урок «Взаимоотношения человека и собаки» по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес» + самоанализ
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Баинова Ольга Александровна

Урок открытия нового знания (ОНЗ)и самоанализ  по теме «Взаимоотношения человека и собаки» по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_arktur-_gonchiy_pes.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания (ОНЗ) по теме «Взаимоотношения человека и собаки» по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».

          Задачи: 1) образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение;

2)развивающие: способствовать развитию речи учащихся,  обогащению их словарного запаса;

3)воспитательные: воспитывать доброту и чуткость, сострадание через эмоциональное восприятие произведения;

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами проведем урок литературы.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы – тогда за работу,

Удачи желаю всем нам.

2.  Ребята, что я вам показываю, посмотрите. Какое-то вещество. (Соль) Какая она? (белая)

- Давайте побудем волшебниками и попробуем изменить? Согреем теплом, дыханием. А если капнем воду?

(Соль изменилась-синеет)

-Волшебство произошло? Интересно?

-Хотите продолжения приключений?

3. Вам сейчас предстоит пройти квест-игру.

-Вы знаете, что такое квест? (да)

- Что главное в этой игре? (Найти выход)

Мне нужен помощник, чтобы пройти его, а вы все будете помогать советами.

-Давайте откроем книжку. Вот и первое задание.

-Что их объединяет? Какое слово спрятано? (Собака) (Записываем ответы в рабочий лист)

Задание 2. Какие органы чувств наиболее развиты у собак? (3-обоняние)

Задание 3. Какая собака самая быстрая? (2)

КОД: собака 32

Молодцы. Квест пройден.

4. Посмотрите, какое стихотворение появилось .

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (о собаке, о человеке, об их связи, отношении, дружбе). А что между человеком и собакой? Какая строчка из этого стихотворения подойдет как тема нашего урока?

 (Когда собака с человеком рядом)

- Всегда ли бывает дружба человека с собакой? Легко ли собаке без человека?

-Почему? (бродячие собаки, бездомные) Молодцы!

5. -Дома вы прочитали 3 главы из рассказа Ю. Казакова «Арктур-гончий пес»

-Какова история собаки? (кратко) (Она была бездомная, а потом появился хозяин) Молодцы!

6. А сейчас мы поработаем в группах (приготовить кластер)

А какие правила работы в группе? Как нужно работать в группе? (дружно, слушать и слышать каждого, участвовать всем)

Ваша задача: ответить на вопрос и записать эти ответы одним – двумя словами на большом листе,

Задание 1 группы:

  1. Какой вы видите собаку в начале рассказа? (до встречи с доктором-стр.229-230)
  2. Задание 2 группы:

 Каким вы видите доктора в начале рассказа до встречи с собакой-стр.231)

Я даю вам на эту работу 3 минуты

1 группа

-слепая

-бездомная

-грязная, больная

-не было хозяина

-никто не заботится

-угрюмый

-недоверчивый

-выл мрачно, тоскливо

-не мог быстро бегать

-без имени

2 группа

-вечно занятой

-молчаливый

-нет семьи

-жил один

-лечил людей

-любил петь.

2. Представьте свою работу.

-Защита

-Что общего вы увидели в двух героях?

Их объединяет одиночество (правильно. Молодцы. И возможно их встреча была неслучайной.

А что изменилось у собаки при встрече с доктором?

(листок 3)

+хозяин

+имя

+еда

+дом

А что доктор получил? Стр.233 (любовь). Какими словами автор описывает эту любовь? Найдите их и вставьте их в текст. Который в рабочих листах.

(текст с пропусками) (страстно, поэтично, быть может больше жизни)- чувство его было необыкновенным и возвышенным) Молодцы!

6. Встреча с лесом. Нет ли среди вас таких, кто не удержался и прочитал  рассказ до конца?

- Вопрос тем, кто не читал: давайте предположим, как сложилась дальнейшая жизнь Арктура и доктора? (предположения) Давайте проверим наши предположения. Для этого сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент фильма из 4 главы.

Экранизация (описание в учебнике- стр.239 длительность- 1мин.48 сек.)

Где мы ее увидели? (в лесу).

