Открытый урок "Движение навстречу" 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Смирнова Татьяна Ивановна

Технологическая карта+конспект урока "Движение навстречу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_konsp_ur_6_kl_dv_k_moey_prez.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородская  школа №8»

Открытый урок на тему

«Встречное движение»

6 класс

                                                             Подготовила учитель математики

                         Смирнова Татьяна Ивановна

г. Богородск  2017

                                                                                                                                       

                                                                               

Цель:

Познакомить с термином «скорость сближения» ; научить решать задачи данного типа; способствовать развитию логического мышления.

Задачи:

Образовательная: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию      практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для     развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути    их решения учить применять на практике.

 

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества. Воспитание интереса к уроку

Коррекционная .

 Коррекция внимания, навыков сравнения и анализа, развитие логического мышления. Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями. Избавление детей от чувства неуверенности в себе.

Структура  урока  

1.Организационно - подготовительный этап.

 2.Устная работа.

3.Основной этап.

 4. Этап изучение  нового материала.

5.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

6.Заключительный этап (Рефлексия. Домашнее задание.)

Медиапродукт: презентация к уроку

  Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор,экран, презентация

Комментарии: данный урок проводится в 6 классе (коррекционное обучение). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

 

I. Организационно-подготовительный  этап.

  Ход урока:

1. Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»         Слайд 2.

  Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем повторять то, что мы уже знаем и решать новые задачи.

II.Устная работа.

Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.(Жан Жак Руссо)

Слайд 3.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка

1)Итак заполняем  таблицу.  ( выполняют  по цепочке) Слайд 4.

Какая цифра получилась?

Д: получилась цифра 5.

- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на  5.

2)Цепочка примеров. Слайд 5.

Д: 450 : 9 =  50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000. Задание, быстро решить примеры.

3) Расположите дроби в порядке возрастания.  Слайд 6.

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)  

- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой) Слайд 7.

Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение  ...   в пространстве  

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.    

 II. Основной этап.

                     

- Какие величины не используются  в задачах на движение? Слайд 8.

Дети: тонны, центнеры,  м2, кг

- По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы?

Д: скорость, время,  расстояние.

Все эти единицы измерения есть и в тетрадях и в памятке. Слайд 9.

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.

- Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д:  - Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить.

- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

Соберите формулы (три  у доски на магнитах)

Проверка. Проговаривание формул.

Устно по карточкам решить задачи используя формулы.

  1. Этап изучения нового материала.

На схеме прошу показать как могут двигаться мальчик и девочка.

а) движение навстречу

б) движение в одном направлении

в) движение в противоположных направлениях

А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от  

  направления? ( по картинкам на доске)

Д: - Скорость сближения.Слайд11.

 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на встречное движение.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух. На этом уроке мы рассмотрим решение задач на встречное движение. Вначале вспомним  то, как связаны скорость, время и расстояние. Далее решим  задачи на нахождение пути, по условиям которых объекты будут двигаться навстречу друг другу. Познакомимся с понятием «скорость сближения».Вы уже  знаете, как связаны величины скорость, время и расстояние. Решим более сложные задачи.

 Работа по учебнику стр,136 Задача №504 (1 способ)

Слайды 11,12,13

Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 2 часа. Первый лыжник шел со средней скоростью 5 км/ч, второй – 4 км/ч. Найдите расстояние между поселками. Смотрите иллюстрацию на рисунке

1 способ. Решение задачи Слайд

Чтобы найти расстояние между поселками, нам нужно знать, какое расстояние прошел каждый лыжник. Чтобы найти расстояние, которое прошел лыжник, надо знать его скорость движения и время, которое он был в пути.

Мы знаем, что лыжники вышли навстречу друг другу одновременно и были в пути 2 часа. Значит, каждый лыжник был в пути два часа.

