Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
статья по математике (5 класс) на тему
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
При традиционном подходе, который реализовывал предметно-знаниевую парадигму образования, целью являлось вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; способы общения сводились к наставлению, разъяснению, запрету, угрозам, наказаниям, нотациям; тактика строилась на диктате и опеке; позиция учителя сводилась к реализации учебной программы, удовлетворению требований руководства и контролирующих инстанций; основным положением к руководству был лозунг: «Делай, как я!» и т. д.
При системно-деятельностном подходе, который реализует компетентностную парадигму образования, целью является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д.
В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
- конечной целью обучения является формирование способа действий;
- способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
- механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.
Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:
- подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);
- подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);
- определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?
Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
- организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;
- выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.
Адекватный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями образования - формирование или развитие, требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Заметим, что реализация системно-деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:
- определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий;
- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.
Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Литература
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
- Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
- Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
- Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.- С.9-28.
- Лейбович А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование в России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2 т. - Т.1./ Состав. А.Е.Пядочкин; Научн. ред. И.П.Смирнов. - М.: Изд-во ИРПО, 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977.
- Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности.// Профессиональное образование. - 2006.- №3.- С. 12.
- Моисеенко В.В., Смирнов И.П. Рынок труда и профессиональное образование. - М., 2000.
- Новиков А.М. Новые педагогические проблемы в условиях перехода к постиндустриальному обществу.// Специалист. - 2005.- №3.- с.2-8.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пос. для ст. педагог. высш. учеб. зав./ Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
- Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методической недели "Технология системно-деятельностного подхода в реализации ФГОС"
План методической недели...
Мастер-класс по теме: "Освоение системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО по географии"
В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образов...
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения
Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...
Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС по технологии
Реализация системно-деятельностного подхода ФГОс по технологии. Основные компоненты образовательного процесса.Основной вид деятельности на уроках технологии.Разделы программы и проекты...
Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...
Личностно-ориентированный подход-инструмент реализации ФГОС.
Личностно-ориентированный подход реализует цель обучения по ФГОС - воспитание активной, самостоятельной личности....
Особенности проведения учебных занятий в контексте системно -деятельностного подхода в реализации ФГОС
Выступление на конференции...