Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему

Лихоманов Евгений Константинович

Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах

при введении ФГОС»

Учитель математики

  МКОУ «Апухтинская ООШ»

Лихоманов Е.К.

2016

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики.

        Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

          Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса».

Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.

Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

В 5-6 классах уроки проводятся в рамках технологии  проблемного диалога, технологии  правильного типа читательской деятельности и технология оценивания учебных успехов.

При этом модули сопровождаются путеводителями, которые  позволяют каждому выбрать индивидуальную траекторию  развития. Задания  разделены на 3 уровня сложности. В каждом модуле  есть разделы: «Исторические  страницы», « Любителям  математики», «Жизненная  задача», «Проекты».

Рабочие  программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС составляются по следующим разделам:

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:

  1. этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

– Предъявляет ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.

– Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

– Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

– Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения  или при имеющемся уровне знаний и умений.

Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? 

Прием  «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.

Прием  «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.

2 этап. Формулирование проблемы  (постановка цели и задач урока)

– Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

- Что предстоит выяснить?

Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

3 этап. Актуализация знаний  (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

– Что нужно узнать для  решения проблемы?

Используем прием «подводящий диалог»

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);

-  мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).

Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

4 этап Поиск решения (открытие нового знания)

Выполнение продуктивных заданий:

  1. Осмыслить задание.
  2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
  3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
  4. Мысленно сформулировать ответ.
  5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».

Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.

5 этап. Закрепление. Применение нового знания.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 - Чьи версии подтвердились?

 - Как оцените свою работу?

– Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;

Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.

6 этап Домашнее задание

Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;

«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.

7 этап Рефлексия

Закончи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал …      - Сегодня на уроке я вспомнил …      - Сегодня на уроке я понял …

                                                                                                                                                                                                 

         В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку математики:

    - хорошо организованный урок в хорошо  оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

   - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность  учащихся;

   - урок должен быть проблемным и развивающим; учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

     - вывод делают сами учащиеся;

     - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    - в центре внимания урока – дети;

    - учет уровня и возможности учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;

   - планирование обратной связи;

  - урок должен быть добрым.

Для  развития умения оценивать свою работу разработан алгоритм оценивания заданий.

Алгоритм самооценки:

  1. В чём заключалось задание?
  2. Удалось получить результат?
  3. Полностью правильно или с ошибкой?
  4. Полностью самостоятельно или с помощью?
  5. По каким признакам мы различаем отметки?
  6. Какую сам выставляешь себе отметку?

Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижение ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместные пути их решения.

Правила работы в группе

  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию решения.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Уделяется большое внимание самопроверке, обучению тому, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняю, что все учатся на ошибках. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяю цель урока, а затем включаю их в открытие новых знаний. Стараюсь учить детей искать пути достижения целей, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Необходимо учить детей разным способом выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

        

                     Структура урока открытия нового знания.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»);

          2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в УД («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока (могу»).

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель организует повторение материала, актуализируя такие мыслительные операции как анализ, сравнение, обобщение, аналогию.

Предлагается пробное задание.

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

  1. зафиксировать место, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  1. ставят цель;

 C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\з.jpg

        

        2) согласовывают тему урока;

        3) выбирают способ, строят план достижения цели.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

5 этап. Реализация построенного проекта.

Учащиеся действуют по плану.

  - Кто (какая группа) готова рассказать о 1 шаге?

  - Кто не согласен? Кому есть что добавить?

  - Кто (какая группа) готова рассказать о 2 шаге?

  - Есть возражения? Дополнения?

  - Вы разрешили затруднение? (Да)

  - А поставленной цели достигли? (Пока нет)

  - Какой следующий шаг? (Закрепить полученные знания)

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые им предстоит доработать.

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности, согласовывается домашнее задание.

Рефлексия

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Домашнее задание включает в себя две части:

1) обязательную часть – посильную для каждого ребенка, небольшую по объему,      на вариативной основе, с творческим компонентом;

2) необязательную часть – одно задание (лучше по выбору) творческого уровня      (метод выполнения которого не изучался).

Можно предложить детям индивидуальное задание

Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель.

В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность приобретать сверх - программные знания в соответствии с индивидуальными интересами и запросами.

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.

В работе приводятся нестандартные математические задачи для развития логического мышления и способы их решения.

Реализация ФГОС связана с целым комплексом задач по математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Для непрерывного обучения и самообразования важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности от творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно: от низшего уровня самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни.

Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющих знаний, когда учащийся, имея правило или образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение. Если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может и даже не предпринимает попыток, а чаще всего отказывается от решения под предлогом, что такие задачи еще не решались.

Первый уровень прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, приступивших к внеурочным занятиям. Поэтому задача учителя не в игнорировании его, полагая. Что школьники, посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высокого уровня, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующий уровень.

Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью, которая проявляется в умении из нескольких правил, определений, образцов рассуждений выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном этапе самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Третий уровень самостоятельности  -  частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики:

  • Формировать обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в числе их из других разделов математики;
  • В умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов;
  • В стремлении найти собственное правило, прием, способ деятельности;
  • В поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного способа;
  • В варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения.

В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ. Синтез, абстрагирование. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.

В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы. Каждый этап связан с предыдущим и последующим и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на следующий уровень.

Первый этап ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности.

На этом уровне учитель знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, сообщает математические сведения, разъясняет, как можно было бы получить их самостоятельно.

