Элективный курс по математике 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс) на тему
Элетивный курс по математике: Занимательные задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eletivnyy_kurs_po_matematike_7_klass.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ-ИЗЕССКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №___ ____ от « » _______ 2016 года
| «Утверждено» Приказом №____ от « » _______ 2016 года Директор школы: Г.В.Курятова | |
Рабочая программа элективного курса
по математике «Занимательные задачи» 7 класс
Учитель математики
Семёнов Семён Викторович
С. Усть-Изес
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по математике составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству
- Образовательная программа основного общего образования МКОУ Усть-Изесская ООШ
Цели изучения элективного курса по математики в 7 классе:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- Разностороннее развитие личности
- Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
- Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
- Осуществление индивидуализации и дифференциации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Знакомство с программой работы элективного курса. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом, задачи конкурса «Кенгуру». Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Круги Эйлера. Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску. Знакомство с биографией Л. Эйлера. Проблема четырёх красок. История возникновения процента. Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль. Применение принципа Дирихле при решении задач. Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего. История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения элективного курса по математике на занятиях ученик должен знать/понимать:
- Лабиринты, круги Эйлера;
- Системы счисления, принцип Дирихле;
уметь:
- записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
- решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УЧИТЕЛЯ:
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.: Экзамен, 2006.
- Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол. час | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 | Знать понятие логика, смекалка. Уметь решать простейшие логические задачи. |
2 | Логические задачи. Быстрый счет. | 1 | Уметь использовать быстрый счет при решении задач. |
3 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | 1 | Знать понятие четность, нечетность. Уметь решать задачи используя чередование и четность. |
4 | Задачи на худший случай. | 1 | Знать определение худшего счета. Уметь использовать худший счет при решении задач. |
5 | Простейшие арифметические ребусы. | 1 | Уметь решать простейшие арифметические задачи. |
6 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | Знать методы поиска выигрышных стратегий. Уметь решать задачи с помощью выигрышных стратегий. |
7 | Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. | 1 | Уметь записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки. |
8 | Числовые и геометрические головоломки. | 1 | Знать понятие головоломки. Уметь решать разные виды головоломок. |
9 | Геометрические упражнения со спичками. | 1 | Уметь решать задачи со спичками. |
10 | Практикум. Игра «Поле математических чудес» | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
11 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | Уметь решать олимпиадные задачи на примере прошлых олимпиад. |
12 | Знакомство с правилами и способами рассуждений. | 1 | Знать правила и способы суждений. |
13 | Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. | 1 | Знать понятие классификация. |
14 | Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
15 | Школьная олимпиада. | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
16 | Разбор заданий школьного тура математической олимпиады. | 1 | Уметь находить ошибки в суждениях и исправлять их. |
17 | Круги Эйлера. | 1 | Знать, что такое круги Эйлера. Уметь решать задачи с использованием кругов Эйлера. |
18 | Круги Эйлера. Закрепление. | 1 | |
19 | Решение олимпиадных задач на проценты. | 1 | Знать, что такое проценты. Уметь решать задачи с помощью процентов. |
20 | Решение олимпиадных задач на проценты. Закрепление. | 1 | |
21 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | 1 | Знать, что такое задачи на раскраску. Уметь решать задачи на раскраску. |
22 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | 1 | |
23 | Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час» | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
24 | Модуль числа. | 1 | Знать, что такое модуль. Уметь решать задачи на модуль числа и уравнения в которых он присутствует. |
25 | Решение линейных уравнений, содержащих модуль. | 1 | |
26 | Практикум. Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
27 | Принцип Дирихле. | 1 | Знать, что такое принцип Дирихле. Уметь решать задачи используя принцип Дирихле. |
28 | Применение принципа Дирихле при решении задач. | 1 | |
29 | Мастерская. Решение олимпиадных задач | 1 | Уметь решать олимпиадные задачи. |
30 | Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего. | 1 | Уметь решать задачи при помощи правила крайнего. |
31 | Решение задач на правило крайнего. | 1 | |
32 | Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. | 1 | Знать , что такое лист Мебиуса. Уметь решать задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. |
33 | Практикум. Решение задач | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
34 | Системы счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. | 1 | Знать, что такое недесятичные системы. Уметь решать задачи в недесятичных системах. |
35 | Практикум. Конкурс «Математический марафон» | 1 | Уметь использовать полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...