислительную культуру, способствует развитию мыслительных навыков.
Охват внеурочной деятельностью по предмету составляет 85% .
Основными формами занятий являются:
- практические занятия;
- мастерские творчества;
- тематические недели, творческие конкурсы, олимпиады по математике.
Важным аспектом повседневной работы считаю развитие и воспитание интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Для этого использую:
- развивающие занятия и защиту проектов;
- олимпиады различного уровня;
- участие в неделе математики;
- научно – исследовательскую деятельность.
Ежегодно увеличивается количество моих обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах. Повышается качество творческих и исследовательских работ, растёт мотивация к обучению, наблюдаются хорошие навыки самоуправления, активность, самостоятельность. Темы работ, которые выбирают мои учащиеся, имеют практическую направленность и актуальность. Воспитывают чувство гордости и патриотизма к своей малой Родине - городу Славгороду.
Темы исследовательских работ
- «Математические расчёты в анализе уровня заболеваний учащихся города Славгорода».
- «Использование методов математической статистики для прогнозирования демографической ситуации города Славгорода».
- «Математические расчёты в исследовании влияния веса школьного портфеля (рюкзака) на здоровье учащихся МБОУ «Лицей №17» г. Славгорода».
- «Энергосбережение в квартире с использованием математических расчётов».
- «Использование математических расчётов для постройки веранды жилого дома».
Мои воспитанники принимают активное участие в интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру. Являются победителями и призёрами математических конкурсов и олимпиад различного уровня, поступают в Вузы. Поступление выпускников в высшие учебные заведения в 2020 г. - 84%.
Реализацию воспитательного потенциала предмета осуществляю через структуру урока, отбор материала, организацию общения. В своей работе использую воспитательную технологию – «Система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского».
Для привития интереса к предмету, использую интегрированные уроки: математики и литературы, математики и физики, математики и истории. Подбираю задания в стихах и ребусах, кроссвордах. Создаю условия, чтобы учебный процесс был интересным и увлекательным. К сожалению, еще есть проблемы преемственности начального и основного образования в условиях реализации ФГОС. С целью их устранения посещаю уроки учителей начальной школы, изучаю их программы, участвую в круглых столах и семинарах по вопросам адаптации учащихся 5 классов, делюсь опытом работы с коллегами.
Нужно помнить, что ребёнок не всегда станет математиком, прежде всего, нужно воспитывать всесторонне развитую личность, способную применить свои знания в жизни - это главное условие реализации ФГОС ООО.
Список литературы
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.-98с.
- Патрикова Т.С. Интерактивное учебное занятие: технология модерации // Справочник заместителя директора школы. – 2015. - №3.
- Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44.
- Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты. - Народное образование. - № 6, 2014 - С.151-160.
Приложение 1
Лист самооценки по теме: «Обратная функция» 10 класс (профильный уровень)
Ф. И. ученика _________________________
Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Могу объяснить, какие функции называются «Обратными». Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции; Умею строить график обратной функции, но могу допустить 1ошибку по невнимательности. ( из 7 заданий допускается 1 ошибка) | Могу объяснить, какие функции называются «Обратными». Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции; Умею строить график обратной функции, но могу допустить 2 ошибки (1вычислительного характера, 1 в построении графика) ( из 7 заданий допускаются 2 ошибки) | Понимаю, какие функции называются «Обратными» Знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но не во всех случаях могу применить; Умею строить график обратной функции, но могу допустить ошибки. ( из 7 заданий допускаются 3 ошибки) | Понимаю, какие функции называются «Обратными». Не знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но могу сделать задание по образцу и допустить вычислительные ошибки. Не умею строить график обратной функции. (из 7 заданий больше половины сделано не верно) |
Приложение 2
Результативность участия учащихся в конкурсах и олимпиадах
Год | Уровень участия | Название мероприятия | Результат участия |
2018-2019 | муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады | 1 призёр |
муниципальный | ГНПК «Будущее Славгорода -2019» | 1 победитель | |
краевой | Краевая НПК для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая- 2019» | 1 участник | |
федеральный | Всероссийский конкурс для детей и молодёжи «Творчество и интеллект» | 1 победитель | |
международный | V Международный конкурс «Гордость России» | 2 победителя | |
2019-2020 | муниципальный | ГНПК «Будущее Славгорода -2020» | 1 победитель |
муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады | 1 призёр | |
краевой | Краевая НПК для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая- 2020» | 1 участник | |
федеральный | Всероссийский конкурс для детей и молодёжи «Творчество и интеллект» | 1 победитель | |
международный | VI Международный конкурс «Гордость России» | 2 победителя | |
2020-2021 | муниципальный | ГНПК «Будущее Славгорода -2021» | 2 победителя 1 призёр |
окружной | X научно-практическая конференция «Малые Гумбольдтские чтения». | 2 призёра | |
краевой | Краевая НПК для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая- 2019» | 4 участника | |
федеральный | Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области по физике (ТГУ) (отборочный тур) | 2 призёра | |
международный | XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» | 1 победитель | |
международный | VII Международный конкурс «Гордость России» | 4 победителя |
Результаты ЕГЭ 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых ФГОС по математике в основной и старшей школе
Выступление по МО для учителей математики....
Доклад. "Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и старшей школы совместно с предприятиями и организациями".
Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской э...
Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС
Статья "Коллективный способ обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС"...
Доклад "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"
Доклад на тему "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе" был представлен на педагогическом Совете. Проведен сравнительный анализ целей до введения ФГОС и в настоящее время. На прим...
Формирование интереса к чтению и урокам литературы в основной и старшей школе.
Методические рекомендации для учителя...
успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе
Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников на уроках матем...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...