проект "Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
проект по математике (6 класс) на тему
В работе проведен логико-математический анализ содержания темы, даны методические рекомендации обучения теме, разработана карта изучения темы и фрагмент календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_andriychuk_s.yu_.docx | 622.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Выполнила
учитель математики
МАОУ «Гимназия № 9» г.о. Королев, МО
Андрийчук Светлана Юрьевна
Содержание
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел». §1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики. §2. Логико-математический анализ содержания темы. §3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» 3.1. Развитие познавательных УУД 3.2. Развитие регулятивных УУД 3.3. Развитие коммуникативных УУД 3.4. Развитие личностных УУД 3.5. Таблица целей ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» § 4. Карта изучения темы и её использование 4.1. Диагностируемые цели обучения теме 4.2. Логическая структура и содержание темы 4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ) § 5. Фрагмент календарно-тематического планирования § 6. Примеры реализации целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Приложение | 3 5 7 11 13 13 14 14 15 17 19 21 21 22 23 26 32 33 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования XXI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), предполагает качественно новую модель образования. У многих возникает вопрос: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании? Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо. Новая российская школа требует учителей, которые готовы не только учить, но и воспитывать обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны и главной задачей школы.
Именно поэтому, сейчас наша задача состоит в том, чтобы разобраться с требованиями ФГОС ООО, подготовить базу для его введения в основной школе, выявить основные направления. И этот вопрос очень актуален на данный момент, потому что, не зная требований ФГОС ООО, не зная новую методику преподавания в школе, преподнесения материала на уроке, где ученика необходимо наталкивать на самостоятельную деятельность, а не давать информацию в готовом виде, на урок уже идти нельзя. Мы должны прививать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формировать их мотивацию к обучению. И это есть сейчас наша основная задача.
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой).
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (разработка уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики
ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы
ООО: требования к структуре основной образовательной программы ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы
ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО.
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося ("портрет выпускника основной школы"). В соответствии с предлагаемой моделью ключевым является ориентация на способность не
заучивать, а применять знания, реализовывать собственные проекты, на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная на выявление и поддержку новых результатов, и распространение нового. В этой оценке должны найти место не только стандартизированные экзамены, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Помимо Единого государственного экзамена необходимо развивать и другие инструменты оценки результатов общего образования школьников.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу ООО, дает разъяснение личностным, метапредметным и предметным результатам.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности. Содержание примерной программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Анализ выполнен по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика, 6 класс».
Дидактической основой непрерывного курса математики «Учусь учиться» для 6 класса авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000...». Ее главной особенностью является то, что знания не даются учащимся в готовом виде, а организуется их самостоятельное открытие детьми. Такой подход не только обеспечивает высокий уровень математической подготовки, но и развивает их мышление, способности, интерес к изучению математики, личностные и метапредметные результаты образования, соответствующие ФГОС.
Содержание первых пяти пунктов третьей главы учебника Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон шестого класса «Рациональные числа» включает:
П.3.1.1 «Положительные и отрицательные числа»,
П.3.1.2 «Противоположные числа и модуль»,
П.3.1.3 «Сравнение рациональных чисел»,
П.3.2.1 «Сложение рациональных чисел. Алгебраическая сумма»,
П.3.2.2 «Вычитание рациональных чисел».
Эти темы продолжают развитие одной из важнейших содержательно-методических линий курса – числовой линии. Наряду с числовой линией развивается и алгебраическая линия курса (учащиеся используют буквенную символику для записи противоположных чисел в общем виде, свойств рациональных чисел, определения модуля и его свойств, решают уравнения и неравенства на новых числовых множествах (целых и рациональных чисел), знакомятся с их обозначениями, получают представление о решении уравнений с модулем и пр.).
В соответствии с подходом, принятым в данном курсе, на каждом этапе его изучения, параллельно с ведущей линией, по которой идет расширение понятийной базы, закрепляются и отрабатываются знания и умения по всем остальным линиям курса.
Основные содержательные цели:
- сформировать понятия отрицательного числа, рационального числа, умение обозначать множество натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q); установить взаимосвязь между множествами N, Z, Q.
