Открытый урок "Умножение дробей", , изучение нового
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему

Михайлова Вера Сергеевна

Предмет: математика

Учебник: Математика. 6 класс. А.Г. Мерзляк, учебник для общеобразовательных учреждений. Вентана-граф. 2016.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило умножения дробей; сформировать умение умножать  обыкновенные дроби  и смешанные  числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc128.5 КБ
Office presentation icon 6_klass_urok.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Умножение дробей».

Класс: 6

Предмет: математика

Учебник: Математика. 6 класс. А.Г. Мерзляк, учебник для общеобразовательных учреждений. Вентана-граф. 2016.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило умножения дробей; сформировать умение умножать  обыкновенные дроби  и смешанные  числа.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: способствовать формированию  устойчивого познавательного интереса, уважения к личности и её достоинству, доброжелательного отношения к окружающим.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: записывать выводы в виде правил «если..., то...».

Предметные результаты: формулировать правило умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел; применять правило умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении заданий.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Ресурсы: презентация «Умножение обыкновенных дробей».

Технологическая карта урока по теме: "Умножение дробей"

 

Тема урока:

Умножение дробей

Тип урока:

Урок открытия новых знаний и первичного их закрепления.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений умножать обыкновенные дроби.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи: Образовательные:

  • повторить основные действия (сокращение, сложение, вычитание) с обыкновенными дробями;
  • ввести правило умножения обыкновенных дробей
  • закрепить правило при выполнении заданий;

Развивающие:

  •  способствовать развитию мотивации изучения предмета;
  • развивать грамотную математическую речь;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач
  • развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

  •  воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать;
  •  воспитание культуры общения;
  •  способствовать формированию математической компетентности учащихся.

Методы:  проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: ПК, интерактивная доска , карточки урока, мел, доска.

Планируемый результат

Предметные:

Знать:

  • Правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число,
  • Правило умножения обыкновенных дробей;

Уметь:

  • Применять ЗУН по умножению обыкновенных дробей на примерах и текстовых задачах;
  • Оценивать свою деятельность по заданным критериям.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
  • Воспитание культуры личности.
  • Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Метапредметные:

  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе;
  • Делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Умение придерживаться правил.

Технологии

Технология проблемного обучения, игровые технологии, ИКТ

Форма работы

индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа

Межпредметные связи

Биология

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.Организационный этап (время: 2 мин)

Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка наличия карточек урока.

Приветствие учителя.

Проверка принадлежностей и наличия карточек.

  • Прогнозирование своей деятельности.

  • Умение слушать.

  • Вежливость.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (время: 4 мин)

Вначале урока читает строки от Айболита.

Я тот самый Айболит

Что всех излечит, исцелит!

Но к вам пришёл я не затем,

Чтоб ставить градусники всем,

В волшебную страну

Хочу всех пригласить

Рецепты здоровья

Там с вами добыть.

Ребята, что такое здоровье? (выслушиваются варианты учащихся).

Все правильно. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

   Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? ( Ребята отвечают) Правильно, и для того, чтобы хорошо учиться! Поэтому девиз сегодняшнего урока:  

«В здоровом теле- здоровый ум»

 Задает вопрос: «Как Вы понимаете эти слова?»

.

Включаются в деловой ритм урока

Вступают в диалог с учителем и друг с другом, отвечая на его вопрос, высказывают свое мнение.

Отвечают на поставленные учителем вопросы

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • анализ
  • Целеполагание (постановка учебной задачи).
  • Планирование и прогнозирование своей деятельности.
  • Умение слушать и слышать.
  • Формирование устойчивой мотивации к обучению.

3) Актуализация знаний. (время: 10 мин)

Блиц-опрос:

Чтоб ошибки не лезли в тетрадь,

Надо правила помнить и знать.

 

- Какие дроби вам известны?  (правильные и неправильные)

- Какие дроби называются правильными? (у которых числитель меньше знаменателя)

- Какие дроби называются неправильными? ( у которых числитель равен или больше знаменателя)

- Что значить сократить дробь? (сократить дробь значит и числитель и знаменатель разделить на одно и тоже число)

- Сформулируйте основное свойство дроби.

- Какие действия с дробями вы умеете выполнять? (сравнение, сложение. Вычитание)

 С теоретическим материалом все отлично, проверим как применяем эти знания на практике.

Устная работа по слайдам.

