конспект урока "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Семенова Евгения Владимировна

конспект урока "Обыкновенные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_issledovanie.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс - 5

Тема – «Обыкновенные дроби»

Учебно-методическое обеспечение: учебник Математика, 5 класс , Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов и др.

Время реализации занятий – 45 минут

Оборудование и материалы для урока: компьютерный класс, проектор,  презентация для сопровождения урока.

  1. Тема урока:         ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ  

Цель урока:      повторить, обобщить, систематизировать изученный по главе материал; контроль приобретенных знаний.

Задачи урока:   образовательные-

                       повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила  

                       сложения и вычитания  обыкновенных дробей, правило определения координат  точек на координатном  луче; контроль и оценка знаний  полученных в ходе изучения темы.

                            развивающие-

                     развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся; навыков работы в паре; память; анализ. Развитие  визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

                           воспитательные-

                                   эстетическое воспитание;  воспитание ответственности,    умения    

                                   работать  в коллективе;  самостоятельности.

Тип урока:               комбинированный урок.

Формы работы:      индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:        компьютерный класс, мультимедийный проектор.

 ХОД УРОКА

  1. Организационно-психологический этап.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.

  1. Актуализация знаний. (устная работа)

“Теоретический опрос”.

IV. Решите  задачу о колобке. Работа в парах.  С подробным разбором решения у доски.

V. Исследовательская работа. Учащиеся разбиваются в группы и выполняют работу предложенную на слайдах.

После выполнения вычислений учащимся дается время  сделать вывод о качестве дроби после увеличения числителя , увеличения знаменателя.

Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа.

VII.      Итоги урока.

VIII.      Домашнее задание:

IX. Рефлексия. (рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика)

  •   понравился ли тебе урок?_______________________________________________________
  • Что не понравилось на уроке?____________________________________________________
  • Поставь отметку учителю по 5- бальной системе. ___________________________________  
  • Оцени свою деятельность за урок по 5 – бальной системе.    __________________________
  • Какие действия учителя считаешь неправильными?__________________________________

Какой фрагмент урока был самым интересным?_____________________________________

«Элементы проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках математики 5- 6 классов»

В работе  рассматриваются некоторые аспекты проектно – исследовательской деятельности учащихся средних классов на уроках математики. Предлагаются виды творческих работ для  учеников  5 – 6 классов, которые позволяют им  овладеть первыми навыками проектной и исследовательской деятельности.

Введение.

               Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? 
              Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование элементов проектного и исследовательского характера  обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. На мой взгляд, устойчивый интерес к предмету у учащихся 5 – 6 классов, могут поддержать задания творческого содержания с элементами проектирования и исследования.

О проектной деятельности

Главные цели введения метода проектов и исследования на уроках математики:

показать умения отдельного ученика или группы учащихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету математики; приумножать знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно помнить  несколько условий:

Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем.

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Ученик (или группа учащихся) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для  себя и своих одноклассников. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель (или более сильные одноклассники).

                    Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом.

                  Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.

                В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Как же работать с источниками?  Вначале учащийся должен при беглом просмотре источника определить – имеет ил отношение информация к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т.д. Если источник заинтересовал ученика, он должен переходить к чтению с полным пониманием. Таким образом, путем разных стратегий, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Вообще не нужно бояться данного этапа. Именно на данном этапе снимаются все трудности: они сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.

                Ведущая  линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Я же придерживаюсь  краткосрочных проектов творческого характера - это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.

Какие бывают типы проектов? 

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм,  интеллектуальная  игра, подготовка выставки. На мой взгляд, идеально подходят для учащихся 5 -6 классов.

Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.  . Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.

Из практики

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. 
I. Использую следующую классификацию проектов. 
По продолжительности подготовки: 
– краткосрочный, 
– средней продолжительности ,
– долгосрочный. 

Предпочитаю   придерживаться   краткосрочных проектов творческого характера - это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.

II. По количеству участников проект может быть выполнен:

- индивидуально;
- в парах 
– группой (3-5 человек) 
III.  По методу: 
– творческий,
– исследовательский, 
– информационный (ознакомительно-ориентированный). 
Небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. 
    Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др. 
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы. 

Виды работ проектно – исследовательского характера  для учащихся 5- 6 классов

Месяц

5 класс

6 класс

Сентябрь

 Математика в профессии родителей

Математический рассказ

 «Как я провел лето»

Октябрь

Сказка о координатном луче

Ох, уж эти числа

Ноябрь

Старинные русские меры веса (длины)

Построение лабиринта

Декабрь

Новогодний кроссворд

Задачи со спичками

Январь

Герб математики

Построение симметричных фигур

Февраль

Математическое поздравление для мальчиков с праздником

План квартиры

Март

Математическое поздравление для девочек с праздником

Вывод числа π

Апрель

Круговая диаграмма режима дня

Столбчатая  диаграмма распределения уроков

Май

Страницы города Ижевска на уроках математики

Рисунки на координатной плоскости

Заключение

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация.

Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.

В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце.

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце....