Исследовательская работа по литературе в 5 классе по теме: "Взаимоотношения человека и животных (по рассказам В.П. Астафьева)"
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)
Работа содержит анализ 4-х рассказов писателя и данные опроса школьников по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_npk_astafev.docx | 420.85 КБ |
prezentatsiya_astafev.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
В литературных произведениях, изучаемых в школе, затрагиваются самые разные темы: дружбы, верности, любви к Родине. Самой близкой для меня является тема природы. Я очень люблю животных. Дома у меня живут несколько кошек, я о них забочусь. А все ли люди берегут окружающий мир? Как относятся не только к домашним, но и к диким животным? Найти ответы на эти вопросы я решила, проведя своё небольшое исследование.
Итак, цель моей работы - выяснить особенности взаимоотношений человека и природы.
Для её осуществления необходимо решить ряд задач:
- Прочитать рассказы о животных.
- Проанализировать содержание и дать оценку поступкам людей по отношению к животным.
- Провести опрос среди одноклассников.
- Создать электронную презентацию.
Какие этапы работы необходимо было пройти?
- Выбор произведений для исследования.
На этом этапе предстояло в огромном количестве прочитанных рассказов о животных найти объект исследования. Я остановила свой выбор на произведениях В.П.Астафьева, так как они интересные и поучительные.
- Анализ содержания и оценка поступков людей.
На этом этапе мне пришлось сравнивать и сопоставлять содержание рассказов, поведение людей и животных. Я расположила рассказы по принципу градации, учитывая то, как изменяется отношение человека к животным. Порядок следования получился такой.
В рассказе «Белогрудка» говорится о том, как деревенские ребята нашли и разорили гнездо куницы. Они не послушали взрослых, не отнесли детёнышей обратно, и рассерженная мать начала мстить, душить домашних птиц. Люди поступили жестоко и пострадали сами.
В рассказе «Зачем я убил коростеля?» описывается, как мальчик, гуляя по лугу, наткнулся на маленькую птичку и, сам не зная почему, из озорства погубил её. Но он горько раскаивался, сожалел о своём проступке.
В рассказе «Капалуха» повествуется о том, как мальчишки нашли гнездо глухарки. Сначала они хотели забрать у неё яйца, но потом вспомнили о своих родителях, заботящихся о них мамах, их труде и оставили птицу в покое, не тронули её. Им самим стало радостно на душе, ведь они проявили милосердие и сочувствие.
Рассказ «Гуси в полынье» самый оптимистический и жизнеутверждающий, потому что в нём говорится, как ребята пожалели замерзающих птиц, рискуя своими жизнями, спасли их из проруби и разобрали по домам. Они совершили поистине героический поступок. Ими можно гордиться за самоотверженность, доброту и сострадание.
Итак, в рассказах Астафьева можно проследить, как от бездушия и жестокости через раскаяние люди перешли к милосердию и заботе.
3. На третьем этапе исследования мне нужно было проверить, совпадают ли выводы моего исследования с общественным мнением. Для этого я провела опрос среди обучающихся 5-х классов, чтобы выяснить их отношение к проблеме взаимоотношений человека и природы:
- интересуются ли они данной темой,
- знают ли писателей, в чьём творчестве она затрагивается,
- каковы их впечатления от прочитанных произведений.
В опросе приняли участие 34 ученика 5-х классов нашей школы. Им было предложено ответить на 3 вопроса.
На 1-ый вопрос, нравится ли им читать рассказы о животных,
утвердительно ответили 27 чел., (79%)
отрицательно – 7 чел. (21%)
Отвечая на 2-ой вопрос, надо было назвать фамилии известных писателей, в чьём творчестве затрагиваются проблемы природы. М.М.Пришвина упомянули 20 раз, В.Бианки – 11 раз, К.Г.Паустовского – 9 раз, С.Есенина и А.П.Чехова – по 1 разу. 9 человек затруднились с ответом. Фамилию В.П. Астафьева не назвал никто, поэтому можно сделать вывод, что с моим исследованием стоит выступить на уроках литературы или на классных часах, чтобы об этом писателе тоже узнали школьники.
3-ий вопрос касался восприятия содержания рассказов: о каком отношении человека к животным вы читали чаще? Враждебное отметили 2 чел.(6%), безразличное – 4 чел.(12%), и подавляющее большинство 28 чел. (82%) сказали, что человека и животных связывают отношения дружбы и взаимопомощи, что полностью подтверждает выводы моей исследовательской работы.
Именно так, заботясь о природе, любя её и охраняя, и должен вести себя человек.
В заключение хочется привести небольшое стихотворение М.Дудина:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Список использованных источников:
1. Астафьев В.П. Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. — М.: Сов. Россия, 1984. — 577 с.: ил.
2. Ланщиков А.П. “Виктор Астафьев”, М. 1992.
3. wikipedia.org/wiki/Астафьев_Виктор_Петрович
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Изучить особенности взаимоотношений человека и животных на примере произведений художественной литературы
Задачи: Прочитать сборник рассказов о природе В.П. Астафьева Проанализировать рассказы и сравнить различные виды взаимоотношений людей и животных Провести опрос Выполнить электронную презентацию
Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001 г.)
« Белогрудка » Люди проявили жестокость и бессердечие, разрушили семью куницы, погубили ее детей и из-за этого пострадали сами, так как она начала мстить
«Зачем я убил коростеля?» Мальчик убил птичку, но сильно раскаивался, сожалел о своем проступке. Он испытал муки совести, исправился
« Капалуха » Дети оставили в покое птицу, сидящую на гнезде, потому что пощадили ее материнские чувства, пожалели ее, вспомнив о своих родителях. Они проявили милосердие и доброту
«Гуси в полынье» Конец рассказа счастливый: ребята пожалели замерзающих птиц, рискуя собой, пробрались к полынье, разобрали гусей по домам и этим спасли их жизнь
Поступок ребят из последнего рассказа заслуживает похвалы. Именно так и нужно относиться к природе: бережно и заботливо. Надо любить окружающий мир и жить с ним в гармонии
1.Нравится ли вам читать рассказы о природе? