ПРОЕКТ Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
проект (6 класс) по теме
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Выполнил слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики
МАОУ Заревской СОШ с УИОП
Вероника Николаевна Шаповалова
Руководитель курса:
доктор педагогических наук, профессор кафедры математических дисциплин
Людмила Ивановна Боженкова
(7 баллов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt1.docx | 610.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВПО «Академия социального управления»
Дополнительное профессиональное образование
кафедра математических дисциплин
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Выполнил слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики
МАОУ Заревской СОШ с УИОП
Вероника Николаевна Шаповалова
Руководитель курса:
доктор педагогических наук, профессор кафедры математических дисциплин
Людмила Ивановна Боженкова
Москва 2013
Содержание
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел». §1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики. §2. Логико-математический анализ содержания темы. §3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» 3.1. Развитие познавательных УУД 3.2. Развитие регулятивных УУД 3.3. Развитие коммуникативных УУД 3.4. Развитие личностных УУД ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме § 4. Карта изучения темы и её использование 4.1. Диагностируемые цели обучения теме 4.2. Логическая структура и содержание темы 4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ) § 5. Учебный план темы § 6. Примеры реализации целей обучения теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Приложение | 3 5 7 9 10 10 11 11 13 16 16 17 18 21 24 25 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования XXI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), предполагает качественно новую модель образования. У многих возникает вопрос: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании? Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо. Новая российская школа требует учителей, которые готовы не только учить, но и воспитывать обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны и главной задачей школы.
Именно поэтому, сейчас наша задача состоит в том, чтобы разобраться с требованиями ФГОС ООО, подготовить базу для его введения в основной школе, выявить основные направления. И этот вопрос очень актуален на данный момент, потому что, не зная требований ФГОС ООО, не зная новую методику преподавания в школе, преподнесения материала на уроке, где ученика необходимо наталкивать на самостоятельную деятельность, а не давать информацию в готовом виде, на урок уже идти нельзя. Мы должны прививать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формировать их мотивацию к обучению. И это есть сейчас наша основная задача.
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой).
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (фрагментов двух – трёх уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики
Перед современной Россией стоит множество жизненно важных проблем, в том числе и воспитание полноценного, грамотного, культурного поколения, которое сможет обеспечить дальнейшую жизнь государства в целом. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
ФГОС призван обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же теперь заключается роль школы?
Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объемом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать - именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС.
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Тема «Сложение и вычитание рациональных чисел» в курсе математики 6 класса по программе Н.Я. Виленкина разбита на 9 часов.
На первом уроке вводится понятие рационального числа, обучающиеся учатся записывать рациональные числа в виде обыкновенной дроби, составляют предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, на следующем уроке обучающие знакомятся с бесконечными периодическими дробями, применяют составленное предписание при вычислениях, на третьем уроке обучающиеся пишут диагностическую самостоятельную работу (п.37 по учебнику Н.Я. Виленкина, 3 ч.).
На четвертом уроке рассматриваются свойства действий с рациональными числами: обучающиеся повторяют раннее известные свойства действий и обобщают их на множество рациональных чисел, опираясь на предписание и понятие, введенных на первом уроке. На следующих четырех уроках обучающиеся совершенствуют свои умения в соответствии с таблицей целей темы, начиная с простейших до более сложного уровня заданий, что позволяет им выбирать и осваивать свой уровень знакомства с темой, её усвоением. На шестом уроке проводится диагностическая самостоятельная работа, направленная на выявление уровня усвоения изученного материала обучающимися, для дальнейшей отработки и коррекции типовых ошибок перед выполнением контрольной работы. (п.38 по учебнику Н.Я. Виленкина, 4 ч.).
На восьмом уроке выполняется контрольная работа по теме; на следующем уроке проводится рефлексивный семинар, в конце которого обучающиеся заполняют последнюю графу в таблице диагностируемых и полученных результатов.
Рациональные числа имеют «богатую» историю, это дает возможность обучающимся подготовить сообщения по предлагаемым темам: 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мир, а также выбрать тему самостоятельно.
