Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu.kazakov.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Человек и природа в рассказе Ю.Казакова «Никишкины тайны». |
Класс | 5 |
УМК | Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций / Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 2021 (урок по программе регионального содержания) |
Цель урока | Создать условия для развития логического мышления учащихся на основе анализа художественного текста. |
Задачи урока | Образовательная – познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова, рассмотреть сквозную тему всех рассказов Ю.Казакова – мир природы и человека, выявить особенности изображения автором природы и внутреннего мира ребенка Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле. |
Оборудование к уроку (при наличии) | тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер. |
Оформление кабинета и доски (при наличии) | Магнитная доска с ключевыми словами, нарисованное «дерево предсказаний) |
Используемые технологии | Технология продуктивного чтения |
Формы организации деятельности | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку: -Придумано кем-то | Проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Осознанность учения. |
I этап. Работа с текстом до чтения. | Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту (М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского ,В.Астафьев). И, конечно, Ю. Казаков. Презентация, приложение 1(слайд 1) Ю.Казаков – писатель, музыкант, путешественник, охотник, рыболов. Все видел, все замечал и старался описать в своих рассказах увиденное.(слайд 2) Юрий Павлович много путешествовал, любимое место – берег Белого моря, где он «родился второй раз», много дней и ночей провел на берегу моря, были у него друзья охотники и рыболовы поморы. Он много раз возвращался в эти места, много писал о людях, природе. Жизнь северянина необычна, она естественно переплеталась с жизнью природы. Когда-то поморы зарабатывали на жизнь рыболовным промыслом, их жизнь напрямую зависела от природных явлений и погодных условий. (слайд 3) Тема урока- «Человек и природа в рассказе Ю.Казаков «Никишкины тайны». -О такой необычной связи человека и природы вы прочитали в рассказе « Никишкины тайны». -Обратим внимание на название? Какие вопросы вы бы задали к названию рассказа? -Что такое тайна? (слайд 4) Тайна- 1.Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3.Скрытая причина чего-н. (словарь Ожегова) Посмотрите на ключевые слова. Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке? Ключевые слова на доске (приложение 2): Север, природа, мальчик, тайна, всё живое. - А поможет нам не забыть ваши предположения «Дерево предсказаний» (Записываем предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали) Чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором Во время чтения произведения встретятся вам непонятные слова. Предлагаю поработать с ними (приложение 3). Поморы – население Севера России (близ Белого моря), состоящее из славянских племен. Семга – вид лососевых рыб. Пестерь – берестяная корзина или короб. Карбас – промысловое или транспортное судно, с парусом и управляется веслом. Тоня – место на реке или вообще водоёме, на котором производится лов рыбы неводом. Свирель – духовой музыкальный инструмент (типа флейты). Поветь - нежилая пристройка к деревенскому дому (сарай). КисА – сумка, мешок. ЗАпань - ограждение на воде. Киль - нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна. Шхуна - тип парусного судна. Роба - разновидность грубой рабочей одежды свободного покроя, не сковывающая движений во время работы. Верста- 1 066,8 метра Зуек- северная птица вроде чайки. Зуйками называли у поморов мальчиков, работавших на промысловых судах. Бот- род лодки; ходит на веслах или под парусом, в наше время применяются моторные боты(мотобот). Обедник- юго-восточный ветер. Полу/ношник-северо-восточный ветер. Шелоник- юго-западный ветер. | Коллективное обсуждение, ответы на вопросы учителя. Записывают тему в тетрадь Предполагают содержание урока по ключевым словам Высказывают предположения, учитель рисует дерево Работа со словарем понятий | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
II этап. Работа с текстом во время чтения | -Перечитывание текста (приложение 4). Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Учитель читает с остановками. Читаем первый отрывок. -Как вы поняли выражение «избы бегут»? Куда бегут? (слайд 5) -Поясните словосочетание белые ночи (слайд 6) Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественное освещение остаётся достаточно высоким, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. (ru.wikipedia.org) Читаем второй отрывок. (слайд 7) -Что удивительного находит автор в 8-летнем мальчике? -Как относятся к Никишке дети? -Почему Никишка плохо слушает мать, когда собирается в поездку? Читаем третий отрывок -Обратим внимание на выражение «высыпались навстречу бани». Почему высыпались? -Что замечает Никишка? -О чем думает мальчик? Читаем четвертый отрывок (слайд 8,9) -Почему весело Никишке? -Каких фантастических существ представляет мальчик? Чтение пятого отрывка (слайд 10,11) -Возникает вопрос, что за тайны хочет постичь Никишка? -Может, дальше и читать не стоит? Уже поняли, что за тайны у Никишки? Нет, еще не совсем понятно. Чтение шестого отрывка (слайд 12) - О чём рассказывает Никишка отцу по приезде на тоню? -Понимает ли его отец? -Чем отличается восприятие окружающего у отца и сына? -О чём они говорили? Чтение седьмого отрывка -О чём мечтает задремавший Никишка? -Что видит? -Какое слово ключевое? Родная земля | Слушают, воспринимают рассказ, отвечают на вопросы. Обмен мнениями Словесное рисование Обмен мнениями Запись в тетрадь- Родная земля | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