- сформировать умение обозначать числа, принадлежащие множеству рациональных чисел точками координатной прямой;
- сформировать понятия противоположного числа и модуля числа, умение обозначать эти понятия с помощью соответствующей символики;
- построить таблицу знаков при раскрытии скобок, обозначающих данное число и число, противоположное данному, сформировать умение использовать эту таблицу при раскрытии скобок;
- сформировать умение сравнивать рациональные числа;
- построить «разветвлённое» определение модуля;
- сформировать умение складывать и вычитать рациональные числа, использовать свойства сложения и вычитания для рационализации вычислений;
- сформировать понятие алгебраической суммы.
При изучении пункта 3.1.1 «Положительные и отрицательные числа» у учащихся формируется понятие отрицательных чисел, как уже известных им чисел, только со знаком «минус». Исходя из своего житейского опыта (и пропедевтики данного понятия в курсе) шестиклассники имеют первичное представление о таких числах. Задачами данного пункта являются: ввести их название – отрицательные числа, ввести название «положительные числа» для противопоставления «старых» чисел отрицательным и уточнить данные понятия. Целесообразность введения отрицательных чисел раскрывается на примерах из окружающей жизни: «расход» – «доход»; «выигрыш» – «проигрыш»; «повышение» – «понижение температуры».
Задачей данного пункта является формирование понятия отрицательного и положительного чисел. Такие величины, как расход, долг, глубина (отрицательная высота) и пр., обозначаются отрицательным числом, которое используется для фиксации процесса уменьшения и убывания. Такие величины, как доход, имущество, высота и пр., обозначаются положительным числом, которое используется для фиксации процесса увеличения и возрастания. Формирование такого представления об отрицательных и положительных числах важно потому, что правило сложения рациональных чисел будет выводиться с помощью перехода к определенным практическим ситуациям.
В этом же пункте вводится понятие координатной прямой. При введении определения координатной прямой указываются ее существенные признаки: начало отсчета, единичный отрезок, направление отсчета. Вводится определение координаты точки: это число, показывающее положение точки на координатной прямой. Это определение строится путем уточнения определения координаты точки, известного учащимся с начальной школы (число, показывающее расстояние от т. А на луче до начала луча называется координатой т. А).
Использование координатной прямой позволяет создать наглядную опору для понятия отрицательного числа, новых числовых множеств и в дальнейшем помогает учащимся при формировании понятия противоположного числа, модуля (как расстояния) и правил сравнения рациональных чисел.
В этом же пункте вводятся названия и обозначения новых числовых множеств: множество рациональных чисел, которое пока определяется через перечисление входящих в него чисел (положительные, отрицательные числа и ноль) и обозначается буквой Q и множество целых чисел, которое обозначается буквой Z и записывается с помощью фигурных скобок Z ={…– 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3 …}.
В П.3.1.2 вводится понятие противоположных чисел и обозначение (– а) для записи числа, противоположного а.
В связи с использованием знака «минус» для обозначения числа противоположного данному делается вывод о том, что знак «минус» меняет знак числа на противоположный. Пользуясь этим выводом и знанием о том, что знак «+» может опускаться и, значит, знак числа не изменяет, вводятся правила знаков при раскрытии скобок: + (+ а) = + а; + (– а) = – а; – (+ а) = – а;– (– а) = + а. Эти правила оформляются в виде таблицы определения знака числа при раскрытии скобок. Появление данной таблицы на этапе изучения рациональных чисел и ее дальнейшее использование является особенностью данного курса.
Здесь же вводится понятие модуля, как расстояния от начала отсчета до точки, обозначающей данное число. Вводится соответствующая символика.
В этом же пункте учащиеся знакомятся со свойствами модуля. В связи с геометрическим смыслом модуля фиксируется свойство модуля: модуль любого числа есть число неотрицательное (| a | ≥ 0).
С целью формирования понятия модуля с учащимися решаются простейшие уравнения и неравенства с модулем. При этом реализуется принцип минимакса – более способные учащиеся получают представление о решении нового вида уравнений и неравенств, а остальные при решении подобных заданий отрабатывают понятие модуля. Формированию понятия модуля уделяется особое внимание, так как оно лежит в основе алгоритмов сравнения и алгоритмов действий с рациональными числами.
В П.3.1.3 учащиеся выводят правила сравнения рациональных чисел и учатся их применять.
Использование координатной прямой для сравнения чисел позволяет учащимся уже на актуализации знаний сформулировать правила сравнения: отрицательных чисел и нуля, положительных чисел и нуля, отрицательных и положительных чисел.
В результате использования понятия модуля (как расстояния) и умения сравнивать положительные числа учащиеся строят алгоритм сравнения отрицательных чисел.
