Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС по технологии
презентация к уроку по технологии на тему

Дьячков Александр Витальевич

Реализация системно-деятельностного подхода ФГОс по технологии. 

Основные компоненты образовательного процесса.

Основной вид деятельности на уроках технологии.

Разделы программы и проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sdp_po_tehnologii_.ppt367 КБ
Файл sistesno-deyatelnostnyy_podhod.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно- деятельностный подход при реализации ФГОС по технологии . Выполнил: Дьячков Александр Витальевич учитель технологии МБОУ Ясенецкой СШ 28.08.2015г

Слайд 2

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

Слайд 3

Системно- деятельностный базируется на зоне ближайшего развития ребенка развитие → деятельность → обучение Л.С. Выготский В.В.Давыдов

Слайд 4

Основная идея СДП заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях .

Слайд 5

Формирование универсальных учебных действий.

Слайд 6

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Слайд 7

Деятельность ориентация на результат развитие личности цель образования

Слайд 8

В СДП личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, она строит сама себя. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Слайд 9

«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!» А.Г. Асмолова

Слайд 10

Меня учат Я учусь!

Слайд 11

Проблемная ситуация Личный образовательный результат Специально организованная деятельность идеи, гипотезы, версии схемы, модели, опыты, проекты

Слайд 12

Эффективность обучения Образовательный продукт Учебный материал

Слайд 13

Учитель: Подготовка дидактического материала; Организация различных форм сотрудничества; Участие в обсуждении результатов деятельности через наводящие вопросы; Создание условий для самоконтроля и самооценки;

Слайд 14

Основные компоненты образовательного процесса Мотивационно-целевой Содержательный Операциональный Рефлексивно-оценочный

Слайд 15

Мотивационно-целевой компонент Для чего будет осуществляться деятельность? Цель Изучаемые объекты Способы изучения объектов

Слайд 16

Содержательный компонент Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Слайд 17

Операциональный компонент Традиционное образование СДП Тексты из учебника. Ситуации Чтение, слушание и понимание материала. Действия включенности и рефлексия в ситуации Структура оформленных текстов и методы преподавания. Технология организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации

Слайд 18

Рефлексивно-оценочный компонент Помогает сформулировать получаемые результаты Предопределить цели дальнейшей работы Скорректировать свой образовательный путь Осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение

Слайд 19

Основной вид деятельности на уроках технологии – проектная деятельность. В течении учебного года ученики 5 класса выполняют четыре небольших проекта, соответствующих четырём разделам программы:

Слайд 20

Разделы программы и проекты Технология домашнего хозяйства (планирование кухни) Технология обработки конструкционных материалов (подставка под горячее) Создание изделий из текстильных материалов (рабочий фартук) Кулинария (Завтрак для семьи)

Слайд 21

В процессе изучения каждого раздела Школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями. Учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнять проекты.

Слайд 22

Новизна. Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счет обращения к разным источникам информации, в том числе в сети Интернет.

Слайд 23

Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности, знакомство с различными профессиями.

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС по технологии.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой.

Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В СДП  личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, она строит сама себя. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Задача  учителя в том, чтобы организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в овладении новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В СДП содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д..

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания учащимися своей деятельности. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

  • имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;
  • системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;
  • проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;
  • организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
  • организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;
  • организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  • владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основной вид деятельности на уроках технологии – проектная деятельность.

В течении учебного года ученики  5 класса выполняют четыре небольших проекта, соответствующих четырём разделам программы:

Разделы программы и проекты

Технология домашнего хозяйства (планирование кухни)

Технология обработки конструкционных материалов (подставка под горячее)

Создание изделий из текстильных материалов (рабочий фартук)

Кулинария (Завтрак для семьи)

В процессе изучения каждого раздела

  • Школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями.
  • Учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейщем позволят выполнять проекты.
  • Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счет обращения к разным источникам информации, в том числе в сети Интернет.

Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности, знакомство с различными профессиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Освоение системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО по географии"

В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образов...

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС

Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управ...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...

Личностно-ориентированный подход-инструмент реализации ФГОС.

Личностно-ориентированный подход реализует цель обучения по ФГОС - воспитание активной, самостоятельной личности....