Технологическая карта урока
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Амарханова Наталья Валентиновна

Учебный предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Нахождение  числа  по  его  дроби.

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amarhanova.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ГБОУ  ООШ  села  Верхнее  Санчелеево

                               

         Реализация  ФГОС

     в процессе  преподавания  математики

        в  свете  ФГОС  ООО.

     

                                         Разработала:  учитель  математики

                                                                    Амарханова  Наталья  Валентиновна

                                       

 2013- 2014  уч.  год                               

       Концепция ФГОС, принципы, позиции системно-деятельностного и компетентностного  подхода определяют систему требований  уроку:

Целеполагание 

(Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сфомулированной, желательно – обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и  способы деятельности они освоят в процессе  деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач)

Мотивация

(учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания)

Практическая значимость знаний и способов деятельности.

(учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)

Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю)

Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной  образовательной деятельности обучающихся 

(с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей)

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока 

(Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения)

Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися 

(в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет)

Организация парной и групповой работы 

( что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе)

Использование системы самоконтроля  и взаимоконтроля 

(как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности)

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка деятельности обучающихся (способствующая формированию положительной учебной мотивации)

Минимализация и вариативность домашнего задания

Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

 Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов


Технологическая карта урока

Разработчик: учитель математики ГБОУ  ООШ с. В. Санчелеево  Амарханова  Наталья  Валентиновна.

Учебный предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Нахождение  числа  по  его  дроби.

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные: 

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания  задач  на  «нахождение  числа  по  его  дроби»,  построение  алгоритма  решения  задачи  и  решение  её.(познавательные УУД);

- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий   «на  нахождение  числа  по  его  дроби» (познавательные УУД).

развивающие: 

- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемых на уроке приемов учебной деятельности, как ценности.


п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

(коммуникативные)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Обращается к учащимся со словами:

Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда.

Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при решении систем уравнений.

Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

Слушают и

оценивают предложение

учителя,

определяют смысл

предстоящего поиска.

Осознаниеосваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

(личностные)

3.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы, в частности приемов решения текстовых задач.

Определяют, чтопредстоит:

  •  Запомнить (основные виды задач и  алгоритмы  их  решения) и
  • Уметь(определять вид предложенной задачи и  применять  для  её  решения  алгоритм) .

Самоопределение в целяхучебной деятельности

(регулятивные)

4.

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить:

стандартный вид системы уравнений; основные правила тождественного преобразования математических выражений.

Актуализируют необходимые установки,

Сравнивают /…/,

Вспоминают /…/,

Аргументируют(объясняют) /…/.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

5.

Изучение нового материала

Исследовательский метод

1. Организует высказывание учащимися предположений в отношении того, что и как исследовать.

Предлагают:

  • рассмотреть тексты задач различного вида;
  • обеспечить условие, что способы их приведения к стандартному виду могут быть типичными.
  • Использовать возможности свободного обмена мнениями и работы в группах.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные).

2. Представляет затребованное учащимися множество задач:

  • а) Машина  проехала 30км  пути,  после чего  ей  осталось проехать  3/8 всего  пути.  Какова  длина всего  пути?

б) Груши  составляют 25%  всех  деревьев сада,  остальные  150 деревьев -  яблони. Сколько  грушевых деревьев  в  саду?

а) Собранную  вишню разложили  в  три корзины.  В  первую вошло  0,1  всей корзины,  во  вторую 0,4 , а  в  третью — остальные  20 кг. Сколько  всего килограммов  вишни было  собрано?

б)  В  первый  час автобус  прошел  40% всего  пути ,  во  второй  час  1/3 пути,  а      

в  третий  -  остальные  28км .  Какое  расстояние  прошел  автобус  за  эти  3  часа?          

  • а) В  совхозе  4/9 всей  земли  занимают  луга, а  1/3 -  посевы.  Какова  

площадь  всей  земли в  совхозе,  если  луга занимают  на  270га больше,  чем  посевы?

б) В  школьном  саду  50%  всех  деревьев  составляли  яблони,  а  30%  всех  деревьев  -  вишни.  Сколько  деревьев  было  в  школьном  саду,  если  яблонь  в нём  было  на  10  больше , чем  вишен?      

   

3 Помогает учащимся разделиться по группам, уточняет регламент совместной работы. 4Уточняет поставленную задачу: самостоятельно открыть один из приемов организации учебного труда, применяемых при решении задач.

4 Принимает предложение  учащихся разделить  задачи  на три  группы  и использовать  соответствующие  им  алгоритмы.

5 Оценивает и корректирует

выполняемые учащимися преобразования, помогает обобщить полученные результаты.

1.Определяют последний  этап  каждого  из  алгоритмов, к которому может быть сведена предложенная учащимся задача:

Найти  число  а,  если в его  равно  к.

                                        с

2.Записывают  условие  задачи  виде  схемы, проценты  представляют  виде  дроби, устанавливают сопутствующие им закономерности:

  •  из  1  вычитают  дробь (часть  неизвестного);
  •  из  1  вычитают  две  дроби (две  части  неизвестного);
  •  вычисляем  в  дробях  на  сколько  одна   часть  больше  другой;
  •  выполняют  последний  этап  алгоритмов

3.Выявляют закономерности.

4. Систематизируют выявленные закономерности , представляют их в виде инструкции.

(см. Приложение 1.)

Самостоятельное решения учебной проблемы на основе выявления способов преобразования новой задачи в ранее освоенную.

(регулятивные)

6.

Закрепление(обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Даёт задание: составить  задачу  по  образцу (три  группы — три типа  задач)

             

Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.

Выполняют задания в тетрадях. При необходимости обращаются за помощью.

7.

Завершающий контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание: выполнить тестовые задания №1-3, указать на листочках правильные ответы.

(см. Приложение 2.)

Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные

Приложение 1.

Инструкция порядка действий .

Инструкция к 1типу задач:

Инструкция к 2типу задач:

Инструкция к 3типу задач:

  • Составить  схему — условие.
  • Если  часть  числа  выражена  в  процентах,  выразите  её  в  дробях.
  • Из  1  вычесть  дробь.

  • Значение  дроби  разделить  на  дробь.

  • Составить  схему — условие.
  • Если часть  числа  выражена  в  процентах,

выразите  её  в  дробях.

  • Из  1  вычесть  сумму  дробей.
  • Значение  дроби  разделить  на  дробь.

  • Составить  схему — условие.
  • Если  часть  числа  выражена  в процентах,

выразите  её  в  дробях.

  • Найдите  в  дробях на  сколько  одна   часть больше  другой.
  • Значение  дроби  разделите  на  дробь.

Приложение 2.

Тест для этапа завершающего контроля.

  • Площадь  60га  составляет  0,75  площади  поля. Чему  равна  площадь  поля?
  • Трактористы  вспахали  поле  за  три  дня.  В первый  день  они  вспахали  4/7поля,  во  второй  день  40%  поля,  а  в  третий  день — 48  га.

Найдите  площадь  поля.

  • В  первый  день  на  мельнице  смололи  3/10  привезенного  зерна,  во  второй  2/5  привезенного  зерна.  Сколько  зерна  привезли  на  мельницу,

  если  во  второй  день  смололи  на  780кг,  больше,  чем  в  первый   день?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...