Доклад «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»
материал по географии (6 класс) по теме

Лукшанова Ольга Александровна

    Данный доклад был представлен на августовской конференции в 2015 году. Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельности учащихся. Познавательная самостоятельная   деятельность у учащихся развивается тогда, когда их обучают самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого можно с помощью целенаправленных  приёмов учебной работы. Усвоенные приёмы становятся средством самостоятельного приобретения новых знаний и новых приёмов не только в условиях учебного процесса, но и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyat_rabota_na_uroke_geografii.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Лукшанова О.А., учитель географии

Статья  «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»

     Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельности учащихся. Познавательная самостоятельная   деятельность у учащихся развивается тогда, когда их обучают самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого можно с помощью целенаправленных  приёмов учебной работы. Усвоенные приёмы становятся средством самостоятельного приобретения новых знаний и новых приёмов не только в условиях учебного процесса, но и внеурочное время.

      Одно из важнейших требований современной школы — максимальная активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Считать работу самостоятельной можно только в том случае, если учащиеся применяют свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивают неизвестные им ранее причины, следствие или определяют новый способ решения, т. е. получают новый для себя результат в знаниях и умениях.

      Целью моей методической  работы  является,  формирование у обучающихся приёмов учебной деятельности, развитие  самостоятельной, познавательной  активности, научить самостоятельно, приобретать знания, творчески мыслить.

     Работа направлена на развитие учащихся, а именно:  подготовке их к жизни, что вызывает необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ. Это происходит, во-первых, в изменении  их содержания — преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно-следственных связей, систематизацию знаний, во-вторых, в изменении способов выполнения заданий; содержание курса может быть усвоено учащимися при условии усиления внимания к использованию приемов умственной деятельности, овладению соответствующими данному возрасту методами географической науки, в-третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.  

        Целенаправленная работа над усвоением приёмов учебной работы учащимися создаёт наиболее благоприятные условия для формирования умений и навыков. Они включают не только самостоятельно выполняемые практические работы, предусмотренные программой, но и работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, подготовку докладов, выступлений и др.

        Целенаправленность в работе учителя проявляется, прежде всего, в том, что при планировании работы по курсу и темам должна быть — как одна из образовательных задач  формирования приёмов учебной работы и их использовании на разных уровнях самостоятельности учащихся. Это требует разработки соответствующей системы заданий для каждого из этапов.  Непосредственно в учебном процессе должны быть созданы условия оптимальной организации деятельности учащихся по усвоению приёмов. Иначе говоря, должен быть разработан алгоритм их формирования, отобраны средства обучения, определен характер деятельности учащихся и индивидуальный к ним подход.

        Самостоятельные работы охватывают значительную область учебной деятельности учащихся, чем практические работы.  Самостоятельные работы способствуют формированию  познавательной  самостоятельности и активности, усвоению способов деятельности, развитию обще учебных умений, развитию мыслительных операций усвоения знаний и умений.

       В формировании приёмов учебной работы, которые лежат в основе образования умения и навыков, выделяются три этапа: 1) первый этап  - ознакомление с целями приёма, составом и последовательностью действия. На этом этапе преобладает обучающая деятельность учителя. Учащиеся выполняют работу по образцу. Работа в основном проводится с целью закрепления теоретического материала и отдельных приёмов учебной работы. Деятельность учителя заключается в том, что он даёт подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет какими  источниками знаний пользоваться,  в какой последовательности следует выполнять работу. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Они пользуются готовым планом, продолжительность самостоятельных работ небольшая, деятельность школьника находится под непрерывным наблюдением учителя.

        Второй этап характеризуется тем, что учащиеся знают цель приёма и его содержание, т. е. знают, как надо действовать, учащиеся сами называют пункты плана, характеристики географических объектов указывают пособии, которым им следует пользоваться, а после этого самостоятельно выполняют задание. Непосредственная помощь оказывается только отстающим ученикам.

       Третий этап – формирование приёма, школьники умеют самостоятельно применять приёмы в новой ситуации и пользоваться ими для самостоятельного приобретения новых знаний. В соответствии с этапами формирования понятий и приёмов в самостоятельной работе значительное место занимают задания на классификацию обобщения. По сравнению с первыми двумя этапами сокращается инструктаж учителя, он носит характер общих указаний. Например, тематическими картами учащиеся могут самостоятельно изучить многие природные области.        Деятельность учителя и при выполнении заданий всё время изменяется.

      На первом этапе учитель разъясняет каждый приём учебной деятельности, и его составные части на последнем  он ограничивает общими указаниями, направленными на обобщение знаний использования теории (основных понятий) для обеспечений фактов раскрытия закономерностей. Однако руководящая деятельность учителя при этом уменьшается. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности.

     Правильно организованные самостоятельные работы, способствуют пониманию сущности понятии раскрытию причинно — следственных связей, а так же пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.