После того как учащиеся научатся сравнивать рациональные числа с нулем, они знакомятся еще с одним определением модуля – в разветвленной форме. Анализ понятия модуля приводит к следующему определению модуля:
Таким образом, учащиеся узнают два определения модуля: на геометрическом и алгебраическом языках. При решении простейших уравнений с модулем учащиеся пользуются обеими его формами.
В пункте 3.2.1 правило сложения рациональных чисел учащиеся выводят, используя простые примеры рациональных чисел с ориентацией на некоторую практическую ситуацию, например, сложение «доходов» и «расходов». Полученное правило фиксируется в виде блок-схемы или в виде опорного сигнала.
В этом же пункте учащиеся получают представление об алгебраической сумме, при этом используется правила раскрытия скобок. Учащиеся делают вывод о том, что выражения, в которых содержатся плюсы и минусы всегда можно записать в виде суммы. После чего учитель сообщает, что выражения подобного рода называются алгебраическими суммами.
Понятие алгебраической суммы позволяет выполнять вычитание рациональных чисел до введения соответствующего правила. В этом же пункте учащиеся формулируют алгоритм нахождения значения алгебраической суммы:
1. Найти сумму противоположных чисел (если они есть).
2. Найти сумму положительных чисел.
3. Найти сумму отрицательных чисел.
4. Найти сумму полученных чисел с разными знаками.
и учатся его применять, выполняя задания из учебника.
В п 3.2.2 при открытии правила вычитания рациональных чисел учащиеся используют понятие алгебраической суммы.
Вычитание рациональных чисел учащиеся могут выполнять двумя способами: используя правило вычитания или опираясь на понятие алгебраической суммы с использованием правил раскрытия скобок . После открытия способа нахождения разности рациональных чисел у учащихся появляется новый способ решения уравнений. Для решения уравнений можно сразу использовать способ нахождения неизвестного компонента действия, а можно сначала раскрыть скобки, а затем искать неизвестный компонент полученного действия.
В данном пункте учащимся предлагаются задания, в которых нужно раскрыть скобки в выражениях и найти их значения.
В этом же пункте уточняется правило нахождения длины отрезка на координатной прямой через координаты его концов.
Рациональные числа имеют «богатую» историю, это дает возможность обучающимся подготовить сообщения по предлагаемым темам: 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мир, а также выбрать тему самостоятельно.
Таким образом, в ходе работы над темой в школьном курсе математики 6 класса
должны знать:
- понятия отрицательное и положительное число;
- модуль числа, геометрический смысл модуля;
- алгебраическая сумма;
- противоположные числа;
- знать предписания для сложения и вычитания рациональных чисел.
должны уметь:
- складывать и вычитать рациональные числа;
- применять предписание нахождения алгебраической суммы;
- раскрывать скобки, опираясь на соответствующие правила знаков;
- применять предписание для сложения и вычитания рациональных чисел;
- применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.
§ 3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
К основаниям выделения УУД относятся: цели и результаты общего образования; структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка); этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
УУД реализуют следующие функции. Первая из них - регуляция собственной учебной деятельности – саморегуляция (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности). Следующая функция - создание условий для саморазвития и самореализации личности, что обеспечивает готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться. Не менее важная функция УУД - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, что способствует формированию гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе.
Выделяются четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.
3.1. Развитие личностных УУД.
Личностные универсальные учебные действия включают: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.
3.2. Развитие регулятивных УУД.
К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).
3.3. Развитие познавательных УУД.
Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.4. Развитие коммуникативных УУД.
Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Таблица целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
(Математика. 6 класс. Изд. 2-е, перераб. / Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. – М.: Издательство «Ювента», 2010.)
