Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Человек и природа в рассказе Ю.Казакова «Никишкины тайны». |
Класс | 5 |
УМК | Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций / Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 2021 (урок по программе регионального содержания) |
Цель урока | Создать условия для развития логического мышления учащихся на основе анализа художественного текста. |
Задачи урока | Образовательная – познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова, рассмотреть сквозную тему всех рассказов Ю.Казакова – мир природы и человека, выявить особенности изображения автором природы и внутреннего мира ребенка Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле. |
Оборудование к уроку (при наличии) | тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер. |
Оформление кабинета и доски (при наличии) | Магнитная доска с ключевыми словами, нарисованное «дерево предсказаний) |
Используемые технологии | Технология продуктивного чтения |
Формы организации деятельности | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку: -Придумано кем-то | Проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Осознанность учения. |
I этап. Работа с текстом до чтения. | Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту (М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского ,В.Астафьев). И, конечно, Ю. Казаков. Презентация, приложение 1(слайд 1) Ю.Казаков – писатель, музыкант, путешественник, охотник, рыболов. Все видел, все замечал и старался описать в своих рассказах увиденное.(слайд 2) Юрий Павлович много путешествовал, любимое место – берег Белого моря, где он «родился второй раз», много дней и ночей провел на берегу моря, были у него друзья охотники и рыболовы поморы. Он много раз возвращался в эти места, много писал о людях, природе. Жизнь северянина необычна, она естественно переплеталась с жизнью природы. Когда-то поморы зарабатывали на жизнь рыболовным промыслом, их жизнь напрямую зависела от природных явлений и погодных условий. (слайд 3) Тема урока- «Человек и природа в рассказе Ю.Казаков «Никишкины тайны». -О такой необычной связи человека и природы вы прочитали в рассказе « Никишкины тайны». -Обратим внимание на название? Какие вопросы вы бы задали к названию рассказа? -Что такое тайна? (слайд 4) Тайна- 1.Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3.Скрытая причина чего-н. (словарь Ожегова) Посмотрите на ключевые слова. Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке? Ключевые слова на доске (приложение 2): Север, природа, мальчик, тайна, всё живое. - А поможет нам не забыть ваши предположения «Дерево предсказаний» (Записываем предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали) Чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором Во время чтения произведения встретятся вам непонятные слова. Предлагаю поработать с ними (приложение 3). Поморы – население Севера России (близ Белого моря), состоящее из славянских племен. Семга – вид лососевых рыб. Пестерь – берестяная корзина или короб. Карбас – промысловое или транспортное судно, с парусом и управляется веслом. Тоня – место на реке или вообще водоёме, на котором производится лов рыбы неводом. Свирель – духовой музыкальный инструмент (типа флейты). Поветь - нежилая пристройка к деревенскому дому (сарай). КисА – сумка, мешок. ЗАпань - ограждение на воде. Киль - нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна. Шхуна - тип парусного судна. Роба - разновидность грубой рабочей одежды свободного покроя, не сковывающая движений во время работы. Верста- 1 066,8 метра Зуек- северная птица вроде чайки. Зуйками называли у поморов мальчиков, работавших на промысловых судах. Бот- род лодки; ходит на веслах или под парусом, в наше время применяются моторные боты(мотобот). Обедник- юго-восточный ветер. Полу/ношник-северо-восточный ветер. Шелоник- юго-западный ветер. | Коллективное обсуждение, ответы на вопросы учителя. Записывают тему в тетрадь Предполагают содержание урока по ключевым словам Высказывают предположения, учитель рисует дерево Работа со словарем понятий | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
II этап. Работа с текстом во время чтения | -Перечитывание текста (приложение 4). Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Учитель читает с остановками. Читаем первый отрывок. -Как вы поняли выражение «избы бегут»? Куда бегут? (слайд 5) -Поясните словосочетание белые ночи (слайд 6) Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественное освещение остаётся достаточно высоким, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. (ru.wikipedia.org) Читаем второй отрывок. (слайд 7) -Что удивительного находит автор в 8-летнем мальчике? -Как относятся к Никишке дети? -Почему Никишка плохо слушает мать, когда собирается в поездку? Читаем третий отрывок -Обратим внимание на выражение «высыпались навстречу бани». Почему высыпались? -Что замечает Никишка? -О чем думает мальчик? Читаем четвертый отрывок (слайд 8,9) -Почему весело Никишке? -Каких фантастических существ представляет мальчик? Чтение пятого отрывка (слайд 10,11) -Возникает вопрос, что за тайны хочет постичь Никишка? -Может, дальше и читать не стоит? Уже поняли, что за тайны у Никишки? Нет, еще не совсем понятно. Чтение шестого отрывка (слайд 12) - О чём рассказывает Никишка отцу по приезде на тоню? -Понимает ли его отец? -Чем отличается восприятие окружающего у отца и сына? -О чём они говорили? Чтение седьмого отрывка -О чём мечтает задремавший Никишка? -Что видит? -Какое слово ключевое? Родная земля | Слушают, воспринимают рассказ, отвечают на вопросы. Обмен мнениями Словесное рисование Обмен мнениями Запись в тетрадь- Родная земля | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод, осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