Ребята, перед вами лежат листы оценок. После каждого вида деятельности не забывайте себя оценить.

Выполняют задания из презентации.

В ходе выполнения заданий ученики применяют ранее усвоенные знания и определяют основную учебную проблему.

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Выбор эффективных способов решения.

  • Умение принимать учебную задачу.
  • Владение навыками самоконтроля и саморегуляции
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

4.  Первичное усвоение новых знаний. (Время: 13 мин)

 

Предлагает самостоятельно сформулировать правила умножения дробей.

Для этого возвращает к заданиям из предыдущей презентации.

 Просит учеников проанализировать равенства, выделите закономерность , сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.

Предлагает проговорить правило вслух и записать его в тетради.

Показывает примеры применения правила.

Выполняют задания из презентации.

Анализируют полученную из презентации информацию и самостоятельно формулируют правила умножения дробей.

Записывают правила в тетрадь с помощью знаков.

Осваивают приемы применения правил на конкретных примерах.

Записывают примеры в тетради.

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • структурирование знаний;
  •  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  •  подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • моделирование
  •  выдвижение гипотез и их обоснование
  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
  • Планирование своей деятельности.

  • Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.
  • Смыслообразование

        5. Первичная проверка понимания (Время: 3 мин)         

Учитель с помощью учащихся решает на доске примеры. 3\4х2\3, 3\10х5\7, 4\7х14\5, 1\2х3\4х4\9

 Ещё раз повторяем правило умножения дроби на дробь по учебнику стр. 64 &11.

 Есть древняя, но актуальная по сей день мудрость: если ты заболел- измени питание, если не помогло- образ жизни, и только потом обратись к врачу. Почему же так? Оказывается

 «Здоровье человека лишь
на 2/25    зависит от медицинской помощи,
на 3/20-от генетических факторов,
на 1/5     - от экологии, и более чем
на     1/2 -от образа жизни»

А теперь, ребята, умножьте дроби, которые встречаются в этом предложении. Один ученик работает на  доске, затем ответы проверяются. Получилось 3\2500. Теперь умножим полученную дробь на дробь 137500\3. Что получилось? Правильно 55! О чём говорит это число? Каждому о своём конечно, да? Кто то из вас получил 55 пятёрок может быть, кому то в семье исполнилось 55 лет, а для вашей школы какое значение имеет это число? Правильно в этом году исполнилось 55 лет школе. Молодцы!

 

Выполняют задания игры

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  построение логической цепи рассуждений
  • синтез
  • Саморегуляция
  • Умение формулировать собственное мнения и позиции.

  • Умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

6. Первичное закрепление. Контроль и самопроверка знаний (время: 5 мин)

Самостоятельная работа по листочкам, задания для каждого.

Теперь посмотрим ключ. Там написаны ответы к примерам.

3/4     п
8/35   и
1/5     н
1/2     а
10      т
1        е

Какое слова получится? Правильно, питание!

Затем ученикам предлагается обменяться карточками с решениями. Далее следует демонстрация правильного решения.

Ученикам предлагает оценить работу соседа, поставить оценку (+ или -). (Работа в парах)

Выполняют задания самостоятельно в тетради и проверяют ответ на доске.  

Выполняют задания самостоятельной работы.

Оценивают работу другого ученика.

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Построение логической цепочки заключений
  • Контроль деятельности (сличение с заданным эталоном).
  • Оценивание.
  • Соблюдение заявленных правил

  • Умение интегрироваться в группу (пару) сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Планирование учебного сотрудничества со сверстниками 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (время 1 мин)

Задает домашнее задание.

Обеспечивает понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.

 

9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Время: 2 мин)

Карточка урока

Задает вопросы:

Достигли ли цели урока?

Какие правила изучили на уроке, сформулируйте их.

Какие вопросы еще возникают?

Учитель инициирует рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействию с учителем и другими детьми в классе.

Учитель просит учащихся оценить свое психологическое состояние в конце урока .

Отвечают на вопросы учителя.

Задают вопросы.

Анализируют свою учебную деятельность, заполняя карточку урока.

  • Моделирование
  • Ретроспективная рефлексия.
  • Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

  • Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства
  • Самооценка

Ход урока

1.ОНУ

Введение.

Ребята, здравствуйте, добрый день!

            Слайд1

Ну-ка, проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно  глядят?

Удача ожидает вас,

За работу, в добрый час!