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель; | Средства помощи | |||
цель считается достигнутой, если ученик: | |||||
первом | втором | третьем | Таблицы: а) классификация числовых множеств; б) свойства сложения рациональных чисел в) предписание для сложения рациональных чисел; г) алгоритм «Вычитание рациональных чисел»; д) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; е) приём решения текстовых задач арифметическим способом; | ||
Ц 1: приобретение и преобразование УИ и формирование познавательных УД | а) сравнивает решение задач из учебника и данных задач, выбирает задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) анализирует решение задач в учебнике, и сравнивает их решение с готовым предписанием | а) решает практические задачи, на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщает решение задач одного типа и составляете предписание, используя частично заполненную блок-схему | а) решает практические задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя пустую блок-схему | ||
Ц 2: контроль усвоения теории | а) называет: числа по их виду; компоненты действий, результаты; виды величин и взаимосвязь между ними; б) проговаривает предписание выполнения сложения и вычитания рациональных чисел; формулу вычитания рациональных чисел; в) формулирует правила выполнения арифметических действий сложения и вычитания рациональных чисел, с использованием конкретного примера | знает: а) классификацию числовых множеств; б) предписание для сложения рациональных чисел; в) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; г)некоторые свойства числовых множеств | |||
Ц 3: применение знаний и умений по теме | умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 1-го уровня сложности; б) решать и составлять простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; в)использовать прием нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; | умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 2-го уровня сложности; б) решать текстовые задачи 2-го уровня сложности; в) использовать приёмы контроля вычислений на сложение и вычитание рациональных чисел с помощью предписания | умеет: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 3-го уровня сложности в) решать текстовые задачи 3-го уровня сложности на сложение и вычитание рациональных чисел | ||
Ц 4: формирование коммуникативных умений | на своём уровне освоения темы: а) работает в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; б) оказывает помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; в) в соответствии с темой готовит сообщение и выступает с ним; г) составляет контрольную работу в соответствии со своим уровнем освоения темы, предлагает её для решения товарищу и проверяет решение. | Приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности | |||
Ц 5: формирование организационных умений | В соответствии со своим уровнем освоения темы а) выбирает уровень освоения темы; б) выбирает темы для дополнительного изучения; в) формулирует цели своей учебной деятельности; г) осуществляет самопроверку с использованием образцов, алгоритмов, приёмов; д) оценивает свою УПД по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы по итогам предыдущей УПД, о дальнейших действиях, направленных на коррекцию УПД, планирует коррекцию . | Приёмы саморегуляции УПД |
УИ - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; УПД – учебная познавательная деятельность
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
§ 4. Карта изучения темы и её использование
В ходе работы над проектом в рамках ФГОС ООО был разработан полезный материал как для учителя так и для ученика – карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в курсе математики 6 класса. Эта карта вывешивается на стенде для знакомства учащихся с этапами ознакомления темы, где указаны уровни обучения теме, с которыми ребёнок вправе сам определиться, спланировать свои действия при обучении.
Если говорить подробнее, то карта изучения темы включает в себя 7 блоков:
1. Логическая структура и цели изучения темы;
2. Блок актуализации знаний учащихся;
3. Предметные результаты;
4. Образцы заданий контрольной работы;
5. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
6. Темы индивидуальных заданий;
7. Перечень УУД для освоения темы.
Карта составляется учителем перед изучением темы, планируя каждый урок, особенно деятельность учащегося во время формирования знаний и дальнейшего изучения темы.
В первом блоке учитель указывает количество часов с указанием целей (указывается ссылка на таблицу целей темы); показывается разбивка темы по часам.
Во втором блоке отмечаются знания и умения, которыми должны обладать учащиеся.
Видя количество часов и планируемый материал, ученик может самостоятельно нацелить себя на один из уровней обучения (1-ый – при помощи схем, учителя, учебника; 2-ой – с помощью учебника или 3-ий – самостоятельный). Спланировать свою деятельность на указанное количество часов. Именно эти цели и преследуются при составлении данной карты и по большому счету Стандартами второго поколения: саморазвитие, саморегуляция, самопознание.
В блоках «Образцы заданий контрольной работы» и « Задания для внеаудиторной самостоятельной работы» приведены номера учебника, которые обязательны для хорошего усвоения темы на своем уровне, представлена какая примерно контрольная работа их ожидает. Обучающиеся в праве на любом из уроков поменять уровень освоения темы, если считает, что один из них им усвоен или не усвоен, переходя на уровень выше или ниже соответственно.
Здесь же в карте с целью формирования коммуникативных умений и формирования организационных умений указываются темы для индивидуальных заданий, что позволяет ученику подготовить сообщение, развивая интерес к теме и предмету в общем.
Заканчивается карта темы перечнем УУД, которые должен привить учитель, развить у учащихся.
Карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
Ц 1-3,5 | Ц 1 -4 | Ц 2-5 | Ц 1- 4 | Ц 2 -5 | Ц 2-5 | Ц 2 - 5 | Ц 2, 3, 5 | Ц 2, 4, 5 | |||||||||
П. 3.2.1 | П. 3.2.1 | См.р | П. 3.2.2 | П. 3.2.2 | См.р | Задачи для самопроверки | Контрольная работа | Урок коррекции | |||||||||
II. Блок актуализации знаний учащихся | |||||||||||||||||
Знать: понятие отрицательного числа, рационального числа, обозначение множества натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q); понятия противоположного числа и модуля числа, обозначение этих понятий с помощью соответствующей символики; таблицу знаков при раскрытии скобок, Уметь: обозначать множество натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q); устанавливать взаимосвязь между множествами N, Z, Q, обозначать числа, принадлежащие множеству рациональных чисел точками координатной прямой, обозначающих данное число и число, противоположное данному; использовать таблицу знаков при раскрытии скобок; сравнивать рациональные числа. | |||||||||||||||||
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): | |||||||||||||||||
Знают: понятие рациональных чисел, понятие алгебраической суммы, свойства сложения и вычитание рациональных чисел, предписание для сложения и вычитания рациональных чисел. Умеют: складывать и вычитать рациональные числа , применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений, применять предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, решать уравнения с рациональными числами, находить длину отрезка на координатной прямой. | |||||||||||||||||
IY. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5) | Y. Средства обучения теме | ||||||||||||||||
1 уровень | Баллы | 2 уровень | Баллы | 3 уровень | Баллы | ||||||||||||
1. Отметьте на координатной прямой точки А(3), В(– 4), С(– 4,5), D(5,5), Е(– 3). Какие из отмеченных точек имеют противоположные координаты? 2. Выполните действия: а) – 3,8 – 5,7; б) – 8,4 + 3,7; в) 3,9 – 8,4; г) – 2,9 + 7,3; д) – ; е) – . 3. Найдите расстояние между точками А(– 2,8) и В(3,7) на координатной прямой. | 1 1 1 | 1. Найдите значение выражения: . 2. Решите уравнения: а) х + 3,12 = – 5,43; б) . | 2 2 | 1. Составь и реши уравнение: «Если 5% задуманного числа увеличить на 14,2, а затем результат уменьшить на 19,1, то получиться -2,4. Найди задуманное число»
2 < |у| < 7. | 3 3 | 1) карточки-приёмы нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; 2)предписание для нахождения модуля числа 2) предписание для сложения и вычитания рациональных чисел; 3) приёмы саморегуляции при выполнении сложения и вычитания рациональных чисел; 4) приёмы саморегуляции при решении уравнений 5) презентация | |||||||||||
Y. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5) | |||||||||||||||||
1 уровень (обязательный уровень стандарта): № 463, 465,, 466,500, 501,506,507 | |||||||||||||||||
2 уровень: № 464, 467, 468,474, 502, 503,508 | |||||||||||||||||
3 уровень: № 469, 470,472, 473,504,505 | |||||||||||||||||
4 уровень: № (со звёздочкой) 475, 509,510,511 | |||||||||||||||||
YI. Темы индивидуальных заданий (Ц 5) | |||||||||||||||||
1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) Модуль числа 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мира; 6) Самостоятельно выбранная тема. | |||||||||||||||||
YII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) | |||||||||||||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | ||||||||||||||
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи. | Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции. | Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений. | Рефлексия собственной деятельности. |
4.1. Диагностируемые цели обучения теме.
Научить выполнять сложение и вычитание рациональных чисел, согласно предписанию; использовать свойства действий с рациональными числами при выполнении вычислений.
Продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
4.2. Логическая структура и содержание темы.
Основное содержание (ФГОС ООО) по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»:
Арифметические действия с рациональными числами. Сложение и вычитание чисел и движение по координатной прямой. Алгебраическая сумма. Правила раскрытия скобок.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
- выполнять действия с рациональными числами;
- решать уравнения (анализировать и осмысливать уравнение, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию), решать новые уравнения со знаком модуля;
- применять правила раскрытия скобок в выражениях для нахождения их значения;
- находить длину отрезка на координатной прямой через координаты его концов.
4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ).
- Предписание для сложения и вычитания рациональных чисел трех уровней готовности. (смотри Приложения)
- Каталог электронных ресурсов по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
- http://festival.1september.ru
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-17918.html
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://www.fcior.edu.ru
- http://www.windov.edu.ru
- http://www.catalog.iot.ru
- http://www.it-n.ru
- http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/6/
- http://www.bymath.net/studyguide/alg/sec/alg10.htm
11.Презентация «Предписание для сложения рациональных чисел» к уроку «Сложение рациональных чисел»
12.Раздаточный материал (текстовый документ) «Предписание для сложения рациональных чисел».
