Конспект урока "Деление обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Башурова Инна Николаевна

Тема урока «Правило деления обыкновенных дробей»

Учитель: Башурова Инна Николаевна

Предмет: математика 5-а класс

Учебник: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / Н. Б. Истомина. – 8-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: организация деятельности учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение и понимание правила деления обыкновенных дробей.

развивающие: способствовать: развитию навыков и умений делить дробь на дробь; логического мышления, умению наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её; развитию познавательного интереса; формированию умений работать в группах, самостоятельно, коллективно;

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.Цель урока: организация деятельности учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение и понимание правила деления обыкновенных дробей.

развивающие: способствовать: развитию навыков и умений делить дробь на дробь; логического мышления, умению наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её; развитию познавательного интереса; формированию умений работать в группах, самостоятельно, коллективно;

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Правило деления обыкновенных дробей»

Учитель: Башурова Инна Николаевна

Предмет: математика 5-а класс

Учебник: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / Н. Б. Истомина. – 8-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы:

Цель урока: организация деятельности учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение и понимание правила деления обыкновенных дробей.

развивающие: способствовать: развитию навыков и умений делить дробь на дробь; логического мышления, умению наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её; развитию познавательного интереса; формированию умений работать в группах, самостоятельно, коллективно;

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

План урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».
  2. Актуализация опорных знаний учащихся
  3. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока
  4. Изучение нового материала
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений
  7. Контроль знаний
  8. Подведение итогов. Рефлексия
  9. Информация о домашнем задании

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».

Цель: формирование мотива, желания работать.

Приветствие.

Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

Таким ребятам хвала и честь! А такие ребята в классе есть?

- Есть!

Замечательно, тогда начнём работу.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: создание ситуации успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

Перейти по ссылке: http://LearningApps.org/display?v=pqeinba2t17http: //LearningApps.org/watch?v=pqeinba2t17

  1. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать

тему и цель урока

Цель: сформулировать тему и цель урока.

Оборудование: линейка и простой карандаш.

Работу выполняем по этапам.

1 этап.  Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 см (Сколько это клеточек?)

              Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по   см. Сколько таких отрезков получилось? (делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).

                   Записали:              8 :  =  16          (  :  = 16)

Вопрос учителя: «Ребята, что вы сейчас делали? (делили). А что вы делили? (натуральное число на обыкновенную дробь). Натуральное число можно представить в виде обыкновенной дроби? (можно 8 = ). Уточните, что вы делали? (делили обыкновенные дроби). Сформулируйте тему урока; цель урока».

Ученики открывают тетради и записывают тему урока «Деление обыкновенных дробей»

  1. Изучение нового материала

Цель: вывод правила деления обыкновенных дробей.

2 этап.  Каждая группа (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) получает индивидуальное задание.

                            1 группа: Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по см.

                             2 группа: Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по см.

                             3 группа: Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по см.

Запись решений на доске     3 :    =      ;    4  :    =      ;    5  :    =      .

Ученик от одной группы записывает свой результат.

3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Делается вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

Ученики проверяют своё предположение, прочитав правило деления обыкновенных дробей на стр. 179 учебника.

=  =        записать правило в тетрадь

  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повертелась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны по шире развернули на четыре,

С силой их к бокам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

А теперь закрыли глаза, мысленно нарисовали окружность, в этой окружности изобразили улыбку. Что получилось? И вот с таким настроением продолжаем работать.

  1. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений

Цель: выработать навыки решения задач с использованием правила деления обыкновенных дробей.

Пользуясь правилом деления обыкновенных дробей, вычислить:

а) : = 6;          б) : =  ;          в) : = .   (3 ученика по очереди у доски)

  1. Самостоятельная работа

1 уровень сложности: №830 (а, б), 2 уровень сложности: №832 (а, б). Общее для всех задание на повторение (работа выполняется на отдельных листах).

Ученики сдают карточки на проверку.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Зелёный цвет: урок полезен, всё понятно

Жёлтый цвет: лишь кое-что чуть-чуть неясно

Красный цвет: ещё придётся потрудиться,

                            Да, трудно всё-таки трудиться!