Таким образом, в ходе работы над темой в школьном курсе математики 6 класса учащиеся
должны знать:
- определение рациональных чисел
- понятие периодической дроби
- свойства сложения рациональных чисел
- знать предписание для сложения рациональных чисел
должны уметь:
- представлять рациональное число в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби
- применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений
- применять предписание для сложения рациональных чисел
Логико-математический анализ (ЛМА) определений понятий по теме включает:
1) Установить вид определения понятия.
2) Установить вид связи признаков понятия в определении.
3) Для понятий, определённых через ближайший род и видовые отличия, составить схему определения понятия.
Логико-дидактический анализ (ЛДА) определений понятий:
1) Составить набор объектов для подведения под понятие.
2) Установить родословную понятия.
3) Включить понятие в классификацию (по возможности).
§ 3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
К основаниям выделения УУД относятся: цели и результаты общего образования; структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка); этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
УУД реализуют следующие функции. Первая из них - регуляция собственной учебной деятельности – саморегуляция (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности). Следующая функция - создание условий для саморазвития и самореализации личности, что обеспечивает готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться. Не менее важная функция УУД - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, что способствует формированию гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе.
Выделяются четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.
3.1. Развитие личностных УУД.
Личностные универсальные учебные действия включают: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.
3.2. Развитие регулятивных УУД.
К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).
3.3. Развитие познавательных УУД.
Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.4. Развитие коммуникативных УУД.
Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Карта целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель; | Средства помощи | ||
цель считается достигнутой, если Вы на уровнях: | ||||
первом | втором | третьем | Таблицы: а) классификация числовых множеств; б) свойства сложения рациональных чисел в) предписание для сложения рациональных чисел; г) формула «Вычитание рациональных чисел»; д) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; е) приём решения текстовых задач арифметическим способом; | |
Ц 1: приобретение и преобразование УИ и формирование познавательных УД | а) сравниваете решение задач из учебника и данных задач, выбираете задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) анализируете решение задач в учебнике, и сравниваете их решение с готовым предписанием | а) решаете практические задачи, на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщаете решение задач одного типа и составляете предписание, используя частично заполненную блок-схему | а) решаете практические задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; б) обобщаете решение задач одного типа и составляете предписание, используя пустую блок-схему | |
Ц 2: контроль усвоения теории | а) называете: числа по их виду; компоненты действий, результаты; виды величин и взаимосвязь между ними; б) проговариваете предписание выполнения сложения и вычитания рациональных чисел; формулу вычитания рациональных чисел; в) формулируете законы и правила выполнения арифметических действий сложения и вычитания рациональных чисел, с использованием конкретного примера | знаете: а) классификацию числовых множеств; б) предписание для сложения рациональных чисел; в) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; г)некоторые свойства числовых множеств | ||
Ц 3: применение знаний и умений по теме | умеете: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 1-го уровня сложности; б) решать и составлять простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание рациональных чисел; использовать прием; в) нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; | умеете: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 2-го уровня сложности; б) решать текстовые задачи 2-го уровня сложности; в) использовать приёмы контроля вычислений на сложение и вычитание рациональных чисел с помощью предписания | умеете: а) использовать предписание для сложение и вычитание рациональных чисел для выполнения заданий 3-го уровня сложности в) решать текстовые задачи 3-го уровня сложности на сложение и вычитание рациональных чисел | |
Ц 4: формирование коммуникативных умений | на своём уровне освоения темы: а) работаете в группе, оказываете помощь, рецензируете ответы товарищей, организуете взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; б) оказываете помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; в) в соответствии с темой готовите сообщение и выступаете с ним; г) составляете контрольную работу в соответствии со своим уровнем освоения темы, предлагаете её для решения товарищу и проверяете решение. | Приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности | ||
Ц 5: формирование организационных умений | В соответствии со своим уровнем освоения темы а) выбираете уровень освоения темы; б) выбираете темы для дополнительного изучения; в) формулируете цели своей учебной деятельности; г) осуществляете самопроверку с использованием образцов, алгоритмов, приёмов; д) оцениваете свою УПД по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы по итогам предыдущей УПД, о дальнейших действиях, направленных на коррекцию УПД, планируете коррекцию | Приёмы саморегуляции УПД |
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
§ 4. Карта изучения темы и её использование
В ходе работы над проектом в рамках ФГОС ООО был разработан полезный материал как для учителя так и для ученика – карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в курсе математики 6 класса. Эта карта вывешивается на стенде для знакомства учащихся с этапами ознакомления темы, где указаны уровни обучения теме, с которыми ребёнок вправе сам определиться, спланировать свои действия при обучении.