13.Презентация «Предписание для вычитания рациональных чисел» к уроку «вычитание рациональных чисел»
14.Раздаточный материал (текстовый документ) «Предписание для вычитания рациональных чисел».
15.Презентация «Действия с рациональными числами» (Правила, примеры вычислений)
§ 5. Фрагмент календарно-тематического планирования
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
на 2014/2015 учебный год (фрагмент)
Класс: _6__
Учитель: Андрийчук С.Ю._
Количество часов: на учебный год: 170 в неделю:__5_
Плановых контрольных уроков: : I ч. – 2 ; II ч. – 4 ; III ч. – 4; IV ч. – 5;
Планирование составлено на основе источников:
1.Примерное тематическое планирование к учебнику ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3, 6 класс.2010г.
Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.
2. Учебник ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3, 6 класс.2010г.
Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.
3. Методические рекомендации: http://www.pedsovet.ru и др.
4. Дидактические материалы: http://www.pedsovet.ru и др.
5. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
6. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
Тематическое планирование составил: Андрийчук С.Ю.. Дата ____ Роспись _____________
Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
1 - 9 | Название темы Сложение и вычитание рациональных чисел Средства обучения 1) таблицы….. 2) подсказки к поиску решения задач; 3) предписание… 4) карточки с приёмами; 5) Карта темы | Уроки: открытия нового знания, рефлексии, развивающего контроля. Фронтальная, индивидуальная групповая формы обучения | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) теорем; в) типов и классов задач Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задачЦ 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД |
1 | Сложение рациональных чисел. Арифметическая сумма П.3.2.1. | Урок открытия нового знания Фронтально-индивидуальная , групповая | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных логических УУД Ц 2, Ц 3 |
2 | Сложение рациональных чисел. Арифметическая сумма П.3.2.1. | Урок открытия нового знания Фронтально-индивидуальная групповая, парная формы работы | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 1: составление предписания; Ц 2: контроль усвоения изученного материала: 1) указывает признаки понятий: …………….. б1) перечисляет: основные понятия и отношения между ними; переходит от одной модели к другой; в 1) выполняет ……; в 2) перечисляет …, применяет их к решению задач; Ц 3; Ц 4 (КрУУД): ПОУУД – построение речевых высказываний |
3 | Решение разных задач по теме: С.Р. | Урок рефлексии Фронтально-индивидуальная работа | Ц 2, 3: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности, составляет задачи, аналогичные данным, обратные задачи и решает их; Ц 4: в соответствии таблицей целей; Ц 5: в соответствии таблицей целей (в качестве ДЗ); |
4 | Вычитание рациональных чисел П 3.2.2 | Урок открытия нового знания Фронтально-индивидуальная , групповая | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных логических УУД Ц 2, Ц 3 |
5 | Решение разных задач по теме: С.Р. | Урок рефлексии Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2, 3: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности, составляет задачи, аналогичные данным, обратные задачи и решает их; Ц 4: в соответствии таблицей целей; Ц 5: в соответствии таблицей целей (в качестве ДЗ); |
6 | Решение разных задач по теме: С.Р. | Урок рефлексии Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2: находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности; Ц 3- 5 |
7 | Решение разных задач по теме: подготовка к контрольной работе П 3.2.6 | Урок рефлексии Задачи для самопроверки Подготовка к контрольной работе | Ц 2 – 4 ( в соответствии с таблицей целей) Ц 5: делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
8 | Контрольная работа | Индивидуальная | Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
9 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их; Ц 5: ( в соответствии с таблицей целей): вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; е) делает выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
Внеурочная самостоятельная деятельность: | |||
I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, неделю математики и др. (по итогам изучения темы, курса за четверть, за 1-е полугодие, за год) 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел –великие математики Мира; 6) Самостоятельно выбранная тема. II. Тематика долгосрочных проектов по разделу 1) Арифметические действия с рациональными числами. |
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Технологическая карта первого урока по теме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В стандарте сформулированы требования к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения каждой учебной дисциплине. К метапредметным результатам относятся, в частности, «универсальные учебные действия» (УУД), для формирования которых разработана специальная программа. Формирование УУД должно выступать в качестве цели образовательного процесса, определяя его содержание, организацию при освоении каждого предмета, в том числе и математики.