Информация о домашнем задании: учить правило (выдать памятки правила деления дробей в стихотворной форме), № 831, №832 (в, г), дополнительный номер по желанию *№835

Деление дробей

Дробь на дробь чтоб разделить,

Долго нечего мудрить.

Дробь, обратную делителю, берёте

И на эту дробь теперь

Умножайте поскорей.

Так вы частное найдёте.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Деление обыкновенных дробей»

учителя Башуровой И. Н.

Класс: 5 «А»

  1. Каково место данного урока в теме? Как урок работает на последующие уроки?

Урок по математике «Деление обыкновенных дробей» является пятым уроком по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». От усвоения материала на данном уроке зависит дальнейшая работа, т. к. вводятся новые для учащихся понятия, необходимые для дальнейшего изучения математики.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:

В 5 «А» классе по списку 19 учащихся. С коллективом ребят работаю 1-й год. Данный класс по уровню обученности выше среднего. Большинство ребят данного класса активны и мотивированы (8 человек), могут самостоятельно работать на уроках, уделяют внимание и теории, и практике, пытаются сами формулировать правила, определения, не боятся высказывать своё мнение, предположения, выдвигать гипотезы.   5 человек (Зимин Н., Белоголовкин Н., Скрылёва В., Бурмакина Л., Дианова Д.) неплохо владеют математическими знаниями. Остальные ребята имеют уровень обученности ниже среднего, работу таких ребят необходимо постоянно контролировать, оказывать помощь, объяснять домашнее задание. 3 человека данного класса слабо владеют элементарными знаниями, и обязательный уровень учебного материала им дается не всегда, очень плохо развита память, это такие ученики, как Сурикова А., Лескова С., Галимова Е.

Планирование урока было составлено с учетом особенностей учащихся. Новые понятия были вынесены на экран с необходимыми записями в тетради. В работу я попыталась вовлечь всех учеников, устные вопросы и задания задавались в зависимости от возможностей ученика. Домашнее задание также было дифференцированным, учащимся были предложны задания на выбор по уровням сложности.

  1. Какова триединая цель урока?

Цель урока: организация деятельности учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей;

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение и понимание правила деления обыкновенных дробей.

развивающие: способствовать: развитию навыков и умений делить дробь на дробь; логического мышления, умению наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её; развитию познавательного интереса; формированию умений работать в группах, самостоятельно, коллективно;

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

Считаю, что основная цель урока достигнута; есть некоторые моменты, которым стоит уделить внимание на следующих уроках особенно со слабыми ребятами.

  1. Методы и формы работы на уроке. Выделить главный этап и дать его полный анализ:

Словесные методы: объяснение нового материала, беседа с учащимися, работа с текстом учебника;

Демонстрационный метод: с помощью мультимедийного оборудования;

Практические методы: выполнение упражнений (в начале урока для повторения ранее изученного материала, после изучения нового материала для его закрепления и т.д.), работа с карточками, исследовательская работа «Деление отрезков»

     Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Главный этап урока: этап изучения нового материала. Учащиеся после поставленной перед ними проблемой смогли сформулировать тему и цель урока. Было ведено понятие «деление обыкновенных дробей», сформулировано правило. Все необходимые записи были сделаны на доске и в тетрадях.

  1. Рационально ли распределено время на уроке? Логичны ли «связи» между этапами? Показать, как другие этапы «работают» на главный этап:

Считаю, что время, отведенное на все этапы урока, в целом было распределено рационально. Связь между этапами урока была логичной. Каждый этап «работал» на главный: 1. этап мотивации учебной деятельности настроил ребят на урок; 2. этап актуализации знаний подготовил учащихся к рассмотрению новых понятий, т.к. знание первых необходимо для знаний вторых. Данный этап был в форме игры «Кто хочет стать миллионером», игра проводилась в режиме онлайн; 3. этап вводной беседы учителя с учащимися и небольшая исследовательская работа помогла сформулировать тему урока и определить совместную цель деятельности; 4. этап изучения нового материала заключается в выводе правила деления обыкновенных дробей. Ученики проводят наблюдения, ищут закономерность, делают вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

5. этап физкультминутки помог снизить утомляемость и повысить работоспособность учащихся; 6. этап закрепления изученного материала  - для закрепления новых понятий; 7. Этап - проверка знаний в виде самостоятельной работы проведен для контроля усвоения нового материала; 8. В конце урока проведена рефлексия для самооценки учащихся.

