Рабочая программа по математике для 5 кл. VIII вид
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Рабочая программа по математике составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,  2011.   и  ориентирована на учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой,  Г.М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2013.  В программе даётся общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, формы и средства контроля, общие требования к знаниям и умениям обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_matem.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...6
  4. Формы и средства контроля …………………………………………..…..6
  5. Учебно- тематический план ………………………………………………6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  6. Содержание учебного курса ………………………………………………7
  7. Общие требования к знаниям и умениям обучающихся……………….7
  8. Перечень учебно-методических средств обучения………………………8

Пояснительная   записка

           Рабочая программа по математике составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,  2011.   и  ориентирована на учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой,  Г.М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2013.  

 Задачи преподавания математики:

  1. Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
  2. Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
  3. Развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией.
  4. Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Цели обучения математике:

  1. Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
  2. Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  3. Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

  1. Приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника,  о единицах измерения длины массы, времени.
  2. Овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной,  групповой деятельности.
  3. Освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

 Общая характеристика учебного предмета

       Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,                                                                                  готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности,  терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.    Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.       В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.                                                 Основной формой организации процесса обучения математике является урок.      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

   В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же  повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.                                                                                                                             Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.                                                      

 В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.                                                                                                                                               Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5  классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на  сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?».                                                                                   Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают  задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

     При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная  на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.   Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.                                                                                                                                                                При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.

    На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

        Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 программа рассчитана на 136 часов, 4 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения  самостоятельных и контрольных работ.

Формы и средства контроля

Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Повторение.

 17 часов

2

Нумерация чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.  

13 часов

3

Обыкновенные дроби.

8 часов

4

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

12 часов

5

Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. Единицы измерения времени, стоимости, массы, длины.

23 часа

 6

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

35 часов

7

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

16 часов

8

Повторение.

 12 часов

Всего

 136 часов

Содержание учебного предмета

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения вычитания.     Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки,единицы.                                                                                                                                          Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.                                                                                                    Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.                                                                                                Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.                                                                                               Сравнение  (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»,  «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).                                                                                                                         Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.                                                                                                                                                    Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.          Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.                                                                                                      Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.  Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т.п.)устно.                                                                                                                               Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

      Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100. Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.

Общие требования к знаниям и умениям обучающихся

Базовый уровень

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

Примечания

Обязательно:

- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

- овладеть табличным умножением и делением;

- определять время по часам тремя способами;

- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);

- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);

- чертить треугольник по трем данным сторонам.

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;

- умножать и делить на однозначное число;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам.

Учебно-методическиий комплекс

1.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2012. – 224 с..

 2. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной,  Москва «Просвещение», 2006.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 6 класс, VIII вид

Рабочая программа основана на государственной программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./Авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Алыш...

Рабочая программа по математике, 6 класс, VIII вид

Рабочая программа основана на государственной программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./Авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Алыш...

Рабочая программа по математике, 6 класс, VIII вид

Рабочая программа основана на государственной программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./Авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Алыш...

Рабочая программа по математике, 7 класс, VIII вид

Рабочая программа основана на государственной программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Алы...

Рабочая программа по математике, 8 класс, VIII вид

Рабочая программа по математике  для 8  класса составлена на основе  программы по математике  для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VI...

рабочая программа по математике. 8 класс. VIII вид

Программа по математике разработана для учащихся 8 вида.(4 часа в неделю, 136 часов)...

Рабочая программа по математике 1 класс (VIII) вида

Данная программа предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (с ОВЗ).Данная программа позволяет привить интерес к получению знаний, формированию навыков учебной деятельности. Заня...