Рабочая программа по математике для 8 класса II, VIII вида
рабочая программа по математике (8 класс) на тему
Настоящая адаптированная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 класса, имеющих сочетанние двух первичных дефектов: тугоухость и умтвенную отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 28.69 КБ |
uch-tem_plan.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая адаптированная рабочая программа по математике ориентирована на обучающихся
8 класса, имеющих сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственную отсталость.
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с учебным планом школы, с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, вспомогательные (I – IX) классы. 8 класс. (Составители сборника Коровин К.Г., Зикеев А.Г. и др.) . Москва «Просвещение», 2006г.
и ориентирована на учебники:
- М.Н.Перова «Математика» 5кл.
- М.И.Моро 3кл. 2часть
- М.И.Моро 4кл. 1часть
- Н.Ф.Слезина «Математика» 5 кл.
Математика для умственно отсталых слабослышащих учащихся является чрезвычайно сложным предметом. В настоящей программе предусмотрены определенные рекомендации по дифференциации учебных требований к учащимся вспомогательных классов в зависимости от уровня их обучаемости математическим навыкам и умениям. В целом программой предлагается тот объем знаний, который доступен большинству учащихся и определяет реальность фронтальной работы с классом .
Изучение математики во вспомогательных классах школы слабослышащих наряду с учебными целями предполагает
Цели:
- повышение уровня общего развития умственно отсталых учащихся,
- коррекция недостатков их познавательной деятельности.
- подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
- воспитание адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.
Задачи:
- Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,
- Развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
- Использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Решение задач практического и воспитывающего обучения способствует воспитанию адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.
Обучение математике тесно связано с развитием речи и мышления — сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся. Слова сначала даются на табличках для глобального чтения, а затем по мере овладения аналитическим чтением вводятся в активный словарь и употребляются учащимися в самостоятельной речи. В этот период необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у учащихся математических представлений, по их подготовке к систематическому обучению математике. Важную роль в обучении играет преимущественное использование наглядных и действенных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность, дидактические игры, наблюдения и экскурсии. Это будет помогать воспитанию интереса к предмету, повышению эффективности обучения.
Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника. Следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно.
Психофизиологические особенности слабослышащих детей определяют и особенности методики преподавания математики:
- доступность программного материала по объему и содержанию;
- широкое использование средств наглядности различной степени абстрактности, рассчитанное на привлечение непроизвольного и развития произвольного внимания, которое отстает на 3 – 4 года от развития внимания слышащих;
- систематическое повторение пройденного материала, что требует дополнительного времени;
- особое внимание уделяется внутрипредметным и межпредметным связям;
- адаптация дидактических материалов (вопросов, задач, текстовых заданий, таблиц) к особенностям усвоения знаний обучающимися с недостатками слуха.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 8 классе необходимо продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
- устное решение примеров и задач;
- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на один год обучения: 6 ч в неделю, 204 часа за год.
Содержание учебного материала
Тысяча (окончание)
- Сложение и вычитание в пределах 1000. Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000. Сложение и вычитание с нулём. Сложение и вычитание именованных чисел (чисел, выраженных в единицах измерения длины, массы, времени, стоимости).
- Письменное умножение и деление на однозначное число. Случаи умножения на 1, на 0. Использование в вычислениях приёма перестановки сомножителей. Деление на 0 и невозможность деления на 0. Решение примеров в два действия со скобками и без них на все четыре арифметических действия. Умножение на однозначное число именованных чисел (единицы длины и массы). Понятие кратного сравнения. Задачи на кратное сравнение.
- Устная и письменная нумерация в пределах 10000. Прямой и обратный счёт от заданного числа до заданного. Десятичный состав чисел. Счётные единицы 1, 10, 100, 1000. Разложение чисел на тысячи, сотни, десятки, единицы. Составление чисел из тысяч, сотен, десятков, единиц.
- Задачи. Решение задач на нахождение количества (по цене и стоимости). Решение задач на нахождение расстояния при равномерном движении, по данным скорости и времени. Решение задач на нахождение скорости по данным пути и времени. Задачи всех пройденных видов (1-2 действия).
- Единицы измерения. Миллиметр. Соотношение миллиметра, сантиметра и метра. Измерения линейкой и сантиметром. Выполнение заданий по измерению отрезков, по увеличению и уменьшению их длины на несколько см (мм).