Сегодня. Ребята у нас необычный урок, К нам в гости пришёл, (учитель показывает рисунок доктора Айболита) кто, ребята?

    -Ребята хором «доктор Айболит!»

    - Правильно! Он за вами будет наблюдать весь наш урок и, конечно же, даст советы. Вот что он говорит:

Слайд 2  

Я тот самый Айболит

Что всех излечит, исцелит!

Но к вам пришёл я не затем,

Чтоб ставить градусники всем,

В волшебную страну

Хочу всех пригласить

Рецепты здоровья

Там с вами добыть.

Ребята, что такое здоровье? (выслушиваются варианты учащихся).

Все правильно. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

   Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? ( Ребята отвечают) Правильно, и для того, чтобы хорошо учиться! Поэтому девиз сегодняшнего урока:  

Слайд 3

 «В здоровом теле- здоровый ум»

   2. Актуализация знаний.

А на сколько мы здоровы телом и умом доктор Айболит определит после того как мы  выполним некоторые задания.

Блиц-опрос:

Чтоб ошибки не лезли в тетрадь,

Надо правила помнить и знать.

 

- Какие дроби вам известны?  (правильные и неправильные)

- Какие дроби называются правильными? (у которых числитель меньше знаменателя)

- Какие дроби называются неправильными? ( у которых числитель равен или больше знаменателя)

- Что значить сократить дробь? (сократить дробь значит и числитель и знаменатель разделить на одно и тоже число)

- Сформулируйте основное свойство дроби.

- Какие действия с дробями вы умеете выполнять? (сравнение, сложение. Вычитание)

 С теоретическим материалом все отлично, проверим как применяем эти знания на практике.

Устная работа по слайдам.

Ребята, перед вами лежат листы оценок. После каждого вида деятельности не забывайте себя оценить.

Слайд 4

1) Сократить дроби :

Слайд 5  

2) Представить числа в виде неправильной дроби

 

Слайд 6  

3) Выделить целую часть

Слайд 7

3. Изучение нового материала

Постановка учебной задачи

Выполним действия:

3/8+4/8;          5/11-/11;        12/19-8/19    2/5*3/7 -(затрудняются , но могут предложить ответ)

  - Почему не смогли выполнить последний пример? (не изучали еще).

-  Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего  урока. (Умножение дробей) Слайд3.

- А какие цели мы можем себе поставить на урок? (...)

 

Слайд 8

Цели урока 

   -научиться умножать дроби на натуральное число;
            -развитие навыков устной работы;
            -воспитание сознательной дисциплины

Итак, чтобы выполнить умножение дробей надо умножить числитель на числитель, знаменатель на знаменатель:

Первичное закрепление

Учитель с помощью учащихся решает на доске примеры. 3\4х2\3, 3\10х5\7, 4\7х14\5, 1\2х3\4х4\9

 Ещё раз повторяем правило умножения дроби на дробь по учебнику стр. 64 &11.

 Есть древняя, но актуальная по сей день мудрость: если ты заболел- измени питание, если не помогло- образ жизни, и только потом обратись к врачу. Почему же так? Оказывается

 Слайд9.  «Здоровье человека лишь
на 2/25    зависит от медицинской помощи,
на 3/20-от генетических факторов,
на 1/5     - от экологии, и более чем
на     1/2 -от образа жизни»

А теперь, ребята, умножьте дроби, которые встречаются в этом предложении. Один ученик работает на  доске, затем ответы проверяются. Получилось 3\2500. Теперь умножим полученную дробь на дробь 137500\3. Что получилось? Правильно 55! О чём говорит это число? Каждому о своём конечно, да? Кто то из вас получил 55 пятёрок может быть, кому то в семье исполнилось 55 лет, а для вашей школы какое значение имеет это число? Правильно в этом году исполнилось 55 лет школе. Молодцы!

   Теперь для вас предлагается тест. Подобрав к ответу букву, вы узнаете верного спутника здоровья.

Слайд10.

  • 1/2

к) неправильная дробь                            

с) правильная дробь

в) целое число

  • 8 %

п) 0,08

г) 0,8

в) 0,008

  • 1/2 х 2

р) 2

н) 4

о) 1

  • 3/4 х 16/3

и) 16

р) 4

е) 3

  • 7/3

т) неправильная дробь

п) правильная дробь

к) десятичная дробь

    Получилось слово «Спорт».