Для достижения цели проекта: «Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6 классе» необходимо было решение поставленных выше задач.
Поэтому, при работе над проектом, учитывая новые требования, выявлялись теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел», выполнялся отбор средств обучения, подбиралась возможная проблемная ситуация, которую можно было бы поставить перед учащимися на уроке. Была разработана карта целей, карта изучения темы, включающая в себя разноуровневую работу, подобраны и разработаны электронные ресурсы для изучения и закрепления темы в виде презентаций и схем. Было использовано предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, по которым на уроках ребятам планируется дать анализ во фронтальной работе, выполнить классификацию по признакам. Был составлен и фрагмент тематического планирования, и конспект первого урока по данной теме, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в Стандартах.
Таким образом, цель была достигнута посредством разработки рекомендаций обучения теме, направленных на достижение целей ФГОС ООО.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения).
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 7 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Учебник ПетерсонЛ.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3, 6 класс.2010г.
- Кубышева М.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса.)/ Москва, 2010.
- Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Интернет-ресурсы
- http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
- http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
- http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
- http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
- http://www.900igr.net.ru/
- http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
- http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеоколлекции авторов УМК по школьной математике.
- http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
- www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/ Банк педагогического опыта.
- http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/ Популярные лекции по математике.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагменты заданий и тестов из ЦОР
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРЕДПИСАНИЕ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Приложение 3
Таблица результатов изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» ученика(цы) _______________________________
Цели | Планируемые результаты | Полученные результаты |
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Заключительный урок коррекции и рефлексии по теме:
«Сложение и вычитание рациональных чисел».
Цели урока:
- развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений, и применять их при решении практических задач;
- выработка умений оценивать свой уровень познания темы;
- развитие культуры устной речи, познавательного интереса;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
Оборудование: мультимедиа, таблицы самооценки.
Структура урока:
- Ознакомление с темой урока, постановка его целей.
- Оценка учащимся уровня познания темы.
- Повторение теоретического материала.
- Умение решать задачи прикладного характера.
- Коррекция знаний
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ознакомление с темой и целями урока.
- Проверка знаний теоретического материала по теме
“ Сложение и вычитание рациональных чисел ”.
1. Работа в группе
Работа в парах по заполнению информационной схемы понятия рационального числа и предписания для сложения и вычитания рациональных чисел (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3), обучающиеся анализируют собственные ошибки с помощью товарищей и исправляют их.
2. Фронтальная работа
Устная работа с использованием ЦОР «Устный счет.ppt», обучающиеся делают выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности.
- Решение задач прикладного характера
(рассматриваются типовые задания из ГИА, связанные с темой)
1.
На координатной прямой (см. рисунок) отмечены числа a, b, c. Какое из перечисленных выражений положительно?
- а-с; 2) а+b+с; 3)b-c; 4) a-b-c.
2. Вычислите значение выражения (4/9·2,8-16/5) · (7/3·0,018-3/8).
4. Экспресс –тест с использование ЦОР «Рефлексия.ppt»
Обучающиеся вспоминают планируемые цели своей учебной деятельности; делают выводы о результатах своей деятельности. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
5. Выступления обучающихся с сообщениями на выбранные темы.
6. Заключительный этап урока
(состоит в подведении итогов оценивания работы обучающихся, они заполняют последнюю графу таблицы результатов изучения темы)
Цели | Планируемые результаты | Полученные результаты |
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 |
7. Рефлексия.
Подводятся итоги изучения темы: что нового узнали обучающиеся , как им это пригодится в дальнейшей жизни. Подводятся итоги урока. Два последних слайда из ЦОР «Рефлексия.ppt» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Вычитание рациональных чисел»
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Вычитание рациональных чисел" составлен в соответствии с требованиями технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. На урок...
ПРОЕКТ Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
ПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» Выполнил слушатель учебного курса«Актуальные проблемы развития профессион...
Презентация к проекту Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Презентация кПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»...
Итоговая практико-значимая работа "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел""
Итоговая практико-значимая работа "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел""...
Итоговая практико-значимая работа: Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”
В данном проекте представлен разработанный фрагмент программы для изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» с учетом требований ФГОС ООО; составлена карта изучения темы,...
Разработка урока математики в 6 классе «Сложение и вычитание рациональных чисел».
РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»....
Открытый урок в 6 классе по теме "Вычитание рациональных чисел"
Урок изучения нового матеиала...