- Километр. Таблица соотношений между единицами длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Выполнение несложных заданий по замене более мелких единиц крупными и наоборот: 40см = …дм; 2дм = …см; 15 дм = …мм.
Формирование словесных обобщений:
- Составление двух разных по арифметическому смыслу вопросов к одному условию задачи.
- Группировка одно-, дву- и трёхзначных чисел.
- Сравнение чисел соседних разрядов (единицы, десятки, сотни).
- Группировка чисел по разрядам по словесной инструкции. Выделение наибольшего и наименьшего числа в разряде 1000.
- Выделение разрядных чисел из группы чисел (по словесной инструкции).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу 8-го класса учащиеся должны знать:
- Порядок выполнения действий в примерах со скобками вида 20 + (40 - 30); (16 – 2) + 4.
- Наизусть: таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
- Прямой и обратный счёт от заданного числа до заданного.
- Единицы измерения: миллиметр; соотношение миллиметра, сантиметра и метра.
Учащиеся должны уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание в пределах 1000; умножение и деление на однозначное число в пределах 1000)
- Решать несложные задачи ранее пройденных видов в два действия.
- Измерять линейкой и сантиметром. Выполнять задания по измерению отрезков, по увеличению и уменьшению их длины на несколько см(мм).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики, изложенные в пояснительной записке к авторской программе по математике. В ней также заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
ОУУН:
Учебно –информационные:
Определять цель своей деятельности на уроке, занятии, представлять предполагаемый результат;
Использовать алгоритмы по различным видам деятельности;
Оценивать свою деятельность, выполненную работу на основе сравнения с образцом, находить и исправлять свои ошибки.
Учебно – организационные:
Уметь слушать внимательно и вдумчиво - выполнять математические диктанты;
Уметь находить необходимый учебный материал.
Учебно – коммуникативные:
Учиться владеть монологической речью;
Учебно – интеллектуальные:
Формирование приёмов мыслительной деятельности: выполнять задания на анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
Выполнять задания на развитие логического мышления.
График контрольных и самостоятельных работ
№ | Тема к/р | Дата | Самост.работы |
1 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | ||
2 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | ||
3 | Умножение на 1 , на 0 | ||
4 | Умножение и деление без перехода через разряд | ||
5 | Умножение на однозначное число с переходом через разряд | ||
6 | Деление на однозначное число | ||
7 | Нумерация в пределах 10000 | ||
8 | Решение задач | ||
9 | Итоговая контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план
№п/п | Содержание раздела | Кол-во часов | Контрольных работ |
I | Повторение. | 10 | - |
1 | Нумерация чисел в пределах 1000. | 2 | |
2 | Таблица умножения и соответствующие случаи деления. | 4 | |
3 | Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. | 4 | |
II | Тысяча (окончание) | 194 | 8 |
Сложение и вычитание в пределах 1000. | 149 | ||
Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000: | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд. | |||
1 | Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков. | 4 | |
2 | Сложение трёхзначных чисел с однозначными, двузначными и трёхзначными числами без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания. | 4 | |
3 | Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание без перехода через разряд» | 1 | 1 |
4 | Случаи сложения и вычитания с числами, содержащими нуль. | 5 | |
Сложение и вычитание с переходом через разряд. | |||
5 | Сложение и вычитание с переходом через разряд в одном разряде (единиц или десятков). | 5 | |
6 | Сложение и вычитание с переходом через разряд в двух разрядах (единиц и десятков). | 5 | |
Сложение и вычитание с нулём. | |||
7 | Сложение и вычитание с нулём, когда в сумме или в разности получается один или два нуля. | 4 | |
8 | Вычитание с нулём, когда в уменьшаемом содержится один или два нуля. | 4 | |
9 | Вычитание с нулём, когда в уменьшаемом содержится один нуль и единица. | 4 | |
10 | Вычитание трёхзначных, двузначных и однозначных чисел из 1000. | 6 | |
11 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 | 1 |
12 | Закрепление пройденного. | 1 | |