      Важно учитывать классификацию самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. В связи с этим выделяются три вида заданий: 1) задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, т. е. в том виде, как они излагались учителем или в учебнике. Это первый уровень знаний; 2) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации;  3) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

     Для работы с каждым источником знаний использую несколько разновидностей заданий отражающих различные приёмы работы с учащимися.

    Хочу обратить внимание более подробно, как я работаю с картами, с учебниками, дополнительной литературой. Когда дети приходят в 5-ый класс, ставится задача- научить работать с картой. Пример: при изучении темы «Гидросфера» продолжаю работу с картой, например тема: «Реки»,  обучающиеся должны научиться правильно, показывать от истока к устью, чтобы обучить этим навыкам нужно  систематически отрабатывать на уроках.

     В 6-ых классах продолжаю отрабатывать умение и навыки работы по карте.  Обучаю,  чтобы  учащийся, показывая географические объекты, называл их.   В 7-ых классах свободно работают с картой учащиеся, называя,  показывают географические объекты и комментируют свой ответ. Работают с тематическими картами: климатической, картой природных зон и  климатических поясов, почвенной картой, тектонической, геологической и другие.

При составлении географических характеристик отдельных территорий работаю с тематическими картами и с типовыми планами. А при описании какой-то страны одновременно работают с различными картами. В 8-ых классах работая с геологической картой, учащиеся усваивают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст. Работая с тектонической картой, учащиеся получают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст, работая с тектонической картой,  учащиеся получают подробную информацию о размещении и возрасте различных тектонических структур в пределах нашей страны.

       Работа с картами, выполнение различных заданий — это является хорошей основой для формирования приёмов умственной деятельности, так как  требует анализа, синтеза, сравнения, обобщения определений причинно — следственных связей, умение делать выводы.

      Учебник — важнейший источник знаний. Правильно организованная работа с учебником географии служит не только целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом, не только расширяет и углубляет знания, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее воспитывает интерес к географии, любовь к книге, культуру умственного труда, помогает учащимся понять красоту природы. Примеры работы с учебником разнообразны. Можно выделить следующие виды заданий: 1)работа с текстом; 2) работа по вопросам и заданиям; работа с иллюстрациями; работа с цифровыми показателями; реферирование; составление планов; чтение, комментирование отдельных глав и т.д.

        В 5-ых, 6-ых классах дети составляют план текста, параграфа – простого (5-6 кл) и развёрнутого(7 кл). Школьники усваивают существенные признаки понятии, так как пункты планов в большинстве случаев соответствует тому или иному признаку, кроме того они обучаются приёму работы с книгой.

В 7-ом классе при изучении темы «Природные зоны», обучающимся предлагаю заполнить таблицу на основе текста учебника и его карт. Задания способствует закреплению ведущих понятий и формированию приёма одновременной учебной работы с картой и учебником.

      В обучении географии нельзя ограничиться  одним учебником, поэтому в организации самостоятельной работы важную роль играет дополнительная литература. Использую художественную, научно-популярную литературу. Даю конкретные целенаправленные задания. Работая самостоятельно над художественной литературой, учащиеся ярко представляют  природу родной страны.

Говоря о большой территории России, зачитываю стихотворение  К. Симонова:

   Касаясь трёх океанов,

   Она лежит, раскинув города,

  Покрыта сеткою меридианов,

  Непобедима, широка, горда.

Затем обращаюсь к учащимся с вопросами:

1.Какими океанами омывается Россия?

2.Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

     При изучении природных зон России, при описании тундры использую отрывки из произведения В. М. Сдобникова: «… солнечных тёплых дней в тундре весной и летом бывает не так много. Преобладает пасмурная, часто дождливая погода, туманы, холодные ветра. Зато, с какой радостью человек встречает там тёплый солнечный день.Всюду шумят ручьи, со всех сторон слышны  крики птиц, которые прибывают каждый день. Молчаливая тундра оглашается разнообразными песнями птиц. Зацветают тундровые цветы – полярные маки, лютики, астрагалы, незабудки, одуванчики над которыми гудят шмели, в воздухе носятся другие насекомые.

Лето. Солнце ласково греет, и круглые сутки заливает тундру ярким светом. Особенно очаровательны летом ночные часы, когда природе положено погрузиться в темноту. Чем-то величественным веет тогда от тундры от её тишины, покоя». Тундра зимой прекрасно описана в произведении А. Членова «Зимняя сказка». После обсуждения прослушанного, обращаюсь к учащимся с вопросами по картинам «Лето в тундре», «Тундра зимой»: 1. Почему в тундре много озер?2. Почему не произрастает лес? 3. Чем занимается население? Какое влияние оно оказывает своей хозяйственной деятельностью на окружающую природу?

Степь — в произведениях  А. С. Пушкина («Капитанская дочка», «Буран в степи»).

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый художник И. А. Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию.

В стихотворении «К морю» А. С. Пушкина есть такие строки:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Работа перспективна и требует продолжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО»

В статье «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО» раскрыты активные формы и методы обучения в обра...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...

Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"

Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"...

Проведение урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС

Проведение урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...