Если говорить подробнее, то карта изучения темы включает в себя 8 блоков:
1. Логическая структура и цели изучения темы;
2. Блок актуализации знаний учащихся;
3. Основные понятия, методы, изучаемые в теме;
4. Примеры заданий контрольной работы;
5. Средства обучения теме;
6. Задания для внеурочной самостоятельной работы;
7. Темы индивидуальных заданий;
8. Перечень УУД для освоения темы.
Карта составляется учителем перед изучением темы, планируя каждый урок, особенно деятельность учащегося во время формирования знаний и дальнейшего изучения темы.
В первом блоке учитель указывает количество часов с указанием целей (указывается ссылка на таблицу целей темы); показывается разбивка темы по часам.
Во втором блоке отмечаются знания и умения, к которым должны стремиться учащиеся.
Видя количество часов и планируемый материал, ученик может самостоятельно нацелить себя на один из уровней обучения (1-ый – при помощи схем, учителя, учебника; 2-ой – с помощью учебника или 3-ий – самостоятельный). Спланировать свою деятельность на указанное количество часов. Именно эти цели и преследуются при составлении данной карты и по большому счету Стандартами второго поколения: саморазвитие, саморегуляция, самопознание.
В третьем блоке указываются все основные понятия, предписания, встречающиеся в пунктах темы «Сложение и вычитание рациональных чисел», чтобы ученик после каждого урока могут контролировать материал, что изучил и что еще необходимо узнать, изучить, с чем познакомиться для достижения собственных целей.
В блоках «Примерные контрольные работы» и « Задания для внеурочной самостоятельной работы» приведены номера учебника, которые обязательны для хорошего усвоения темы на своем уровне, представлена какая примерно контрольная работа их ожидает. Обучающиеся в праве на любом из уроков поменять уровень освоения темы, если считает, что один из них им усвоен или не усвоен, переходя на уровень выше или ниже соответственно.
Здесь же в карте с целью формирования коммуникативных умений и формирования организационных умений указываются темы для индивидуальных заданий, что позволяет ученику подготовить сообщение, работу, развивая интерес к теме и предмету в общем.
Заканчивается карта темы перечнем УУД, которые должен привить учитель, развивать учащийся.
Карта изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ц 1-3,5 | Ц 1 -4 | Ц 2-5 | Ц 1- 4 | Ц 2 -5 | Ц 2-5 | Ц 2 - 5 | Ц 2, 3, 5 | Ц 2, 4, 5 |
П. 37(1) | П. 37(2) | С.Р | П. 38 | П. 38 | С.Р | Подг. к КР | Контрольная работа | Урок коррекции |
II. Блок актуализации знаний учащихся | ||||||||
Знать: определение рациональных чисел, понятие периодической дроби, свойства сложения рациональных чисел, знать предписание для сложения рациональных чисел. Уметь: представлять рациональное число в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби, применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений, применять предписание для сложения рациональных чисел. | ||||||||
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): умеете читать числа по их виду, компоненты действий, результаты, виды величин и взаимосвязь между ними, использовать предписание для сложения рациональных чисел, используя понятие рационального числа | ||||||||
YI. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5) | Y. Средства обучения теме | |||||||
1 уровень | Баллы | 2 уровень | Баллы | 3 уровень | Баллы | |||
а) 42-45; г) 17-(-8); б) -16-31; д) -3,7-2,6; в) -15+18; е) . 3. Найдите расстояние между точками координатной прямой: М(-1,3) и К(-7,3) | 1 1 1 |
2. Решите уравнение: а) х – 2,8 = -1,6 б) | 1 2 |
| 2 2 | 1) приём нахождения суммы чисел с помощью координатной прямой; 2) предписание для сложения рациональных чисел; 3) приёмы саморегуляции при выполнении сложения и вычитания рациональных чисел; 4) приёмы саморегуляции при решении уравнений | ||
YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5) | ||||||||
1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№1196, 1197, 1226, 1228 | ||||||||
2 уровень: №№1183, 1198, 1227, 1228, | ||||||||
3 уровень: №№1183, 1211, 1212, 1229, 1225, 1231 | ||||||||
4 уровень: №№ (со звёздочкой)1232 | ||||||||
YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5) | ||||||||
1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел – великие математики Мира; 6) Самостоятельно выбранная тема. | ||||||||
YIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) | ||||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | |||||
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи. | Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции. | Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений. | Рефлексия собственной деятельности. |
4.1. Диагностируемые цели обучения теме.
