Конспект урока математики в 6 классе по теме «Вычитание рациональных чисел»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Баранова Ирина Александровна

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Вычитание рациональных чисел" составлен в соответствии с требованиями технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. На уроке используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_m6_vychitanie.doc73 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok._baranova_i.a.ppt175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

Конспект урока математики в 6 классе

по теме «Вычитание рациональных чисел»

Учитель: Баранова И.А.

г. Ковров

2013 г.

Тема урока «Вычитание рациональных чисел»

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

1) сформировать способность к вычитанию рациональных чисел, повторить и закрепить сложение рациональных чисел, действия сложения и вычитания с десятичными дробями, обыкновенными дробями  и смешанными числами, решение уравнений;

2) развивать навыки самоконтроля, использования алгоритмов, анализа собственной деятельности, умений работать в группе;

3)воспитание алгоритмической культуры, коммуникативных качеств личности, умений работать в режиме полилога.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  1. задания для актуализации знаний

№1                               №2

-23+26(5/6)               -29(5/6); -39(5/6); -49(5/6)

-18+21(5/6)      

-13+16(5/6)               -29(5/6); -39(5/6); -49(5/6); -59(5/6);-69(5/6)

№3

1) – (- 49(5/6))      2) -(+53(5/6))

№4

1) 3 – (- 2)            2) -7 – (-3)

     3 + 2                      -7 + 3

№5 Индивидуальное задание

1) -15-(-32)   2) 27-(-23)   3) -17-(+19)

2)эталон

Алгоритм нахождения разности рациональных чисел:

  1. уменьшаемое оставить прежним;
  2. разность заменить суммой ( «-»  на  «+»);
  3. вычитаемое заменить противоположным ему числом;
  4. найти получившуюся сумму.

3)Правило вычитания рациональных чисел

                     а – в = а + ( - в )

Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

4)Свойства нуля при вычитании

                           а – а = 0

                           а – 0 = а

                           0 – а = - а

5) Образец для выполнения заданий в парах №476(2 столбик)

        д)3-8=3+(-8)=-5

        е)-2-(-6)= -2+6=4

       ж) 5-(-4)= 5+4=9

        з) -7-3= -7+(-3)= -10

6) Эталон для самопроверки самостоятельной работы

      №478(1 столбик)

        а) 34-(-6)=34+6=40

        б) 5-32=5+(-32)= -27

        в) -12-9= -12+(-9)=-21

        г) -28-(-4)= -28+4= -24

7)Образец выполнения № 476(4 столбик)

        н) -9-(-9)= -9+9=0

        о) -37-0= -37

        п) 0-25= -25

        р) -46-(-46)= -46+46=0

8) Образец выполнения № 478 (2 столбик)

        д)-0,7-0,7= -0,7+(-0,7)= -1,4

        е)3/8 –( - 1/4)=3/8+ 1/4=3/8+2/8=5/8

       ж) -5-(-0,2) =-5+0,2=- 4,8

        з)7/12-8/9=7/12+(- 8/9)=21/36+(-32/36)= - 11/36

                                       Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

  1. определить содержательные рамки урока: продолжить работу над действиями с рациональными числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

     -Всем, всем добрый день!

- С какими числами мы учимся работать? ( С рациональными числами.)

-Чему мы уже научились?( Сравнивать, складывать, изображать на координатной прямой, записывать в виде алгебраической суммы, находить значение алгебраической суммы.)

-Сегодня мы продолжим работу с рациональными числами.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: нахождение суммы рациональных чисел, сравнение чисел, понятие противоположного числа, правило знаков;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

  1. зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
  2. зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний на личностно значимом уровне: найти разность рациональных чисел.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Сравните выражения. Что интересного вы заметили?

-23+26(5/6)        (все примеры на сложение чисел с разными      

-18+21(5/6)         знаками; знак суммы положительный,

-13+16(5/6)         первое слагаемое увеличивается на 5, а второе

                            уменьшается на 5, ответы будут одинаковыми)

- По какому правилу можно найти результат? Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

-Замените одно из слагаемых в сумме противоположным числом так, чтобы значение суммы стало отрицательным числом. Что для этого необходимо сделать? (Второе слагаемое заменить противоположным, отрицательным числом)

2. Найдите значения полученных выражений и назовите результаты в порядке убывания.

-29(5/6); -39(5/6); -49(5/6)

-Какими правилами пользовались? Сформулируйте правило сложения чисел с одинаковыми знаками.

