Конспект урока "Сложение и вычитание дробей"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Данная работа содержит конспект урока по математике в 6 классе коррекционной школе. На уроке ребята учатся применять знания по математике по теме "Сложение и вычитание дробей" в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Сложение и вычитание дробей" | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Предмет: математика
Класс: 6
Задачи урока:
- научить использовать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями для решения задач;
- развивать логическое мышление, умение схематически записывать условие задачи различными способами, умение аргументировать действия;
- воспитывать интерес к предмету, понимание роли математики в реальной жизни, взаимопомощь.
Диагностируемые цели урока
Ученик должен:
- знать словесную и символьную формулировки правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- уметь устно составлять план решения задачи по заданной теме и обосновывать его;
- уметь делать грамотные пояснения к действиям;
- уметь использовать различные виды схематической записи условия задачи;
- понимать, что схематическая запись условия задачи должна быть наглядной, понятной и облегчать её решение;
- осознавать значение математики в реальной жизни.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Подготовительная работа:
1) Изучение материала согласно программе до указанной темы.
2) Подготовка учителем материалов по теме урока для компьютерной презентации.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, подготовленные в ней материалы (согласно конспекта урока).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2. Актуализация знаний
- Какую тему мы с вами изучаем?
- А как дроби называются?
- Какие действия мы научились выполнять с дробями?
- А что должно быть одинаковым в дробях?
- Кто может сформулировать тему урока? Правильно: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». (Записать в тетради).
- Сегодня мы продолжим изучение этой темы, повторим правила сложения и вычитания дробей, попробуем использовать свои знания при решении различных задач, а поможет нам в этом нам друг Мишутка, который живет в сказке «Три медведя».
- Каких героев сказки вы знаете? (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Мишутка живет в лесу, школ там нет, про дроби он ничего не знает, и сегодня пришел к нам с вопросом. Прочитайте, каким? («Ребята, да кому же это нужно - складывать и вычитать дроби???»)
- Ай да, Мишутка! Даже в такой просто фразе сделал кучу ошибок! Кто может исправить? - Молодцы, а посчитайте-ка, чему равна вот такая загадочная сумма?
- Сколько слов Мишутка написал неправильно?
- Сколько слов всего в этой фразе?
- Сколько слов Мишутка написал неправильно?
Ученики читают вслух, подсчитывают количество слов.
С помощью учителя получают решение:
3 | + | 7 | = | 1 |
10 | 10 |
- Каким правилом вы пользовались? Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями? (При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменатели вычитают, а знаменатель оставляют тот же.)
3. Применение полученных знаний
Ребята, каких слов больше Мишутка написал – правильных или неправильных?
- Ну, а раз Мишутка всё-таки большую часть слов пишет правильно, значит, есть у него способности к учению! А значит, наша с вами задача – помочь ему разобраться с вопросом, который он нам задал.
- Так кому же нужно сложение и вычитание дробей?
- В каких профессиях нужно это умение? Возьмём с собой Мишутку и отправимся в «Путешествие по профессиям», а я, как и обещала, буду экскурсоводом в этом путешествии. А тот, кто будет помогать Мишутке активнее остальных, будет при этом внимательным и вдумчивым, получит хорошие оценки.
- Давайте спросим у Мишутки, кем бы он хотел быть? Какие профессии выбрал Мишка?
- Какие интересные и какие разные профессии он выбрал! Ну что ж, начнем наш путь. Пусть Мишутка будет, например, … геологом.
Геолог
Геолог (словарное слово) - специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.
- Мишутка-Геолог долго ходил по пещерам в поисках полезных ископаемых и, в конце концов, заблудился. Он блуждал по пещерам и не мог понять, как найти дорогу домой, как вдруг… увидел маленького хитрого Гнома. Хитрый Гном сказал: «Я покажу тебе дорогу домой, если ты найдёшь ошибки в наших вычислениях, ведь у нас нет школ, и мы не умеем складывать и вычитать дроби! А для того, чтобы открыть сокровища, спрятанные нашими предками, надо ввести секретный шифр, который получается из решения примеров. А мы никак не можем найти, где мы ошибаемся».
Что делать? Мишутка-Геолог согласился. И Гном показал ему решение заданий.
- Давайте поможем Мишке-Геологу исправить ошибки.
- Первая группа решает задания 1 столбика, вторая – 2 столбика. (Настя С. – карточка)
- Каким правилом надо пользоваться? В каких примерах допущены ошибки? Почему? Записать правильное решение в тетради.