Научить записывать числа в виде а/п, где а – целое число, п – натуральное число; выражать числа в виде десятичных или периодических дробей; выполнять сложение и вычитание рациональных чисел, согласно предписанию; использовать свойства действий с рациональными числами при выполнении вычислений.
Продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
4.2. Логическая структура и содержание темы.
Основное содержание (ФГОС ООО) по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»:
Понятие рационального числа, понятие бесконечной периодической дроби. Свойства действий с рациональными числами. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
читать и записывать рациональные числа; представлять рациональные числа в виде десятичных и бесконечных периодических дробей; находить десятичные приближения бесконечных периодических дробей; выполнять действия с рациональными числами; решать задачи (анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию).
4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ).
- Предписание для сложения и вычитания рациональных чисел трех уровней готовности. (смотри Приложение)
- Информационная схема понятия «Рациональное число». (смотри Приложение)
Каталог электронных ресурсов по теме
«Сложение и вычитание рациональных чисел»
- Презентация «Предписание для сложения рациональных чисел» к уроку «Рациональные числа» (предписание.ppt)
- Раздаточный материал (текстовый документ) «Предписание для сложения рациональных чисел».
- Презентация «Действия с рациональными числами» (Правила, примеры вычислений). (правила.ppt)
- Презентация «Устная работа» ко 2 уроку по теме «Рациональные числа». (устный_счетl.ppt)
- Презентация «Итоги урока. Рефлексия» к уроку по теме «Свойства действий с рациональными числами» (рефлексияl.ppt)
§ 5. Учебный план темы
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор СОШ № __ Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________ Ф.И.О. _____________ Ф.И.О. протокол № ________
от ________________
Руководитель ШМО
___________ Ф.И.О.
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
на 2013/2014 учебный год (фрагмент)
Класс: _6__
Учитель: Шаповалова В.Н._
Количество часов: на учебный год: 175 в неделю:__5_
Плановых контрольных уроков: : I ч. – 2 ; II ч. – 4 ; III ч. – 4; IV ч. – 5;
Планирование составлено на основе источников:
1) Примерное тематическое планирование к учебнику Математика 6 класс Н.Я. Виленкин и др.
2) Учебник Математика 6 класс Н.Я. Виленкин и др.
4) Методические рекомендации: http://www.pedsovet.ru и др.
5) Дидактические материалы: http://www.pedsovet.ru и др.
