РП по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В ходе освоения содержания курса математики обучающиеся получают возможность развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, сформировать навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 кл. Алгебра и начала анализа 10-11 кл /сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.:Мнемозина, 2007 г.- 64с.;
- Учебник. И.И. Зубарева математика 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева. А.Г. Мордкович – 16-е изд., доп.-М. Мнемозина:, 2009. – 264 с.: ил.
Статус программы
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, требований здоровьесберегающих технологий.
Класс – 6
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 166 учебных часов из расчёта 5 учебных часов в неделю. На проведение контрольных работ отводится 9 часов.
Сроки реализации – 1 год
Общая характеристика учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.
Режим занятий – классно-урочная система.
Межпредметная связь
Тема «Сложение чисел с разными знаками» - география, физика.
Тема «Масштаб. Координаты» - музыка, география.
Тема «Диаграммы» -общество, география, биология
Тема «Решение задач» - история
Работа с текстом учебника – литература
Тема «Симметрия»- искусство.
Цели обучения
- Формирование представлений о целостности и непрерывности курса, систематическое развитие понятия числа;
- Овладение умением обобщения и систематизации знаний, выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
- Развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики;
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения математике по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
- усвоения аппарата положительных и отрицательных чисел, уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач;
- закреплять умения учащихся разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- осуществление функциональной подготовки школьников;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности
В основу курса математики для 6 класса положены такие принципы как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей алгебры» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.
- Практико-ориентированность, обеспечивающая, отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
Используемые технологии:
- традиционная классно-урочная
- здоровьесберегающие;
- уровневой дифференциации
- ИКТ
- проблемного обучения
- поэтапного освоения знаний
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6 КЛАССА
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа (40 ч).
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Противоположные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Натуральные числа (20 ч).
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Признак делимости произведения. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Дроби (40 ч).
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ
Алгебраические выражения. Уравнения (44 ч).
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
Координаты (8 ч).
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФАКТЫ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости (12 ч).
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число π. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади сферы и объема шара.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
Первые представления о вероятности (6 ч).
Число всех возможных исходов, правило произведении. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности наступления или не наступления события в простейших случаях.
Результаты обучения к концу 6 класса (в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников школы).
Учащиеся должны знать/понимать:
- понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
- правила выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
- о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
- о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах;
- понятие процента;
- о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах, о подсчёте вероятности.
должны уметь:
- выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретённые навыки в ходе решения задач;
- находить значения степеней с целыми показателями;
- изображать точками числа на координатной прямой;
- применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием калькулятора;
- для решения практических задач, связанных с нахождением длины окружности и площади круга;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
- интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Тематическое планирование
по математике 6 класс
Автор учебника: С.М. Никольский, М. К. Потапов. 5 ч в неделю, всего 170 ч
№№ | ТЕМА | Количество часов по плану | Проведено |
1. | ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ, ПРОЦЕНТЫ | 25 | |
1.1. | Отношения чисел и величин. | 2 | |
1.2. | Масштаб. | 2 | |
1.3. | Деление числа в данном отношении. | 3 | |
1.4. | Пропорции. | 4 | |
1.5. | Прямая и обратная пропорциональность. | 4 | |
Контрольная работа № 1. | 1 | ||
1.6. | Понятие о проценте. | 3 | |
1.7. | Задачи на проценты. | 3 | |
1.8. | Круговые диаграммы. | 2 | |
Контрольная работа № 2. | 1 | ||
2. | ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА | 32 | |
2.1. | Отрицательные целые числа. | 2 | |
2.2. | Противоположные числа. Модуль числа. | 2 | |
2.3. | Сравнение целых чисел. | 2 | |
2.4. | Сложение целых чисел. | 5 | |
2.5. | Законы сложения целых чисел. | 2 | |
2.6. | Разность целых чисел. | 4 | |
2.7. | Произведение целых чисел. | 3 | |
2.8. | Частное целых чисел. | 3 | |
2.9. | Распределительный закон. | 2 | |
2.10. | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 2 | |
2.11. | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 2 | |
2.12. | Представление целых чисел на координатной оси. | 2 | |
Контрольная работа № 3. | 1 | ||
3. | РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА | 44 | |
3.1. | Отрицательные дроби. | 2 | |
3.2. | Рациональные числа. | 3 | |
3.3. | Сравнение рациональных чисел. | 3 | |
3.4. | Сложение и вычитание дробей. | 6 | |
3.5. | Умножение и деление дробей. | 5 | |
3.6. | Законы сложения и умножения. | 2 | |
Контрольная работа № 4. | 1 | ||
3.7. | Смешанные дроби произвольного знака. | 5 | |
3.8. | Изображение рациональных чисел на коорд. оси. | 3 | |
3.9. | Буквенные выражения. | 2 | |
3.10. | Подобные слагаемые. | 3 | |
3.11. | Уравнения. | 4 | |
3.12. | Решение задач с помощью уравнений. | 4 | |
Контрольная работа № 5. | 1 | ||
4. | ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ | 34 | |
4.1. | Понятие положительной десятичной дроби. | 2 | |
4.2. | Сравнение положительных десятичных дробей. | 2 | |
4.3. | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 4 | |
4.4. | Перенос запятой в полож. десятичной дроби. | 2 | |
4.5. | Умножение положительных десятичных дробей. | 4 | |
4.6. | Деление положительных десятичных дробей. | 4 | |
Контрольная работа № 6. | 1 | ||
4.7. | Десятичные дроби и проценты. | 3 | |
4.9. | Десятичные дроби любого знака. | 4 | |
4.10. | Приближение десятичных дробей. | 2 | |
4.11. | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. | 2 | |
4.12. | Вычисления с помощью калькулятора. | 1 | |
4.13. | Процентные расчеты с помощью калькулятора. | 2 | |
Контрольная работа № 7. | 1 | ||
5. | ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ | 22 | |
5.1. | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. | 2 | |
5.2. | Периодические десятичные дроби. | 2 | |
5.4. | Непериодические десятичные дроби. | 2 | |
5.6. | Длина отрезка. | 3 | |
5.7. | Длина окружности. Площадь круга. | 3 | |
5.8. | Координатная ось. | 3 | |
5.9. | Декартова система координат на плоскости. | 3 | |
5.10. | Столбчатые диаграммы и графики. | 3 | |
Контрольная работа № 8. | 1 | ||
6. | ПОВТОРЕНИЕ | 13 | |
Повторение за 5-6 классы. | 12 | ||
Итоговая контрольная работа № 9. | 1 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Контрольная работа № 1 по темам «Положительные и отрицательные числа.» | 1 | |
2 | Контрольная работа № 2 по темам «Числовые выражения и промежутки. Алгебраическая сумма. Осевая симметрия» | 1 | |
3 | Контрольная работа № 3 по темам «Координатная плоскость. Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 | |
4 | Контрольная работа № 4 по темам «Упрощение выражений. Решение уравнений» | 1 | |
5 | Контрольная работа № 5 по темам «Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность. Круг. Шар. Сфера» | 1 | |
6 | Контрольная работа № 6 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | |
7 | Контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | |
8 | Контрольная работа №8 по теме «Отношение двух чисел. Диаграммы. Пропорции» | 1 | |
9 | Итоговая контрольная работа | 1 |
1. Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., А.Г. Мордкович М.: Мнемозина, 2010
4. Тематические зачёты/Бобренко Н.Н.,Ключникова М.Н. и др.под руков.к.п.н.ФилипповойН.А. НПЦ «Образование для всех» - М., 2004
5. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр. 6 класс: Пособие для учителей и учащихся – М.: Мнемозина, 2007.
6.Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
7. Тульчинская Е.Е. Математика. 6 класс. Блиц-опрос: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Мнемозина, 2010.
8. Математика. 5-11 классы: Игровые технологии на уроках / автор - составитель Н.В.Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для обучающихся:
1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010
2. Рабочая тетрадь по математике для 6 класса / Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010
2. Печатные пособия
1. Портреты ученых математиков.
2. Стенд со сменной информацией к урокам
3.Информационные средства
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/,http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://preselect.com/crossword-ru/ фабрика кроссвордов
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники.
2. Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
урок по математике "Класс нашей мечты"
Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Интегрированный урок математики : класс
Интегрированный урок математики и экологии...
Промежуточная аттестация. Предмет: математика. Класс: 8
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учащихся требованиям государственных общеобразовательных программ. На промежуточную аттестацию выносятся предметные ...