С этой целью он использует лекционную форму обучения или рассказ, а затем организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебного пособия и решении задач, предварительно разобранных учителем в качестве примеров. Эта деятельность учителя и учащихся на занятиях соответствует аналогичной деятельности на уроках математики и довольно хорошо освещена в методической литературе.

На данном этапе учитель организует  элементарную работу учащихся по математическому самообучению:

  • Просмотр математических телевизионных передач во внеурочное время;
  • Самостоятельное решение конкурсных задач из сборников, содержащих подобные решения или указания для контроля, причем с обязательным условием использования при решении некоторых из них знаний, полученных на внеурочных занятиях.

На втором этапе учебной работы преподаватель привлекает учащихся к обсуждению различных способов решения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них, поощряет самостоятельную деятельность учеников в сравнении способов.

Он знакомит учащихся с общими и частными указаниями, содействующими самостоятельному выбору путей решения познавательной задачи с помощью уже изученных приемов, способов и методов решения аналогичных задач.

На этом этапе учитель широко использует метод эвристической беседы, организует самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебным пособиям. Раскрывающим материал конкретно-индивидуальным способом и содержащим большое количество примеров различной трудности.

На втором этапе продолжается работа по организации математического самообучения учащихся и руководству им. Ученики решают задачи из сборников конкурсных задач, готовятся к школьным математическим олимпиадам, читают доступную научно-популярную литературу.

Руководство самостоятельной деятельностью учащихся на этом этапе носит фронтально-индивидуальный характер: учитель дает рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех; помощь преподавателя в организации математического самообучения учащихся носит индивидуальный характер.

Третий этап наиболее ответственный, так как именно на этом этапе должен произойти выход всех учащихся на основной уровень самостоятельности.

Здесь большое внимание уделяется:

  • Организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной. Научно-популярной и научной математической литературы, сопровождаемого решением достаточного количества задач;
  • Подготовке рефератов и докладов по математике;
  • Творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах, организуемых на факультативе (постановка и обсуждение гипотез, задач-проблем, математических методов, возможных обобщений или приложений изученной теории);
  • Участию в школьном конкурсе по решению задач, в школьной, городской или районной олимпиаде по математике, в заочных олимпиадах и конкурсах;
  • Самообучению учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей.

На этом этапе учитель организует на уроках:

  • Обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу;
  • Систематизирует знания учащихся; учит приемам обобщения и абстрагирования;
  • Проводит разбор найденных учениками решений;
  • Показывает как надо работать над задачей (все ли случаи рассмотрены, нет ли особых случаев, нельзя ли обобщить найденный способ, чтобы можно было применить его к целому классу задач, и т.п.);
  • Учит выдвигать гипотезы, искать пути предварительного обоснования или опровержения их индивидуальным путем, а затем находить дедуктивные доказательства;
  • С помощью проблемных вопросов создает дискуссионную обстановку, направляет ход дискуссии и подводит итоги и т.д.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися: в оказании ненавязчивой помощи некоторым ученикам в поисках путей решения задачи. Подготовке к математическим олимпиадам, подборе литературы для рефератов и их письменном оформлении, организации осуществления математического самообучения.

На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентацией каждого.

Самостоятельная работа школьника на этом этапе работы носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий.

Учащиеся самостоятельно в течение сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими самими  или выбранные из предложенных учителем.

Помощь преподавателя заключается  в проведении индивидуальных консультаций, рекомендации соответствующей литературы, организации обсуждений найденного учеником доказательства и т.п.

На этом этапе проводят конкурсы по решению задач, самостоятельная подготовка победителей школьной математической олимпиады к районной (областной, всероссийской) олимпиаде (под руководством учителя); продолжается работа по самообучению.

Наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности школьников реализуется при изучении факультативных курсов по математике.

   Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение обучающимися основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

          Наряду с этим большое внимание уделяется  использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Учебный предмет «Математика» согласно одному из базовых документов нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – фундаментальному ядру содержания общего образования «обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности».

Основные цели изучения предмета «Математика» в примерной программе  по математике в основной школе представлены в направлении личностного развития, в метапредметном и в предметном направлениях. В целевые установки особым образом включены ценностные ориентиры содержания предмета «Математика», которые заключаются в формировании способов деятельности, а также в интеллектуальном развитии. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Изучение математики способствует развитию точной и информативной речи, умению отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

При разработке учебных планов образовательным учреждениям, которые осуществляют образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения, необходимо руководствоваться Базисным учебным планом основного общего образования.

Список используемой литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков

Презентация показывает как подготовить метапредметный урок...

"Требования к современному уроку математики и самоанализу в условиях введения ФГОС", презентация

Какой  должна быть система образования в ХХI веке?Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".Изменения, связанны...

«Организационно-методическая поддержка деятельности педагога дополнительного образования средствами сети интернет»

Районное методическое объединение педагогов дополнительного образованияОрганизационно-методическая поддержка деятельности педагога дополнительного образования средствами сети интернетПредседатель Прав...

Годовой организационно-методический план работы учителя - логопеда ДОУ

Годовой оганизационно-мотодический план расчитан на работу учителя - логопеда  в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Он поможет педагогу систематизировать свою работу,...

Модель организации деятельности учителя при подготовке урока по ФГОС или «Конспект на один лист»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная з...

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС

        Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...