Слайд11.

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся
Будешь ты всегда здоров
Тут не нужно лишних слов

Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Подошло время физкультминутки.

Слайд 12  

4. Физкультминутка. Выполним восстановительные упражнения:

1)Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

2) Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 5 раз.

3) Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите 5 раз.

        

Отдохнули. Теперь пора продолжать работу.

5. Первичное закрепление материала.

Решаем №333(1-4), №335(1-4), №337(1-4)    (каждому полученному ответу соответствует буква, в итоге должны получить слово "режим") .        

Если внимательно посмотреть какое слово получится? Правильно, режим!

Слайд13

-А что такое режим?

-Соблюдаете ли вы режим дня?

 (Режим дня- это система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.)

  Значит, делаем вывод, что нужно соблюдать режим дня. Но и этого недостаточно для сохранения здоровья. Что ещё важно для здоровья, узнаем  решив следующие примеры от Айболита.

  6. Самостоятельная работа по листочкам, задания для каждого.

Теперь посмотрим ключ. Там написаны ответы к примерам.

3/4     п
8/35   и
1/5     н
1/2     а
10      т
1        е

Какое слова получится? Правильно, питание!

Слайд14. Пища-это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её- проблема. Если человек много ест, у него развивается ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, если ест мало, обрушивается дистрофия, сахарный диабет и много других заболеваний. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами.

7.Домашняя работа

№ 334 ,
№ 336(1-4),

№338(1-3)

8. Итоги урока. Чем занимались на уроке? Понравился ли вам урок?  Ребята, не забывайте, что здоровье бесценный дар и мы должны сделать всё, чтобы его сберечь. И не забывайте слова Айболита.

   

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить


Желаю всем крепкого здоровья!

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна 
За то, что встретили тепло
И поработали ударно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? И удача пусть ждёт вас. За работу, в добрый час!

Слайд 3

Я тот самый «Айболит», Что всех излечит, исцелит! Но к вам пришёл я не затем, Чтоб ставить градусники всем. В волшебную страну Хочу всех пригласить Рецепты здоровья Там с вами добыть.

Слайд 8

Цели урока Научиться умножать дробь на дробь; Закрепить навыки сокращения дробей и исключения целой части из неправильной дроби; Развивать навыки устного счёта, самостоятельной работы; Воспитывать осознанное и ценностное отношение к собственному здоровью

Слайд 9

«Здоровье человека лишь на 2/25 зависит от медицинской помощи, на 3/20 -от генетических факторов, на 1/5 - от экологии, и более чем на 1/2 -от образа жизни»

Слайд 10

1/2 к) неправильная дробь с) правильная дробь в) целое число 8 % п) 0,08 г) 0,8 в) 0,008 1/2 х 2 р) 2 н) 4 о) 1 3/4 х 16/3 и) 16 р) 4 е) 3 7/3 т) неправильная дробь п) правильная дробь к) десятичная дробь

Слайд 11

СПОРТ

Слайд 12

РЕЖИМ

Слайд 13

Режим дня- это система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.

Слайд 15

3/4 п 8/35 и 1/5 н 1/2 а 10 т 1 е

Слайд 16

ПИТАНИЕ

Слайд 17

Пища-это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её- проблема. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами.

Слайд 18

Мы рождены, чтоб жить на свете долго: Грустить и петь, смеяться и любить. Но, чтобы стали все мечты возможны, Должны мы все здоровье сохранить. Желаю всем крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала"Корень из произведения и дроби"

Урок был представлен экспертной комиссии при аттестации учителей математики...

урок изучения нового материала по теме "Сравнение дробей" 5 класс

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе по теме: "Сравнение дробей". Данную разработку урока можно использовать  в системе ФГОС по математике....

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» НКР перед изучением новой темы

Неконтролирующая контрольная работаЭто средство, с помощью которого организуется деятельность ученика, направленная на выявление его индивидуальных дефицитов.В НКР обязательны 3 этапа:- выявление дефи...

Правильные и неправильные дроби. 5 класс урок изучения нового материала

презентация к уроку математики 5 класс учебник Никольский С.М. Правильные и неправильные дроби. урок изучения нового материала...

Урок изучения нового материала "Нахождение дроби от числа"

Урок для учащихся 6-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Нахождение дроби от числа"". Это урок изучение нового материала, с использованием разнообразных форм поз...