«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро" | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если друг оказался вдруг…»
(урок в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Цели урока:
1.Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.
2. Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.
3. Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, телевизор, колонки, презентация Power Point.
Ход урока.
Кадры из кинофильма «Высота», песня «Если друг оказался вдруг…»
- О чем поется в песне ?
(о друге, который может быть разным, которого нельзя бросать, которого надо наставлять на правильный путь и др.)
Неслучайно домашнее задание было дано выучить пословицы о друге, о дружбе.
Давайте послушаем, какие пословицы вы подготовили?
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Будь друг, да не вдруг.
Друг до поры - тот же недруг.
Друг в нужде - истинный друг.
Настоящий друг познаётся в беде.
Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.
В настоящей дружбе так — сам пропадай, а друга из беды выручай.
Друг научит, а недруг проучит.
Без беды друга не узнаешь.
Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Постучит беда в окошко — подружится собака с кошкой.
Дружбу за деньги не купишь.
Дальний путь, да ближний друг.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Большая заслуга – выручить в беде друга.
Товарища в беде не оставляй.
Дружный табун волков не боится.
Друзья познаются в беде.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Будь друг, да не вдруг.
Чтобы друга узнать, надо пуд соли вместе съесть.
Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
Теме дружбы, взимовыручки, милосердия, терпимости друг к другу посвящен рассказ Ю.Казакова «Тихое утро».
Краткий рассказ учителя о писателе и его произведениях для детей. Просмотр презентации про Ю. Казакова
Юрий Павлович Казаков –писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Как вести себя в сложных ситуациях? Какие качества может человек проявить в совершенно неожиданных для него случаях? Что подсказывает ему, как поступить?
В рассказе «Тихое утро» писатель очень тонко раскрывает черты характера своих героев, их переживания, смену настроения.
Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, читаем рассказ (с карандашом в руках) и прослеживаем за ходом событий, поведением героев, за их речью.
Чтение, комментирование, обсуждение.
-Какая фраза говорит о силе воли Яшки? (переборол себя)
- С помощью каких глаголов писатель показывает, насколько быстро и шустро собрался Яшка, несмотря на раннее утро? (Взял удочки, вышел, соскочил с крыльца, замахнулся на петуха, затрусил, стал рыть землю, успевал выхватывать проворно уползающих червей, побежал вниз, перевалился через плетень, пробрался к сараю)
- Как собирался Володя? (Зашевелился, возился, шуршал, неловко слез, поводил плечами, почесывал спину, сипло спросил, зевнул)
-Как на это реагировал Яшка? (Зло ответил, с пренебрежением осмотрел с головы до ног, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил о ботинках, в которых он собрался на рыбалку, язвительно заметил, что в Москве, небось, не ходют босиком, предложил взять пальто, надеть галстук, а то у них «рыба обижается, когда к ней без галстука суешься», даже было желание дать по шее)
-Почему Володя терпел эти унижения, хотя «жестоко страдал» ? (Сам напросился на рыбалку, ждал этого утра).
- Какая фраза говорит о том, что Володя все-таки с чувством своего человеческого достоинства? (Он сказал «Врешь!», когда Яшка начал рассказывать о крокодиле, отчего Яшка даже изумился)
- О чем говорят такие факты: самостоятельно готовил снасти, сам встал, ходит босиком ранним утром, объясняет Володе работу тракториста, знает все виды рыб в реке, ловко подсекает ее, узнавал, что летят утки, звенят дрозды? (О ранней взрослости деревенского мальчишки, об его удальстве, закаленности, опытности?)
-Как повел себя Яшка, когда увидел, что Володя упустил рыбу вместе с удочкой? (Назвал его дураком, недотепой, несмотря на то, что сам тоже упустил)
- А как повел себя, когда понял, что Володя тонет? (Хотел ударить Володю, попятился вверх от воды, кинулся в деревню, но потом остановился, чувствуя, что убежать никак нельзя, начал искать бечевку, стал подкрадываться к бочагу, прыгнул в воду и подплыл к Володе)
-Как характеризует Яшку момент, когда он несмотря на то, что Володя мог его утопить, снова нырнул в воду за Володей и вытащил его, хоть плыть было тяжело? (Так мог поступить только настоящий друг)
- Когда он стал другом, ведь раньше они не дружили? (Именно в этой ситуации он проявил себя человеком, который не оставит в беде кого бы то ни было. Он относился к Володе с большим снисхождением, можно было и ожидать, что не спасет Володю, но это не произошло)
- Что испытал Яшка, когда Володя пришел в себя? («Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю…
…Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слезы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез. Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…»)
- В рассказе много описаний картин природы. Случайны ли они? (Они показывают настроение героев.
Раннее утро – для Яшки вставать с петухами - привычное явление, для Володи это сделать тяжело.
Предвкушение Володи от возможной рыбалки на сома сопровождается строками: «Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»
Красиво описан восход солнца. «Володя готов был хоть сейчас ловить, но Яшка все дальше шел берегом реки».
Особенно примечательно описание природы в конце рассказа, когда все благополучно закончилось: «Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой,...запахи… и это легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню)
- Вернемся к нашим пословицам. Как вам кажется, какие пословицы наиболее точно отражают ситуацию, описанную Ю. Казаковым в рассказе, взаимоотношения между Яшкой и Володей?
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Друг до поры - тот же недруг.
Без беды друга не узнаешь.
Большая заслуга – выручить в беде друга.
Сам пропадай, а товарища выручай
Домашнее задание
У каждого человека бывают обстоятельства, когда ты встаешь перед выбором, помочь или отойти, спасти или сбежать. Вам предстоит вспомнить случаи, когда вы чем-то помогли кому-то или вам помогли, вас выручили, и написать об этом в сочинении «Если друг оказался вдруг…». Второй вариант работы - написать сочинение о том, как сложатся взаимоотношения мальчиков дальше по теме «История дружбы Яшки и Володи»
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).
Данный урок литературы поможет учителю в интересной форме раскрыть идею произведения....
Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."
Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....
Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»
Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...
Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...
Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)
Твеорческая мастерская по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...