Урок по теме: «Арифметические действия с десятичными дробями» (организация проектной деятельности учащихся, проект "Комплектование сладкого новогоднего подарка" 5 класс).
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Хотелось бы поделиться одним из примеров групповой работы на уроке математики из практики. При изучении предметной темы «Арифметические действия с десятичными дробями», на этапе работы учащихся по расширению и углублению знаний, мы пришли к мысли создать проект «Сладкие новогодние подарки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект с методическими рекомендациями. | 705.5 КБ |
Презентация урока. | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Информация об авторе
ФИО: Кацевич Надежда Игоревна.
Название представляемой работы: организация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках математики.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4», г. Щёкино,
301247, Тульская область, г. Щёкино, ул. Спортивная, д. 20. тел: 8(48751) 44951. Руководитель образовательного учреждения: Мишина Ольга Викторовна.
Должность: учитель математики.
Педстаж/стаж работы по системе Л.В. Занкова: 14 лет/6 лет
Учебники по которым учитель ведет работу (название, автор, год выпуска):
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 14-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2015.
Почтовый адрес: 301216, Тульская область, Щекинский район, п. Ломинцевский, ул. Набережная, д. 2, кв. 3.
Телефоны: 8(48751)33270, сот.89105514439.
Электронный адрес: grisha-311@mail.ru
Тема: «Арифметические действия с десятичными дробями» (организация проектной деятельности учащихся, проект "Комплектование сладкого новогоднего подарка" 5 класс).
Цель: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний и умений по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» при работе над проектом "Комплектование сладкого новогоднего подарка".
Задачи:
- Способствовать развитию интереса к предмету "математика"; введению полученных знаний по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в систему знаний.
- Сформировать у учащихся способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
- Создать условия для:
- сознательного освоения знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции полученных знаний, к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- пробуждения у учащихся познавательного интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
- самостоятельного применения знаний и умений по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в условиях коллективно-поисковой деятельности,
- развития умения работать с информацией (текстом, рисунками, чертежами) в книгах и Интернете, рационально ее использовать в практической деятельности;
- развития умения оценивать результат своих действий и действий одноклассников;
- развития монологической речи, умения вести диалог;
- аргументирования своего ответа;
- понимания, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;
- развития умения работать вместе;
- развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать и находить расположение предмета в пространстве по описанию;
- совершенствования навыков и умений пользоваться чертежными инструментами;
- развития способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основные виды деятельности: коллективно-поисковая и проектно-исследовательская.
Этапы работы | Описание работы | Методическое пояснение |
I. Мини - исследование (подготовительный этап). Домашнее задание. «Составление прайс-листа на кондитерские изделия». (Исследование цен на кондитерскую продукцию в кондитерских отделах продовольственных магазинов). Учебная задача: составить прайс – листы в форме таблицы, в которых должна быть отражена стоимость конфет, шоколада и других сладостей. | Учащиеся пятого класса получили домашнее задание составить прайс-лист в форме таблицы на самые вкусные кондитерские изделия, которые продаются в близлежащих к школе магазинах. Для практического решения этой задачи учащимся было дано задание разделиться на 3 группы (самостоятельно, по интересам) и в течение определённого совместно с пятиклассниками срока (7 дней) выполнить намеченный план действий: им следовало посетить кондитерские и продовольственные магазины, собрать информацию о ценах на самую вкусную сладкую продукцию, которую они увидят на витринах, а затем обобщить её, сформировать прайс-листы на кондитерские изделия. В итоге у каждой группы получился довольно "солидный" прайс-лист. Группы стратегически по-разному подошли к выполнению поставленной задачи:
| Работа по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» (организация проектной деятельности обучающихся) была организована с позиции системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС: все ученики были вовлечены в активную самостоятельную практическую учебную деятельность и каждый получил возможность реализовать себя в групповой работе, мнение каждого было услышано и обсуждалось одноклассниками. (Принцип системы Л.В. Занкова "Принцип целенаправленной и систематической работы над развитием всех учащихся класса"). Работа строилась в два этапа. Первый, подготовительный: мини-исследование «Составление прайс-листа на кондитерские изделия». Для его выполнения пятиклассникам было дано задание: разделившись на 3 группы, составить прайс-листы, в которых должна быть отражена стоимость конфет, шоколада и других сладостей. Этот этап был необходим для организации последующей работы на уроке по обобщению и систематизации учащимися знаний и умений по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» при работе над проектом «Комплектование сладкого новогоднего подарка». |
II. Урок-проект. «Комплектование сладкого новогоднего подарка». (Работа в группах). Учебная задача: Скомплектовать сладкий новогодний подарок. III. Итог урока. Рефлексивная оценка учениками проведённой работы. | Урок начинается с того, что пятиклассники демонстрируют прайс-листы, составленные в ходе групповой работы. Выбранный членами каждой группы “глава семьи” рассказывает о том, как группа работала над мини-исследованием кондитерской продукции и оформлением результатов в таблице. Члены групп дополняют выступления представителей, делают выводы о том, что подходы к организации работы групп различные, делятся впечатлениями о проделанной работе. Учитель отмечает, что дети прекрасно справились с заданием и предлагает продолжить работать в группах. После совместного определения темы и задач урока пятиклассники вместе с учителем договорились, что 3 группы учащихся, выполнявших в качестве домашнего задания подготовительное мини-исследование и формировавших прайс-листы на кондитерские изделия, составляют 3 условных "семьи". В начале урока каждой “семье” было предложено выбрать «кошелёк» (вытянуть жребий), где указана сумма денег, которую "семья" может потратить на новогодний подарок (350, 400 и 500 рублей). Перед членами “семьи” поставлена задача: скомплектовать сладкий новогодний подарок на полученную сумму. "Семья" составляла сладкие новогодние подарки из сформированного предварительно прайс–листа (в зависимости от потребностей её членов и возможностей кошелька). На подбор сладостей (собственно работу в группе) было отведено 20 минут. В каждой группе учащиеся выбрали “главу семьи”, который обобщал все предложения членов семьи и озвучивал окончательный выбор. В двух группах была назначена счётная комиссия, которая следила за оптимальным использованием бюджетных денег и подсчитывала все расходы, в третьей группе расчеты выполняли все члены семьи и предлагали свои варианты комплектования новогоднего сладкого подарка. Окончательное решение и коррективы выносил глава семьи. Члены семьи с его мнением были согласны. Эта группа работала дольше двух первых, спорила больше, но результат был достигнут. В итоге, когда подарки были скомплектованы, главы "семей" объяснили, чем её члены руководствовались при формировании набора сладостей и каким содержимым они наполнили свои новогодние подарки (Приложение 2). В конце урока учащимися был подведён главный итог всей работы:
При сложении дробей десятичных Не отступим от правил обычных. Пиши запятую под запятой, Разряд под разрядом – в этом вся соль Дроби десятичные когда мы умножаем, запятой внимания почти не уделяем. Здесь работает такое правило: Умножай их, как числа натуральные. Подсчитав в множителях обоих Знаки, отделенные справа запятою. Столько же отметь в произведении, И получишь верное решение».
| В ходе второго этапа работы на уроке реализовывалась цель урока: создание условий для обобщения и систематизации учащимися знаний и умений по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» при работе над проектом «Комплектование сладкого новогоднего подарка». Комплексная организация работы (в два этапа) над групповыми мини-исследованием «Составление прайс-листа на кондитерские изделия» и мини-проектом «Комплектование сладкого новогоднего подарка» позволила активизировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу и на его основе пробудить положительную мотивацию к учебной деятельности, мотивировать школьников на самостоятельную поисковую деятельность, на реализацию собственного творческого потенциала, проекцию опыта решения математических задач в реальной жизни с опорой на жизненный опыт пятиклассников и яркий эмоциональный отклик (косвенный путь усвоения знаний). А также актуализировать знания по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» и ввести их в систему знаний без многократного выполнения однообразных упражнений. (Принцип системы Л.