Скорость одного лыжника 5 км/ч, время в пути 2 часа. Если скорость множить на время, то узнаем, какое расстояние прошел первый лыжник:

1. 5 · 2=10 (км)

Скорость движения второго лыжника –4 км/ч, время в пути такое же, как и у первого лыжника –два часа. Чтобы узнать, какое расстояние прошел второй лыжник, умножим его  скорость на его время в пути:

2.  4∙ 2=8    (км)

Теперь можем найти расстояние между поселками.

3.    10+8=18   (км)

Ответ: расстояние между поселками –18км.

А давайте побудем исследователями и выдвинем предположение, что есть еще один способ решения этой задачи?

 Задача 1 (2 способ)

За первый час один лыжник прошел 5 км, за этот же час второй лыжник прошел навстречу первому лыжнику 4 км. Можем найти скорость сближения:

1.      5+4=9 (км/ч)

Мы знаем, что за каждый час лыжники приближались друг к другу на 9 км. Тогда можем найти, на какое расстояние они приблизились за 2 часа.

2. 9· 2=18 (км)

Умножив скорость сближения на время, мы узнали, какое расстояние прошли два лыжника, то есть узнали расстояние между поселками.

Ответ: расстояние между поселками 18 км.

 Составьте задачу по рисунку. ( Учебник стр.137 №509) Слайды 14,15,16.

Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 65 км\час, а другой 70 км\час. Время в пути 4 часа.

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- Какое время для этих поездов?

Д: 4 часа.

 Что значит 4 часа?

Д:  каждый был в пути   4 часа

- С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Д:  чертеж, таблица

  Начертите чертеж.    

  Проверьте.

-  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

 -Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

  (решение)  ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

Решим эту задачу вторым способом

- На сколько  км  каждый час сближаются поезда?

Д:  на 135 км

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

Д: уменьшаться

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

Решать такие задачи можно любым из двух способов который вам более понятен.

Физкультминутка. Слайд17

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала..

                           Слайд 18.

       Самостоятельное решение задач.

Перед вами 2 разных задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

1.От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

2.Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач  на слайде. Слайд 19,20.

Задание на внимание, мышление, зрение и т.д.

 При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.

-41 53

   2 74

-----------

   4789       Слайд 21,22.

   387

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»  Слайд 23

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 24.

V. Заключительный этап..

Домашнее задание. Слайд 27

Итоговая рефлексия. Слайд 26.

  • Какие задания вы  выполняли на уроке?
  • Какое задание было для вас интересным?
  • Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
  • Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Спасибо за урок! Слайд 28.

Список литературы: Слайд 29

1. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.

2.Учебник математика 6 класс  М.Н. Перова,  Г.М.Капустина,  Москва ПРОСВЕЩЕНИЕ  2016 год

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационно –подготовительный момент.

Презентация, выполненная учителем. Слайды 2,3.

проговаривают и настраиваются на позитивную работу

2

2

Устная работа.

1.Заполнение таблицы.

2.Цепочка примеров.

3.Сравнение дробей

.Слайды 4,5,6,7.

устное вычисление примеров

4

3

Основной этап.

Объясняет порядок решения задач. Вопрос: что означает термин скорость? Приведите примеры скорости.

Работа с карточками.  Слайды 8,9.

Устно  решают задачи на данные правила   на карточкам устно отвечают на вопрос: что означает термин «скорость», время,путь?

6

4

Этап изучения  нового материала.

термин скорость сближения.

работа с учебником стр 134. №506 и вывод: скорость сближения  равна сумме скоростей данных тел. Слайды 10,11,12,13.

Стр 137. №509 и вывод: скорость сближения равна сумме скоростей данных тел.

Слайды14,15,16.

разыгрывают ситуации по данным терминам.

записывают выводы и решение задач.

13

Физкультурная минутка

Слайд 17.

2

5

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

подробное решение задачи  и проверка. Задание. Слайд 18

Проверка 19,20.

самостоятельная работа по карточкам.

10

6

Рефлексия.

какую скорость можно найти, если тела движутся навстречу друг другу? Слайд 26

Отвечают на вопросы

3

7

Домашнее задание.

Стр.137 №506 Слайд 27

2

Дополнительные задания.

Слайды 20,21,22,23,24,25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...