Элективный курс по математике 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Элетивный курс по математике: Занимательные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eletivnyy_kurs_po_matematike_7_klass.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-ИЗЕССКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №___ ____

от «        » _______ 2016 года

 

«Утверждено»

Приказом №____

от «        » _______ 2016 года

Директор школы:               Г.В.Курятова

Рабочая программа элективного курса

по математике «Занимательные задачи» 7 класс

        

Учитель математики

Семёнов Семён Викторович

С. Усть-Изес

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа элективного курса по математике составлена на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству
  1. Образовательная программа основного общего образования МКОУ Усть-Изесская ООШ  

    Цели изучения элективного курса по математики в 7 классе:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • Разностороннее развитие личности
  • Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
  • Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
  • Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
  • Осуществление индивидуализации и дифференциации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Знакомство с программой работы элективного курса. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом, задачи конкурса «Кенгуру». Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон            исключения третьего, классификация. Круги Эйлера. Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску. Знакомство с биографией Л. Эйлера. Проблема четырёх красок. История     возникновения процента. Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.   Применение принципа Дирихле при решении задач. Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего. История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения элективного курса по математике на занятиях ученик должен знать/понимать:

  • Лабиринты, круги Эйлера;
  • Системы счисления, принцип Дирихле;

уметь:

  •  записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
  • решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УЧИТЕЛЯ:

  1. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол. час

Планируемые результаты освоения материала

1

2

3

4

1

Вводное занятие.  Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

1

Знать понятие логика, смекалка.

Уметь решать простейшие логические задачи.

2

Логические задачи.  Быстрый счет.

1

Уметь использовать быстрый счет при решении задач.

3

Чередование.  Четность.  Нечетность.  Разбиение на пары.

1

Знать понятие четность, нечетность.

Уметь решать задачи используя чередование и четность.

4

Задачи на худший случай.

1

Знать определение худшего счета.

Уметь использовать худший счет при решении задач.

5

Простейшие арифметические ребусы.

1

Уметь решать простейшие арифметические задачи.

6

Методы поиска выигрышных ситуаций.

1

Знать методы поиска выигрышных стратегий.

Уметь решать задачи с помощью выигрышных стратегий.

7

Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки.

1

Уметь записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки.

8

Числовые и геометрические головоломки.

1

Знать понятие головоломки.

Уметь решать разные виды головоломок.

9

Геометрические упражнения со спичками.

1

Уметь решать задачи со спичками.

10

Практикум. Игра «Поле математических чудес»

1

Уметь использовать полученные знания.

11

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

Уметь решать олимпиадные задачи на примере прошлых олимпиад.

12

Знакомство с правилами и способами рассуждений.

1

Знать правила и способы суждений.

13

Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

1

Знать понятие классификация.

14

Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру

1

Уметь использовать полученные знания.

15

Школьная олимпиада.

1

Уметь использовать полученные знания.

16

Разбор заданий школьного тура математической олимпиады.

1

Уметь находить ошибки в суждениях и исправлять их.

17

Круги Эйлера.

1

Знать, что такое круги Эйлера.

Уметь решать задачи с использованием кругов Эйлера.

18

Круги Эйлера. Закрепление.

1

19

Решение олимпиадных задач на проценты.

1

Знать, что такое проценты.

Уметь решать задачи с помощью процентов.

20

Решение олимпиадных задач на проценты. Закрепление.

1

21

Решение олимпиадных задач на раскраску.

1

Знать, что такое задачи на раскраску.

Уметь решать задачи на раскраску.

22

Решение олимпиадных задач на раскраску.

1

23

Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час»

1

Уметь использовать полученные знания.

24

Модуль числа.

1

Знать, что такое модуль.

Уметь решать задачи на модуль числа и уравнения в которых он присутствует.

25

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1

26

Практикум. Игра «Что? Где? Когда?»

1

Уметь использовать полученные знания.

27

Принцип Дирихле.

1

Знать, что такое принцип Дирихле.

Уметь решать задачи используя принцип Дирихле.

28

Применение принципа Дирихле при решении задач.

1

29

Мастерская. Решение олимпиадных задач

1

Уметь решать олимпиадные задачи.

30

Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего.

1

Уметь решать задачи при помощи правила крайнего.

31

Решение задач на правило крайнего.

1

32

Лист Мебиуса.  Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок.

1

Знать , что такое лист Мебиуса.

Уметь решать задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок.

33

Практикум. Решение задач

1

Уметь использовать полученные знания.

34

Системы счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления.

1

Знать, что такое недесятичные системы.

Уметь решать задачи в недесятичных системах.

35

Практикум. Конкурс «Математический марафон»

1

Уметь использовать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...