- Как же сложить (вычесть) обыкновенные дроби?
- Нужно ли геологу знать дроби?
- Хитрый Гном обрадовался, показал Мишке-геологу дорогу и побежал за своими сокровищами. А Мишка пошёл узнавать, нужно ли уметь складывать и вычитать дроби, если у тебя профессия – фермер.
Фермер
Фермер (словарное слово) - человек, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.
- А Мишка-Фермер сидит и гадает над такой задачей.
«Картофелем засажено 11/17 поля Мишки-Фермера. Огурцами засеяно 1/17 часть поля, а морковью - 8/17 поля. Какая часть поля засеяна овощами?
- Как правильно записать краткое условие задачи?
- Каким действием решается задача? Сколько будет слагаемых?
- Сколько получилось в ответе? Что вы заметили?
- Как называется такая дробь? Больше она 1 или меньше? Хватит ли поля фермеру, чтобы засеять овощами? А как можно исправить положение?
- Ну вот… Разобрались с «фермерской задачкой». Нужно ли фермеру уметь складывать и вычитать дроби?
4. Физкультминутка
1. Математическая зарядка.
- А теперь давайте проведем игру на внимание. На экране будут появляться математические выражения, а вы должны определить, правильные они или нет.
Пока занимались мы тихо, но прытко,
В класс к нам пробралась сеньора ошибка.
Чтоб убралась она без оглядки,
Сделать придется
математическую зарядку.
Правильно – руки вверх, неверно – вперед,
Ответ посчитаем - ошибка уйдет.
- А теперь давайте подвигаемся.
2. Динамическая пауза.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка!
Приседай со мной, братишка!
Лапы вверх, вперед и вниз!
Улыбайся и садись.
5. Применение полученных знаний.
- Ребята, с какими профессиями уже успел познакомиться Мишка? Нужно ли представителям этих профессий знать дроби?
- Ну что ж, а теперь посмотрим, нужно ли уметь складывать и вычитать дроби малярам.
Маляр
- Мишка-Маляр работал в школе. Он красил стенки в кабинете математики и случайно пролил краски на плакаты, где были написаны примеры сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Он очень расстроился – ведь теперь надо узнать, какие числа были спрятаны за этими пятнами, а он этого делать не умеет. Сможем ли мы ему помочь?
- Что для этого надо сделать? Каким действием можно проверить сложение и вычитание?
- Работать будем парами, помогая друг другу (Настя С.- карточка). Потом проверим, какая пара быстрее и правильнее поможет Мишке-Маляру.
- Спасибо, ребята, помогли Мишке-Маляру. Оказывается и малярам нужно уметь складывать и вычитать дроби.
- А теперь посмотрим, нужно ли это уметь врачам.
Врач
- Мишка-Врач поделился с нами такой проблемой.
Задача: «В больнице лежит 270 пациентов. 5/9 из них болеет гриппом. Сколько человек болеет гриппом?»
- Ну не бегать же Мишке пересчитывать больных по палатам!? Давайте поможем ему посчитать с помощью математики.
- Какую краткую запись можно составить?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Как найти часть числа?
- Нужно ли медикам знать сложение и вычитание дробей?
6. Рефлексия
- Итак, для представителей каких профессий необходимо уметь складывать и вычитать дроби? (Ученики перечисляют).
- Кто из Мишек-профессионалов со своими задачами запомнился вам больше всего?
- Какие действия с дробями вы выполняли при решении задач?
- Как сложить (вычесть) обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как найти часть от числа?
- Как вы думаете, понял ли наш Мишка, что наша тема важна в реальной жизни? Ну что ж, давайте проверим (слайд).
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Понравился ли вам урок? Оцените свое настроение с помощью смайлика (поднимают смайлики или прикрепляют на доске).
6. Домашнее задание
- Ребята, а в какой профессии, о которых мечтал Мишутка, мы не успели побывать?
- Поэтому домашнее задание продолжит наше сегодняшнее путешествие по профессиям: придумать задачу с дробями для Мишки-Водителя и решить ее.
7. Завершение урока
Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:
Кто поработал хорошо
Получит точно «ПЯТЬ».
- Ребята, я попрошу вас оценить каждого свою работу на уроке по 5-балльной системе.
- Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Математика. 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (урок с использованием ЭОР)....
План - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
План - конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Первый урок по данной теме. В конспекте есть ссылки на используемые ЭОР ( http://school-collection.edu.ru/, htt...
Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" с использованием электронных образовательных ресурсов....
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1. Математи...
конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"
Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...