6) Примерные программы по учебным предметам. Математика 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
7) Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
Тематическое планирование составил: Шаповалова В.Н. Дата 2013 Роспись _____________
Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
1 - 9 | Название темы Сложение и вычитание рациональных чисел Средства обучения 1) таблицы….. 2) подсказки к поиску решения задач; 3) предписание… 4) карточки с приёмами; 5) Карта темы | Уроки: семинар, практикум, лекция, др. Фронтальная, индивидуальная групповая формы обучения | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) теорем; в) типов и классов задач Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД |
1 | Рациональные числа П. 37(1) | Инструктивная лекция Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных логических УУД Ц 2, Ц 3 |
2 | Рациональные числа П. 37(2) | Урок смешанного типа: Лекция – диалог Фронтально-индивидуальная работа Практикум Фронтальная и парная формы | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 1: составление предписания; Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции; а1) указывает признаки понятий: …………….. б1) перечисляет: основные понятия и отношения между ними, аксиомы; переходит от одной модели к другой; в 1) выполняет ……; в 2) перечисляет …, применяет их к решению задач; Ц 3; Ц 4 (КрУУД): запись лекции; ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части и подбор заголовка к фрагменту лекции; составление плана лекции |
3 | Решение разных задач по теме: С.Р. | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2: находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности; Ц 3- 5 |
4 | Свойства действий с рациональными числами П.38 | Лекция – диалог Фронтально-индивидуальная работа | Ц 1: составление плана и схем поиска доказательства, решения задачи Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции;Ц 3;Ц 4 (КрУУД): запись лекции; ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части и подбор заголовка к фрагменту лекции; составление плана лекции; |
5 | Свойства действий с рациональными числами П.38 | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2, 3: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности, составляет задачи, аналогичные данным, обратные задачи и решает их; Ц 4: в соответствии таблицей целей; Ц 5: в соответствии таблицей целей (в качестве ДЗ); |
6 | Решение разных задач по теме: С.Р. | Практикум: Парное взаимообучение | Ц 2: находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности; Ц 3- 5 |
7 | Решение разных задач по теме: подготовка к контрольной работе | Ц 2 – 4 ( в соответствии с таблицей целей) Ц 5: делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы | |
8 | Контрольная работа | Практикум. Индивидуальная | Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
9 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их; Ц 5: ( в соответствии с таблицей целей): вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; е) делает выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
Внеурочная самостоятельная деятельность: | |||
I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения темы, курса за четверть, за 1-е полугодие, за год) 1) «Нелепая « история отрицательных чисел; 2) Рациональные числа – символ гармонии окружающего мира и правления божественного начала; 3) О периодических дробях… 4) Дроби в Древнем Египте; 5) «Авторы» рациональных чисел –великие математики Мира; 6) Самостоятельно выбранная тема. II. Тематика долгосрочных проектов по разделу 1) Арифметические действия с рациональными числами. |
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Технологическая карта первого урока по теме
Фрагменты урока коррекции и рефлексии по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел». (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В стандарте сформулированы требования к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения каждой учебной дисциплине. К метапредметным результатам относятся, в частности, «универсальные учебные действия» (УУД), для формирования которых разработана специальная программа. Формирование УУД должно выступать в качестве цели образовательного процесса, определяя его содержание, организацию при освоении каждого предмета, в том числе и математики.
Цель данного проекта: «Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» в 6 классе», для достижения которой было необходимо решение поставленных выше задач.
Поэтому, при работе над проектом, учитывая новые требования, выявлялись теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание рациональных чисел», выполнялся отбор средств обучения, подбиралась возможная проблемная ситуация, которую можно было бы поставить перед учащимися на уроке. Была разработана карта целей, карта изучения темы, включающая в себя разноуровневую работу, подобраны и разработаны электронные ресурсы для изучения и закрепления темы в виде презентаций и схем. Была составлена информационная схема понятия рационального числа, использовалось предписание для сложения и вычитания рациональных чисел, по которым на уроках ребятам планируется дать анализ во фронтальной работе, выполнить классификацию по признакам. Был составлен и фрагмент тематического планирования, фрагменты уроков, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в Стандартах.
Таким образом, цель была достигнута посредством разработки рекомендаций обучения теме, направленных на достижение целей ФГОС ООО.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения).
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 7 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
- Боженкова Л.И. Планиметрия: схемы, таблицы, УУД: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
- Журналы «Математика в школе».
- Журналы «Педагогика».
Интернет-ресурсы
- http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
- http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
- http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
- http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
- Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. - Портал готовых презентаций
- http://www.portal.ru/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
- http://www.900igr.net.ru/
- http://www.openklass.ru/ -Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
- http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
- http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеоколлекции авторов УМК по школьной математике.