13 | Сложение и вычитание именованных чисел (чисел, выраженных в единицах измерения длины, массы, времени, стоимости). | 6 | |
Письменное умножение и деление на однозначное число: | |||
14 | Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число. | 3 | |
15 | Использование в вычислениях приёма перестановки сомножителей. | 2 | |
16 | Случаи умножения на 1, на 0. | 2 | |
17 | Умножение 10 и 100, умножение на 10 и 100. | 2 | |
18 | Деление на 10 и 100. | 2 | |
19 | Деление 0 и невозможность деления на 0. | 2 | |
20 | Контрольная работа №3 « Умножение на 1 , на 0» | 1 | |
21 | Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные без перехода через разряд. | 10 | |
22 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление без перехода через разряд» | 1 | 1 |
Умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд. | |||
23 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд в разряде десятков или единиц. | 5 | |
24 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд в разряде единиц и десятков. | 4 | |
25 | Закрепление пройденного. | 1 | |
26 | Умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд в одном разряде - единиц или десятков. | 4 | |
27 | Умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд в двух разрядах - единиц и десятков. | 5 | |
28 | Умножение –первый множитель –трёхзначное число с нулём на конце или в середине. | 5 | |
29 | Умножение двузначного числа на круглые десятки. | 5 | |
30 | Контрольная работа №5 «Умножение на однозначное число с переходом через разряд» | 1 | 1 |
31 | Случаи деления, когда число сотен, десятков и единиц делится без остатка на делитель. | 4 | |
32 | Случаи деления, когда число сотен делится на делитель без остатка, а число десятков без остатка на делитель не делится. | 5 | |
33 | Случаи деления, когда число сотен не делится без остатка на делитель. | 5 | |
34 | Случаи деления, когда число сотен делимого меньше числа единиц делителя, в частном получается двузначное число. | 5 | |
35 | Случаи деления, когда в частном на конце или в середине получается нуль. | 5 | |
36 | Деление на круглые десятки. | 2 | |
37 | Решение примеров в два действия со скобками и без них на все четыре арифметических действия. | 8 | |
38 | Умножение на однозначное число именованных чисел (единицы длины и массы). | 4 | |
39 | Контрольная работа №6 «Деление на однозначное число» | 1 | 1 |
40 | Понятие кратного сравнения. | 2 | |
41 | Закрепление пройденного. | 1 | |
42 | Задачи на кратное сравнение. | 3 | |
Устная и письменная нумерация в пределах 10000. | 14 | ||
43 | Устная и письменная нумерация в пределах 10000. Прямой и обратный счёт от заданного числа до заданного. | 3 | |
44 | Десятичный состав чисел. Счётные единицы 1, 10, 100, 1000. | 4 | |
45 | Разложение чисел на тысячи, сотни, десятки, единицы. | 3 | |
46 | Составление чисел из тысяч, сотен, десятков, единиц. | 3 | |
47 | Контрольная работа №7 «Нумерация в пределах 10000» | 1 | 1 |
Задачи. | 17 | ||
48 | Решение задач на нахождение количества (по цене и стоимости). | 4 | |
49 | Решение задач на нахождение расстояния при равномерном движении, по данным скорости и времени. | 4 | |
50 | Решение задач на нахождение скорости по данным пути и времени. | 4 | |
51 | Задачи всех пройденных видов (1-2 действия). | 4 | |
52 | Контрольная работа №8 «Решение задач» | 1 | 1 |
Единицы измерения. | 14 | ||
53 | Единицы измерения. Миллиметр. Соотношение миллиметра, сантиметра и метра. | 3 | |
54 | Измерения линейкой и сантиметром. Выполнение заданий по измерению отрезков, по увеличению и уменьшению их длины на несколько см (мм). | 3 | |
55 | Километр. Таблица соотношений между единицами длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. | 3 | |
56 | Выполнение несложных заданий по замене более мелких единиц крупными и наоборот: 40см = …дм; 2дм = …см; 15 дм = …мм. | 3 | |
57 | Закрепление пройденного. | 2 | |
Итого | 204 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по технологии для школ VIII вида составлена на основе программы для коррекционных учебных заведений, содержит пояснительную записку, требования к результатам обучения, основное содер...
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 6 класс школа VIII вида
Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом....
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочая программа по математике 8 класс школа VIII вида.
Рабочая программа по математике для 8 класса, школа VIII вида. Программа содержит все необходимые структурные компоненты....