-Установите закономерность и продолжите ряд на два числа вперед

-29(5/6); -39(5/6); -49(5/6); -59(5/6);-69(5/6)

3. Найдите значения выражений:

1) – (- 49(5/6))      2) -(+53(5/6))

-Чем можно воспользоваться? (понятием противоположного числа и правилом знаков)

4. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре будут равны?

1) 3 – (- 2)            2) -7 – (-3)

     3 + 2                      -7 + 3

-Чем можно воспользоваться для обоснования ответа? (таблицей знаков)

5. Индивидуальное задание

Найдите значения выражений

1) -15-(-32)   2) 27-(-23)   3) -17-(+19)

Учащиеся работают в группах. Решения записывают на заранее заготовленных учителем листах фломастером, крупно. Один представитель от группы помещает решение на доску.

  1. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа:1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется  и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2)согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

-Проверим, как вы выполнили задание. (Все результаты помещаются на доску, среди них могут быть и неправильные)

-Чем мы можем воспользоваться для доказательства того, какие ответы верные? (таблицей знаков и алгоритмом сложения  рациональных чисел)

-Почему последний пример вызвал  у большинства затруднения? (Здесь нужно найти разность)

-Что общего во всех примерах? (вычитание)

-Какое же действие с рациональными числами мы будем изучать? (вычитание)

-Сформулируйте тему урока. (Вычитание рациональных чисел)

- Сформулируйте цели урока. (Вывести правило и алгоритм вычитания рациональных чисел, и научиться их использовать.) Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2)

-Молодцы! Запишем тему в тетрадь.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2)зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4:

-Прокомментируйте 1 пример -1 группа, 2 пример-2 группа, 3 пример-3 группа.

-Рассмотрим 3 пример: -17-(+19)=-17-19

-Как можно записать  это выражение, если считать, что здесь записана алгебраическая сумма? (-17+(-19))

-Как теперь найти результат? (сложить числа с одинаковыми знаками, получится -36)

-Какие знания использовали? Сколько шагов пришлось сделать?(3). Можно ли уменьшить количество шагов?

-Сравните подчеркнутые выражения:

-17-(+19)=-17-19= -17+(-19)= -36 (первое число, уменьшаемое, не изменилось, разность заменили суммой, вычитаемое заменили противоположным ему числом) Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3)

-Вернемся к примерам 1,2.Проследите за уменьшаемым и вычитаемым. Можно ли применить к ним полученный вывод?     (да, первое число не меняется, разность заменяется суммой, вычитаемое противоположным числом)

-Попробуйте сделать вывод, как можно найти разность рациональных чисел?

-К какому правилу удалось свести вычитание? Как записать правило символически? А как сформулировать словесно? Найдите ответ в учебнике на с.106. Здесь заканчивается текст третьего, четвертого  слайда. (Слайд5)

-Какой алгоритм можно составить для вычитания рациональных чисел? ( Алгоритм пошагово высвечивается на экране). На столе для каждого в конверте есть алгоритм. Пользуемся им на уроке, а дома вклеить в справочник.

Алгоритм нахождения разности рациональных чисел:

1) уменьшаемое оставить прежним;

  1. разность заменить суммой ( «-»  на  «+»);
  2. вычитаемое заменить противоположным ему числом;
  3. найти получившуюся сумму. Здесь заканчивается текст пятого слайда. (Слайд 6)

-Какую цель достигли? Что делать дальше? ( Будем учиться применять алгоритм)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: зафиксировать учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

№476(3 столбик) - у доски

и) 16-(-5)=16+5=21

к) -23-9= -23+(-9)= -32

л) 14-30=14+(- 30)= -16

м) -30-(- 12)= -30+12= - 18

№476(2 столбик) в парах по два примера, с проверкой результатов по образцу.

Образец для проверки демонстрируется на экран.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

№478(1 столбик), дополнительно №480(а, б,  в, г)

Работы проверяются по эталону, который высвечивается на экране. Анализируются и исправляются ошибки. Здесь заканчивается текст шестого слайда (слайд 7)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: действия с десятичными и обыкновенными дробями, свойства нуля при вычитании, решение уравнений.

Организация учебного процесса на этапе 7:

№476(4 столбик) - самостоятельно в группах с проверкой по образцу, который высвечивается на экране. Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8)

-Каковы особенности этого задания? (рассматриваются действия с нулем).

