конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин и др. – 24 изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280с. : ил. конспект с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_drobey_s_odinakovymi_znamenatelyami.doc | 470 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра информатики и вычислительной техники
Методические материалы по информатике
Конспект урока по математике
для учащихся 5 классов
Средних общеобразовательных учреждений
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Составитель: Косырева Т.Н. группа МДИ-108
Саранск 2012
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Обучающая: изучить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Задачи: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.
Развивающая: развивать внимание, познавательную активность, память, мышление;
Воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Учащиеся должны знать: правила сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Учащиеся должны уметь: выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Методы обучения: индуктивно-репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с диктантом, учебник.
Литература:
- Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин и др. – 24 изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280с. : ил.
- Нечаев М.Л. Поурочные разработки по математике 5 класс к Виленкину. Изд.: 5 за знания, 2009.
- Г.И.Саранцев. Общая методика преподавания математики: учебное пособие для студентов математических специальностей. – Саранск, 1999.
План урока:
- Орг. момент (2 мин)
- Актуализация знаний (7 мин)
- Изучение нового материала (10 мин)
- Первичное закрепление изученного материала (20 мин)
- Подведение итогов (4 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока.
- Организационный момент (слайд 2).
Учитель:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих.
- Актуализация знаний. (Слайд 3).
Учитель:
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Учитель: а теперь сделайте небольшой графический диктант сообщите мне, что у вас получится. (раздает карточки с графическим диктантом)
Графический диктант. Ответ «да» соответствует __, ответ «нет» - ^. 1) В дроби знаменатель 9. 6) < 1. 2) Дробь правильная. 7) = 3) Дробь правильная. 8) > 4) В дроби знаменатель 5. 9) > 5) < 1 10) = |
Запись в тетрадях: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да.
_ _ ^ _ _ ^ _ _ _ _
Ученики: Получилось: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да. (выходит нарисовать ответ на доске графически.
Запись на доске: _ _ ^ _ _ ^ _ _ _ _
Учитель: Пройденный материал мы повторили, а теперь переходим к изучению новой темы урока.
- Изучение нового материла
Учитель: Запишите число и новую тему урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 4)
Пришли в гости к зайцу на званный обед Простак и Незнайка, на десерт решил заяц угостить их яблоками из своего сада. У зайца было 10 яблок. Это сколько долей?
Ученик: 10 яблок- это .
Учитель: А теперь посмотрим, как заяц угощал своих гостей.
Сначала заяц на тарелку Простока и Незнайки положил 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть яблок: + = =
Запись в тетрадях: + = =
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 5).
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:
Запись на доске :
Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей :
Учитель: (Слайд 6) У зайца было 10 яблок. На тарелку положил 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть яблок: - = =
Запись в тетрадях: - = =
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 7).
Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя у3меньшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Запись на доске:
Запись в тетрадях: Правило вычитания обыкновенных дробей:
- Первичное закрепление изученного материала (Слайд 8)
Решение задач. Работа по учебнику:
- Стр. 156, №1005.
Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?
Учитель: Внимательно прочитайте условие задачи. И ответьте на вопросы: какова масса помидоров? Какова масса огурцов? Как найти массу салата?
Ученики: масса помидоров кг, а масса огурцов кг. Чтобы найти массу салата, надо сложить массу помидоров с массой огурцов.
Учитель: Верно. Теперь запишите решение на доске и в тетрадях. (вызывается ученик к доске.)
Запись на доске и в тетрадях:
№1005.
Дано: m1= кг. – масса помидоров, m2=кг. – масса огурцов.
Найти: m кг – массу салата.
Решение.
m1+m2=m
+ =
Ответ: кг.
Учитель: а теперь давайте решим задачу под номером 1006.
- Стр. 156, №1006.
Масса станка равняется т., а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой.
Учитель: Прочитайте условие и скажите, чему равна масса станка? Чему равна масса упаковки? Как найти массу станка с упаковкой?
Ученики: масса станка равна т., а масса его упаковки т. Чтобы найти массу станка с упаковкой, нужно прибавить к массе станка массу его упаковки.
Учитель: правильно, а теперь запишите решение задачи в тетради. (Вызывает ученика записать решение на доске).
Запись на доске и в тетрадях:
№1006.
Дано: m1=т. – масса станка, m2=т. – масса его упаковки
Найти: m т. – массу станка вместе с упаковкой.
Решение
m1 + m2 = m
Ответ: т.
Физкультминутка (в форме «релаксация» под музыкальное сопровождение) (Слайд 9).
Учитель: Закройте глаза. Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей выползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь.
Работа по учебнику (Слайд 10):
- Стр. 156, №1009.
За два дня засеяли поля. В первый день засеяли поля. Какую часть поля засеяли во второй день?
Учитель: а теперь приступим к решению следующей задачи №1009. прочитайте условие. Какую часть поля засеяли за два дня? Какую часть поля засеяли в первый день? Как узнать, какую часть поля засеяли во второй день?
Ученики: За два дня было засеяно поля. В первый день засеяли поля. Чтобы узнать, какую часть поля засеяли во второй день, нужно вычесть из того, что было засеяно за два дня, часть поля, которую засеяли в первый день.
Учитель: Хорошо. Запишите это решение к себе в тетради и сообщите мне ответ.
Запись в тетрадях:
№1009.
Дано: - засеяно за два дня, - засеяно в первый день.
Найти: сколько засеяно во 2ой день.
Решение.
Ответ:
Ученики: Во второй день засеяли частей поля.
Учитель: Правильно. А теперь выполните действия из номера 1011 самостоятельно у себя у тетрадях, и прокомментируйте свое решение.
(стр. 157, № 1011)
Запись в тетрадях:
а) д)
б) ; е) ;
в) ; ж) ;
г) ; з) .
Ученики:
а) к четырем седьмым прибавить две седьмых, получаем шесть седьмых, так как, четыре плюс два будет шесть, а знаменатель остается прежним.
б) к одной девятой прибавить шесть девятых, получаем семь девятых, так как один плюс шесть, будет семь, а знаменатель девять, остается прежним.
в, г аналогично.
д) из семи девятых вычесть две девятых, получаем пять девятых, так как, вычитая из семи два, будет пять, а знаменатель девять остается прежним.
е, ж, з – аналогично.
- Подведение итогов урока (Слайд 12)
Учитель: На этом уроке мы познакомились с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Расскажите, как выполняется сложение и вычитание дробей.
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: А как можно эти правила записать в буквенном виде? (вызывает учеников к доске.)
Запись на доске:
- Домашнее задание (Слайд 13)
Учитель выставляет оценки тем, кто отвечал на уроке и задает д/з.
Учитель: А теперь запишите задание на дом. Стр. 161, № 1039, 1041.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Цель урока: научить детей вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, отрабатывать вычислительные навыки; развивать познавательную активность, умение обобщать, делать выводы....
Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов
Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров, уравнений и задач;воспитывающие:форм...
Урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
использование системно-деятельностной технологии...
Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Данныцй план конспект можно использовать для закрепления и контроля знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" - 5 класс....
Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин
Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин, поэтапная разбивка урока, методы и формы работы, деятельность ученика и учителя, презентация...
Разработка урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект открытого урока...
Презентация к уроку "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Презентация к уроку "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 8 класс...