III. Работа с текстом после чтения. | Вот мы и закончили чтение. Давайте подведем итог и посмотрим, сбылись ли наши предположения. -Каков сюжет рассказа? Вывод:Поездка Никишки верхом на тоню к отцу. Двадцать верст берегом моря везёт Никишку конь. И для читателя, и для Никишки это неторопливое путешествие оказывается «ездой в незнаемое». -Проследим еще раз путь мальчика и выясним, что он видит, чему удивляется, о чем задумывается на этом пути. Работа в парах: сгруппируйте увиденное героем по категориям- море, горы, лес -Что необычного в мире, который видит Никишка? -Сделайте вывод о том, какие качества характера героя проявляются во время путешествия? -Как относится Никишка к окружающему его миру северной природы? Вывод: во время путешествия Никишка впитывает разнообразные впечатления. Мир, который видит герой, «и реален, предстает в ярких, точных деталях, и фантастичен, словно волшебный мир русской сказки. И мир этот прекрасен. И выброшенная на берег полусгнившая шхуна, и поросшая мхом заброшенная избушка, и сиренево-белый помет чаек на песке, и груды водорослей, тронутых тлением, и медуза, разбрызгивающаяся из-под конского копыта «Как редкий камень драгоценный»- увидены восхищенным взглядом. -Отличается ли восприятие окружающего у Никишки и отца? Вывод: Отец понимает и принимает взгляд Никишки на окружающий мир: «Все живое!». Но восприятие Никишки более острое, пытливое, доброе. Работа с эпизодом.(слайд 13) Восприятие мира как живого существа отражено по- особому в эпизоде ловли семги. Перечитаем эпизод, выделим слова, подчеркивающие реакцию Никишки: смотрит на пойманную семгу «остановившимися глазами», «бледен, поражен, опомниться не может», не хочет «тюленей бить», хочет не разрушать, а создавать новое «…буду инженером» -Природа живая в понимании ребёнка. У каждого дерева, ручья свой голос. Какими словами передаёт эти голоса автор? Как и с кем разговаривает Никишка? Можно ли сказать, что собака и лошадь понимают мальчика? Вывод: Никишка понимает голоса природы. Закроет он глаза, видит землю родную с морем, лесами, озёрами, солнце видит, птиц молчаливых, зверей странных, кажется ему вот-вот тайну какую-то узнает, никому неведомую, слово заветное произнесёт. И нарушится молчание, заговорят все с Никишкой, все ему разом понятным станет. Никишка разговаривает с собакой и лошадью. Они действительно его понимают, так как мальчик чутко настроен на мир природы, духовный мир. -Какой изображена природа в рассказе? Как вам кажется, есть ли связь между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка? Вывод: Природа в рассказе изображены живой, чувствующей. Между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка существует тесная связь. Внутренний мир Никишки столь же богат, как и северная природа. | Краткий пересказ сюжета Работают в паре. Заполняют схему: Море: солнце, камни, волны, раковины, чайки, кулички, медузы, водоросли, мысы, бревна, коряги, шхуна, лешаки. Горы: обрывы, корявые сосны, березы, камни, каменная осыпь. Лес: вереск, сосны, ёлочки, березы, медведи, ягоды, грибы, мох, тропа. Рассуждают, отвечая на вопросы Обмен мнениями. Работа с эпизодом. Смысловое выразительное чтение отрывка. Предполагают, работают с текстом | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение Личностный результат УУД: способность к самооценке, саморазвитию. Практическое применение учебного материала |
Обобщение | -Какова концовка рассказа? Какие сны и видения придут к Никишке? Зачем ему заветное слово? Что значат слова тайны немой души? (слайд 14) Необычна концовка рассказа "Никишкины тайны". Необыкновенные сны снятся мальчику. "Обступит его деревня, избы с глазами-окошками, лес подойдёт, камни и горы, конь явится, пёс рыжий, чайки прилетят, кулики сбегутся..., смотреть на него станут и будут ждать заветное слово, чтоб открыть ему все тайны немой души". "Заветное слово" ему нужно для того, чтобы ещё лучше понимать тайны природы. -Прочитаем последний абзац. Какое оно должно быть это заветное слово? -Так совпали ли наши предположения, выдвинутые в начале урока, с нашими выводами? | Выразительное чтение текста Анализ написанных на «дереве предсказаний» ответов | |
Подведение итогов урока | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Что вас больше всего заинтересовало на уроке? - Что нового вы узнали? Чему научились? | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. | |
Домашнее задание | На выбор 1 задание. - составить кроссворд по рассказу. - нарисовать иллюстрацию. | Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-351817-1418597241.jpg)
Урок литературы в 6 классе "Природа в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" "
На примере рассказа "Бежин луг" показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-113124-1422263361.png)
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""
Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа" является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...