- Похожа ли она в лесу на наше описание? ( Обращаем внимание на кластер)

 (бежит смелее, увереннее\ быстро, счастливая восторг охватывает)

- Можно ли по ней сказать, что она слепая? (нет)

- Что помогает Арктуру ориентироваться, так вести себя  в лесу? (нюх, инстинкт, повадки гончей собаки)

А какой породы Арктур?

6. Словарная работа:

Википедия : Гончие собаки —  порода охотничьих собак. Охотничье назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать дичь.

Что открыл себе Арктур, оказавшись в лесу? (что она охотничья собака, родился для охоты).

- Счастлив ли Арктур? (Да)

Прочитаем, как автор пишет об этом. Стр 237 , начало 4 главы. (счастливый случай оказаться в лесу, там он понял, что рожден для охоты, появился смысл жизни.

7. А помните начало урока? У меня была в руках обыкновенная соль. А после воздействия нашего тепла, дыхания и воды она качественно изменилась.  

Также  произошли изменения и в нашем герое-собаке Арктуре? Благодаря чему, кому произошли изменения в герое? (человека)

- Соль изменилась. Собака изменилась с появлением рядом человека.

8.Рефлексия.

- Что вы чувствовали к собаке, когда читали дома 3 главы?

( жалость, сострадание)

-Изменилось ли ваше отношение к ней после сегодняшнего урока? (рад, что нашелся хозяин)

- Хотелось бы вам узнать. Что дальше произошло с Арктуром? Дальнейшую историю Арктура вы узнаете, дочитав рассказ дома.

9. Поэтому дом. задание: 

Прочитать рассказ до конца.

Ответить: Была ли собака достойна своего имени? (Для этого сначала пройдите по  Q –коду и познакомьтесь со значением слова Арктур)

Ребята, я хочу  вас поблагодарить за этот урок.

Самоанализ урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)по теме «Взаимоотношения человека и собаки» по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»

          Задачи: 1) образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение;

2)развивающие: способствовать развитию речи учащихся,  обогащению их словарного запаса;

3)воспитательные: воспитывать доброту и чуткость, сострадание через эмоциональное восприятие произведения;

Структура урока предполагает 7 этапов. Межпредметная связь с химией, биологией, астрономией, русским языком, психологией.

Известно, что умение мыслить невозможно без умения чувствовать, поэтому восприятие новой темы в целом шло на эмоциональном настрое.

1.Цель первого (организационного) этапа - включение в деятельность, был задан эмоциональный настрой к предстоящей работе.

2.Актуализацию опорных знаний я организовала в форме групповой работы. Составление самостоятельных высказываний - удачный прием систематизации материала, способствующий развитию ассоциативного мышления. Самостоятельное формулирование темы и цели урока помогает развивать как регулятивные, личностные, так и познавательные УУД.

3.На этапе мотивации к учебной деятельности была поставлена цель-определение рамок урока, активно применялся прием создания проблемной ситуации, погружая обучающихся в мыслительную и поисковую деятельность. (опыт с солью)

4.На основном этапе творческого мышления и закрепления знаний в новой ситуации была поставлена цель - развитие читательских умений, способность размышлять , отвечать на поставленные вопросы, делать выводы . В целом была организована работа с текстом художественного произведения.  Считаю все методы, формы и приемы работы на данном этапе целесообразными.

5.На этапе подведения итогов было проведено сравнение поведения образа собаки до и после , что помогает почувствовать изменение собаки во взаимоотношениях с человеком, побуждает обучающихся как к творческой, так и поисковой деятельности, дает почувствовать значимость проделанной работы, а также сопричастность детей.

6.На этапе «Домашнее задание» был использован прием свободного выбора задания, способствующий формированию регулятивных УУД, развитию самостоятельности при выборе решений.

7.На этапе «Рефлексия» были использованы приемы самооценки.

Таким образом, считаю, что на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Исследовательская работа по литературе в 5 классе по теме: "Взаимоотношения человека и животных (по рассказам В.П. Астафьева)"

Работа содержит анализ 4-х рассказов писателя и данные опроса школьников по данной теме...

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"...