Технологическая карта урока по повести "Дети подземелья" В.Г.Короленко
методическая разработка по литературе (5 класс)

Мордовская Людмила Михайловна

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" на тему "Влияние "дурного общества" на героя". На уроке используются приемы технологии ТРКМ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_otkrytogo_uroka.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: Урок применения новых знаний с элементами - исследования

УМК: «Литература» 5 класс. Авторы-составители КоровинаВ.Я. и другие

Технологическая карта

Тема

Влияние «дурного общества» на героя (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»).

Эпиграф

 «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня» В.Г.Короленко

Цель

Доказать, что дружба с детьми подземелья раскрыла лучшие черты характера Васи.

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование аналитических способностей и элементов исследовательской деятельности, навыков работы с текстом произведения.

Отработка навыков устной речи учащихся.

Проведение словарной работы

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, развивать умение работать в группе.

Основные понятия

Проблема, характер литературного героя

Межпредметные связи

Музыка: мажор и минор, прослушивание песни, определение ее настроения.

Русский язык: фразеологизм «отбился от рук», работа над обогащением словарного запаса

Оборудование урока

Литература. 5 класс. Учебник  2-х часть.

Презентации, фрагмент песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров» на русском языке, карточки

Используемые приемы

Игра «Угадай героя» по слайдам, «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Установи соответствие героя с его характеристикой»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

2.Обращает внимание детей на эпиграф урока. Как можно понять эти слова писателя?

3.Проводит словарную работу.

В начале повести говорится о том, что Вася совсем отбился от рук. Это фразеологизм, который что означает?

Также в ходе работы над повестью мы будем использовать такие слова как… (Смотрим слайд).

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Обсуждают лад песни, определяют, в чем песня перекликается с содержанием повести.

Рассуждают над эпиграфом. Выдвигают свои гипотезы.

Знакомятся с новыми словами.

Послушаем одну некогда очень популярную песню. Внимательно послушаем ее и попробуем определить, чем она перекликается с произведением, над которым мы будем работать.

О чем это произведение? (Ответы учащихся) О дружбе героя с детьми, живущими в заброшенной часовне.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проверяет знание  обучающихся о писателе с помощью приема «Верные и неверные утверждения», проводит игру «Узнай героя»

Закрепляет знания учащихся о героях по описанию их портрета.

Обучающиеся индивидуально заполняют таблицу «Верные и неверные утверждения»

Коллективно угадывают героя «Узнай героя по иллюстрации».

В группе находят соответствие героя с его характеристикой.

«Верные и неверные утверждения»

Игра «Угадай героя» по слайдам,

Групповая работа «Установи соответствие героя с его характеристикой»

 

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Учиться формулировать тему и цель урока.

Постановка проблемы:

Подводит к формулированию темы урока и постановке проблемы.

-  Как повлияло знакомство с детьми из подземелья на Васю, на его мировосприятие? Испортило его или он стал лучше? Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем небольшое исследование. Что же мы будем исследовать? Влияние….

Это и будет  темой нашего урока.

Обучающиеся участвуют в формировании темы урока, делятся своими мыслями.

Учащимся предлагается принять участие в формулировании темы урока

Владение навыками аргументированного устного высказывания, работы с текстом.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с элементами исследовательской деятельности

Намечает тему, объект, цель и гипотезу исследования.

Предлагает задуматься над понятием «дурное общество».

Ставит проблему: «Мог Вася окончательно сбиться с пути и стать дурным человеком?»

Вероятно да!

Давайте вспомним, каким он был до встречи с Валеком и Марусей.

Организует составление кластера «До встречи с «дурным обществом», совмещая работу с физминуткой.

Знакомятся с примерной  структурой исследовательской работы.

Отвечают на проблемный вопрос.

Составляют кластер.

Обучающимся предлагается оформить кластер на доске  на заданную тему.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

выдвижение гипотез и их доказательство

V. Закрепление изученного материала в ходе небольшого исследования

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение анализировать текст художественного произведения.  

1.Предлагает обучающимся подумать на тем, какие эпизоды из повести помогают наиболее ярко раскрыть образы героев.

- Какой эпизод вам показался самым страшным?

- Самым трогательным?

- Самым смешным?

- Самым трагическим?

2.Знакомство с жизнью и бытом новых друзей открыло совершенно незнакомый ему мир. Каким оказался этот мир? Какие потрясения испытывает наш герой в результате общения с новыми друзьями.

Обучающиеся отвечают на вопросы, вспоминают эпизоды из повести.

-

Вслух размышляют о том, что Вася узнал:

-что бывают нищие

-что они голодают

-что им негде жить

-что серый камень высасывает жизнь из Маруси

-что его отец самый лучший человек в городе…

Устное участие в исследовании.

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений;

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

Учитель предлагает подумать над вопросом: кто помог Васе восстановить взаимопонимание с отцом?

Обучающимся дает заполнить второй кластер и сравнить его с первым.

Работают над словами Тыбурция «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»

Заполняют кластер «После встречи» на доске

Работа над эпиграфом урока.

Сравнивание двух кластеров

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Вывод

 Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Итак,  Итак, мы сумели доказать нашу гипотезу. Опыт общения и дружбы с детьми подземелья сформировали характер Васи, помогли раскрыть его лучшие черты характера, помогли найти общий язык с отцом и домочадцами, ну а если учесть то, что произведения несколько автобиографично, то сыграли свою роль в становлении писателя, в формировании его революционных взглядов как народника. Т.е сблизили его с народом, и он всю свою жизнь и в своих произведениях, и революционной деятельностью доказывал, что в простом народе тоже есть добрые, порядочные и честные люди, заслуживающие уважения.

Оформляют письменное высказывание в виде синквейна с последующим чтением вслух и обсуждением прочитанного.

Коллективная  творческая работа.

Создание синквейна и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Рефлексия ученическая и учительская.

Оценивают свою работу на уроке смайликами.

Подбирают смайлики, оценивающие их работу на уроке.

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Валека и Васи. Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...