  1. Отбор дидактических материалов, пособий в соответствии с целями:

В активе урока был компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, подготовленная учителем, учебники, раздаточный материал (карточки).

  1. Психологическая атмосфера на уроке:

Ученики были дисциплинированны, достаточно активны, хотя несколько зажаты из-за присутствия посторонних на уроке. Была открыта возможность для диалога с учителем и товарищами. Судя по ответам во время рефлексии, ребятам урок понравился,    человек ответили «Зелёный цвет: урок полезен, всё понятно»,  человек -  «Жёлтый цвет: лишь кое-что чуть-чуть неясно»,        человек -  «Красный цвет: ещё придётся потрудиться, да, трудно всё-таки трудиться!».

  1. Оценить результаты урока. Удалось ли реализовать все поставленные задачи?

Считаю, что результаты позитивные, поставленные задачи вполне достигнуты.

  1. Наметить перспективы своей деятельности:

Необходимо продолжать работать на уроке в такой же форме, учить самостоятельности; проводить самооценку учащихся.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

по теме «Деление обыкновенных дробей»

Учитель: Башурова Инна Николаевна

Предмет: математика 5 «А» класс

Учебник: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / Н. Б. Истомина. – 8-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель урока: организация деятельности учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение и понимание правила деления обыкновенных дробей

развивающие: способствовать: развитию логического мышления, умению наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её; развитию познавательного интереса; формированию умений работать в группах, самостоятельно, коллективно;

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Прогнозируемый

результат

Учебно-методич. обеспечение

План.

время

1.Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок»

Психолог. подготовка к общению. Формирование мотива, желания работать.

Обеспечивает

благоприятный

настрой.

Настраиваются на работу,

Словесные

Психологическая готовность

Организация внимания

1 мин

2. Актуализация опорных знаний

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

Организует работу по актуализации опорных знаний. Игра «Кто хочет стать миллионером?» (в режиме онлайн)

Играют в игру, отвечая на вопросы

Практический, словесный, игра

Быстрая проверка опорных знаний

Запись решений на черновиках и ответы в режиме онлайн.

6 мин

3. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока

Обеспечить деятельность по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает консультирует.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Словесные

отвечают верно

беседа

5 мин

4.Изучение нового материала

Вывод правила деления обыкновенных дробей

Организует работу учащихся для выведения правила деления дробей (предлагает ребятам выполнить небольшую исследовательскую работу)

Выполняя исследовательскую работу, выдвигают гипотезу, проводят наблюдения. Ищут закономерность. Делают вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

Практический, словесный

Верное понимание нового материала

Беседа, записи в тетрадях

10 мин

5. Физкультминутка

Создать условия учебной деятельности, способствующих сохранению здоровья учащихся

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения (движения и приемы)

Практические

Снижение утомляемости, повышение работоспособности

-

2 мин

6. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений

выработать навыки решения задач с использованием правила деления обыкновенных дробей

Предлагает выполнить задания с разной степенью сложности

Выполняют задания

Практические

Выполнят верно

Выполняют

задания на

доске и в тетрадях

6 мин

7. Контроль знаний в форме самостоятельной работы

Выявить качество усвоения материала

Предлагает дифференцированные практические задания (на выбор учеников)

Выполняют самостоятельно задания

контроль

Выполнили верно

Запись данных и вычислений в тетрадях с последующей сдачей их на проверку

12 мин

8. Подведение итогов. Рефлексия

Дать оценку работы класса

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

Оценивают свою работу на уроке

самооценка

Осмысление результатов своей работы

 Цветные карты самооценки

2 мин

9.Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание (по уровням сложности)

Записывают дом. задание

словесные

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

конспект урока "Обыкновенные дроби"

конспект урока "Обыкновенные дроби"...