-Сравните №478(4) и №476(4).

-Сформулируйте свойства нуля при вычитании. Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9)

На экране появляется слайд:

Свойства нуля при вычитании

                           а – а = 0

                           а – 0 = а

                           0 – а = - а

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10)

№478(2)-работа в группах.

-Какие правила придется вспомнить, кроме нового? (Сложение и вычитание десятичных и обыкновенных дробей и смешанных чисел).

-Задание считается выполненным, если любой представитель группы сможет прокомментировать, объяснить решение. Удачи!

Дополнительно №478(3)

Проверка по образцу, комментарии групп. Здесь заканчивается текст десятого слайда.

№482(4,6,дополнительно 7) – 2 учащихся с комментариями у доски.

4) х+1,4=-1         6) в-5,6=-4      7) -0,6 –(-у)=- 0,4

    х=-1-1,4               в= -4+5,6        -0,6+у= -0,4

    х=-1+(-1,4)          в=1,6                у=-0,4-(-0,6)

    х= -2,4                                           у= -0,4+0,6

                                                           у= 0,2

8. Рефлексия деятельности

Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе8:

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Какие знания помогли открыть новое знание?

-Кто был самым активным?

-В какой группе царили доброжелательность и взаимопонимание?

-Мы достигли поставленной цели?

-Проанализируйте свою работу на уроке.

Домашнее задание.1) П.2 с.106( запись в справочник :правило, алгоритм, примеры, свойства)

2) №500, №501 (а, б, в)

-Кто успел сделать дополнительное задание, сдать тетрадь на проверку.

-Всем спасибо за сотрудничество, желаю успехов на других уроках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели урока: Вывести правило вычитания рациональных чисел и сформулировать алгоритм; Научиться использовать их при выполнении различных заданий.

Слайд 2

-15-(-32)= -15+32= 17 27-(-23)= 27+23= 50 -17-(+19)= -17-19=?= =-17+(-19)=-36 Гипотеза - ?

Слайд 3

Правило вычитания рациональных чисел. a - b = a + (-b) Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

Слайд 4

Доказательство По смыслу вычитания a-b=c , c+b=a Если c=a+(-b) , то c+b=a+(-b)+b=a Итак, c=a-b , c=a+(-b) . Получаем a-b=a+(-b) .

Слайд 5

Алгоритм вычитания рациональных чисел. Уменьшаемое оставить прежним. Разность заменить суммой. («-» на «+») Вычитаемое заменить противоположным ему числом. Найти получившуюся сумму. a-b=a+(-b)

Слайд 6

Эталон для самопроверки самостоятельной работы а) 34 - ( - 6 ) = 34 + 6 = 40 б) 5 – 32 = 5 + ( - 32 ) = - 27 в) – 12 – 9 = -12 + ( - 9 ) = - 21 г) – 28 – ( - 4 ) = - 28 + 4 = - 24

Слайд 7

Образец выполнения №476 (4 столбик) н) – 9 – ( - 9 ) = - 9 + 9 = 0; о) – 37 – 0 = - 37 + 0 = - 37 п) 0 – 25 = 0 + ( -25 ) = - 25 р) – 46 – ( - 46 ) = -46 + 46 = 0

Слайд 8

№ 476(4) № 478(4) н) – 9 - ( - 9 ) о) - 37 – 0 п) 0 – 25 н) 0 – 2,96 о) р) - 46 – ( - 46 ) п) -7,24 – 0 р)

Слайд 9

Свойства нуля при вычитании a-a= 0 a- 0 =a 0 -a=-a

Слайд 10

Образец выполнения №478 е) - ( - ) = + = + = д) -0,7-0,7=-0,7+(-0,7)=-1,4 ж)-5-(-0,2)=-5+0,2=-4,8 з) - = + ( - ) = + ( - ) = -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 6 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Открытый урок. + презентация + самостоятельная работа + анализ урока....

Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».

Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....

Конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание отрицательных чисел"

Урок математики в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: « Сложение и вычитание целых чисел».  (3 урок по теме)  Учебник: С.М. Никольского- 2013 г.Тип урока: урок обобщения и системати...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока математики 5 класс  "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Презентация к уроку математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Презентация к уроку математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Конспект урока для 5 класса "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Данный материал содержит конспект урока для 5 класса по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" по учебнику Математика -5  Н.Я. Виленкина, памятку для слабых учащихся, презентацию с...