- http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
- www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/ Банк педагогического опыта.
- http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/ Популярные лекции по математике.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Классификация чисел (схема)
Натуральные числа(N) Ноль(0) Противоположные натуральным
Целые числа (Z) Дробные числа
Рациональные числа (Q)
N
(Дробные числа)
?
N
Q
Информационная схема понятия
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧИСЛО
- Число
- число вида , где a - целое, n- натуральное .
- , и др.
Таблица результатов изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» ученика(цы) _______________________________
Цели | Планируемые результаты | Полученные результаты |
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 |
Фрагменты заданий и тестов из ЦОР
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРЕДПИСАНИЕ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРЕДПИСАНИЕ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Заключительный урок коррекции и рефлексии по теме:
«Сложение и вычитание рациональных чисел».
Цели урока:
- развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений, и применять их при решении практических задач;
- выработка умений оценивать свой уровень познания темы;
- развитие культуры устной речи, познавательного интереса;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
Оборудование: мультимедиа, таблицы самооценки.
Структура урока:
- Ознакомление с темой урока, постановка его целей.
- Оценка учащимся уровня познания темы.
- Повторение теоретического материала.
- Умение решать задачи прикладного характера.
- Коррекция знаний
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ознакомление с темой и целями урока.
- Проверка знаний теоретического материала по теме
“ Сложение и вычитание рациональных чисел ”.
1. Работа в группе
Работа в парах по заполнению информационной схемы понятия рационального числа и предписания для сложения и вычитания рациональных чисел (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 4), обучающиеся анализируют собственные ошибки с помощью товарищей и исправляют их.
2. Фронтальная работа
Устная работа с использованием ЦОР «Устный счет.ppt», обучающиеся делают выводы о результатах своей деятельности; планирует коррекцию учебной познавательной деятельности.
- Решение задач прикладного характера
(рассматриваются типовые задания из ГИА, связанные с темой)
1.
0
b
а
c
На координатной прямой (см. рисунок) отмечены числа a, b, c. Какое из перечисленных выражений положительно?
- а-с; 2) а+b+с; 3)b-c; 4) a-b-c.
2. Вычислите значение выражения (4/9·2,8-16/5) · (7/3·0,018-3/8).
4. Экспресс –тест с использование ЦОР «Рефлексия.ppt»
Обучающиеся вспоминают планируемые цели своей учебной деятельности; делают выводы о результатах своей деятельности. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
5. Выступления обучающихся с сообщениями на выбранные темы.
6. Заключительный этап урока
(состоит в подведении итогов оценивания работы обучающихся, они заполняют последнюю графу таблицы результатов изучения темы)
Цели | Планируемые результаты | Полученные результаты |
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 |
7. Рефлексия.
Подводятся итоги изучения темы: что нового узнали обучающиеся , как им это пригодится в дальнейшей жизни. Подводятся итоги урока. Два последних слайда из ЦОР «Рефлексия.ppt» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел" для 6 класса
Материал, содержащийся в данном тесте, позволяет помочь учащимся научиться уверенно решать как стандартные, так и нестандартные задачи.Тест предназначен как для учащихся, проявляющих интерес к и...
Презентация к проекту Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Презентация кПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»...
ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".
ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"....
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 5 класса теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Учебник: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика, 5 класс.
Данный проект - это итоговая работа курса «Актуальные проблемы развити профессиональной компетентности учителя математики (в условиях ФГОС)», кафедры математических дисциплин АСОУ г. Москва....
Презентация по математике для 6 класса на тему "Сложение и вычитание рациональных чисел."
Урок открытия новых знаний.С данной презентации удобно начать урок....
проект "Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
В работе проведен логико-математический анализ содержания темы, даны методические рекомендации обучения теме, разработана карта изучения темы и фрагмент календарно-тематического планирования....
Технологическая карта урока математики в 6 класса по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
Данная тема изучается в разделе «Рациональные числа», урок являлся третьим уроком в теме.Т.к. это не первый урок в теме, то в ходе урока рассматривались более сложные задания, которые были досту...