III. Работа с текстом после чтения. | Вот мы и закончили чтение. Давайте подведем итог и посмотрим, сбылись ли наши предположения. -Каков сюжет рассказа? Вывод:Поездка Никишки верхом на тоню к отцу. Двадцать верст берегом моря везёт Никишку конь. И для читателя, и для Никишки это неторопливое путешествие оказывается «ездой в незнаемое». -Проследим еще раз путь мальчика и выясним, что он видит, чему удивляется, о чем задумывается на этом пути. Работа в парах: сгруппируйте увиденное героем по категориям- море, горы, лес -Что необычного в мире, который видит Никишка? -Сделайте вывод о том, какие качества характера героя проявляются во время путешествия? -Как относится Никишка к окружающему его миру северной природы? Вывод: во время путешествия Никишка впитывает разнообразные впечатления. Мир, который видит герой, «и реален, предстает в ярких, точных деталях, и фантастичен, словно волшебный мир русской сказки. И мир этот прекрасен. И выброшенная на берег полусгнившая шхуна, и поросшая мхом заброшенная избушка, и сиренево-белый помет чаек на песке, и груды водорослей, тронутых тлением, и медуза, разбрызгивающаяся из-под конского копыта «Как редкий камень драгоценный»- увидены восхищенным взглядом. -Отличается ли восприятие окружающего у Никишки и отца? Вывод: Отец понимает и принимает взгляд Никишки на окружающий мир: «Все живое!». Но восприятие Никишки более острое, пытливое, доброе. Работа с эпизодом.(слайд 13) Восприятие мира как живого существа отражено по- особому в эпизоде ловли семги. Перечитаем эпизод, выделим слова, подчеркивающие реакцию Никишки: смотрит на пойманную семгу «остановившимися глазами», «бледен, поражен, опомниться не может», не хочет «тюленей бить», хочет не разрушать, а создавать новое «…буду инженером» -Природа живая в понимании ребёнка. У каждого дерева, ручья свой голос. Какими словами передаёт эти голоса автор? Как и с кем разговаривает Никишка? Можно ли сказать, что собака и лошадь понимают мальчика? Вывод: Никишка понимает голоса природы. Закроет он глаза, видит землю родную с морем, лесами, озёрами, солнце видит, птиц молчаливых, зверей странных, кажется ему вот-вот тайну какую-то узнает, никому неведомую, слово заветное произнесёт. И нарушится молчание, заговорят все с Никишкой, все ему разом понятным станет. Никишка разговаривает с собакой и лошадью. Они действительно его понимают, так как мальчик чутко настроен на мир природы, духовный мир. -Какой изображена природа в рассказе? Как вам кажется, есть ли связь между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка? Вывод: Природа в рассказе изображены живой, чувствующей. Между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка существует тесная связь. Внутренний мир Никишки столь же богат, как и северная природа. | Краткий пересказ сюжета Работают в паре. Заполняют схему: Море: солнце, камни, волны, раковины, чайки, кулички, медузы, водоросли, мысы, бревна, коряги, шхуна, лешаки. Горы: обрывы, корявые сосны, березы, камни, каменная осыпь. Лес: вереск, сосны, ёлочки, березы, медведи, ягоды, грибы, мох, тропа. Рассуждают, отвечая на вопросы Обмен мнениями. Работа с эпизодом. Смысловое выразительное чтение отрывка. Предполагают, работают с текстом | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение Личностный результат УУД: способность к самооценке, саморазвитию. Практическое применение учебного материала |
Обобщение | -Какова концовка рассказа? Какие сны и видения придут к Никишке? Зачем ему заветное слово? Что значат слова тайны немой души? (слайд 14) Необычна концовка рассказа "Никишкины тайны". Необыкновенные сны снятся мальчику. "Обступит его деревня, избы с глазами-окошками, лес подойдёт, камни и горы, конь явится, пёс рыжий, чайки прилетят, кулики сбегутся..., смотреть на него станут и будут ждать заветное слово, чтоб открыть ему все тайны немой души". "Заветное слово" ему нужно для того, чтобы ещё лучше понимать тайны природы. -Прочитаем последний абзац. Какое оно должно быть это заветное слово? -Так совпали ли наши предположения, выдвинутые в начале урока, с нашими выводами? | Выразительное чтение текста Анализ написанных на «дереве предсказаний» ответов | |
Подведение итогов урока | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Что вас больше всего заинтересовало на уроке? - Что нового вы узнали? Чему научились? | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. | |
Домашнее задание | На выбор 1 задание. - составить кроссворд по рассказу. - нарисовать иллюстрацию. | Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Урок литературы в 6 классе "Природа в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" "
На примере рассказа "Бежин луг" показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""
Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа" является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...