В. Занкова "Изучение программного материала быстрым темпом"). Задание, предложенное пятиклассникам на первом, подготовительном этапе ставит каждого ученика в ситуацию, в которой необходимо осуществить поиск информации и её выделение (выбрать из многообразия кондитерских изделий те, которые больше нравятся), проанализировать, обобщить, систематизировать, фиксировать самостоятельно «добытую» информацию (создать сначала свой прайс-лист, а затем уже после обсуждения – «общегрупповой» – в 1 и 2 группах); отследить правильность выполнения задачи и внести необходимые коррективы в собственную и коллективную деятельность (особенно ярко это проявилось в 3 группе). А также выработать стратегию деятельности каждого ученика в группе, провести классификацию кондитерских изделий, дополнить прайс-лист. Результаты мини-исследования ассортимента кондитерской продукции, имеющихся в кондитерских отделах продовольственных магазинов представить в таблице. Работа над мини-проектами способствовала осуществлению учащимися самоконтроля и взаимоконтроля, следования намеченному плану (принцип системы Л.В. Занкова "Осознание школьниками процесса учения"), позволила создать условия для формирования у школьников умения работать в группе, оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. А также позволила понимать, что могут существовать разные точки зрения по одному и тому же вопросу и умения аргументированно отстоять свою позицию. И, таким образом, создала условия для развития всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. В ходе работы над мини-проектом "Комплектование сладкого новогоднего подарка" обучающиеся, вовлечённые в учебную деятельность, выполняли сложные арифметические вычисления с десятичными дробями, получили глубокие прочные знания по теме урока. [Марина: "Работа над проектом и проведение исследования конфет и всего сладкого очень интересная. У нас получилось учение с увлечением". Катя (слабоуспевающая ученица): "Я научилась правильно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей в столбик: разряд под разрядом, запятая под запятой"]. При обсуждении, возникавших коллизиях, в ходе решения поставленных задач и коллективном поиске, членами "семей" предлагалось несколько вариантов решения, что позволяло расширять "карту представлений" учащихся и обеспечивало "попадание" в зону ближайшего развития каждого ученика. (Принцип системы Л.В. Занкова "Обучение на высоком уровне трудности"). Цель и задачи, которые мы вместе с учениками поставили, реализованы полностью. Об этом свидетельствуют эмоциональные высказывания детей. Это можно было увидеть в их горящих глазах. |
Рефлексия учителя. | Когда я готовилась к уроку по этой теме, я вступила в «сговор» с родителями. Они помогли купить сладости. Скомплектованные подарки получила каждая "семья", и все насладились (в буквальном смысле) результатами своего труда. | Мне, учителю предметнику, важно было осознать, что глубоких прочных знаний можно достичь, решая задачи, которые касаются жизненных ситуаций и затрагивают личностно значимые интересы школьников. И математика оказывается не материалом для "зубрёжки" и механического запоминания, а "оживает", становится жизненной наукой. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Комплектование сладкого новогоднего подарка» Проект по теме:
«Комплектование сладкого новогоднего подарка» Проект по теме: Принцип системы Л.В. Занкова «Принцип целенаправленной и систематической работы над развитием всех учащихся класса».
Первый мини - проект
Собрать информацию о ценах на сладкую продукцию Обобщить информацию и сформировать прайс - листы Первый мини - проект
Цель: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний и умений по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» при работе над проектом "Комплектование сладкого новогоднего подарка". Второй мини - проект
Второй мини - проект Принципы системы Л.В. Занкова : «Осознание школьниками процесса учения» «Изучение программного материала быстрым темпом»
Сладкий новогодний подарок можно составить на различные денежные суммы в зависимости от бюджета и потребностей семьи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"
Повторение арифметических действий в ходе расчета стоимости ремонта в квартире....
Помощник по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"
Работа содержит теоретический материал по теме "Арифметические действия с десятичными дробями" в справочник-помощник ученика школ РО....
План-конспект урока математики в 5 классе на тему "Арифметические действия с десятичными дробями"
Разработка урока по математике в 5 классе по теме " Арифметические действия с десятичными дробями " составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов. П...
Открытый урок по теме "Разные действия с десятичными дробями" 6 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме действия с десятичными дробями.Задачи урока:Образовательные: повторить правила выполнения действий и проверить умение применять их при выпол...
5 класс. Устный счёт к уроку по теме "Арифметические действия с десятичными дробями".
Презентация содержит задания для устного счёта на умножение и деление десятичных дробей, умножение на 10,100, 1000 и т.д, простешие уравнения....
Самостоятельная работа по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» 5-6 класс
Разноуровневая самостоятельная работа с ответвми по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"...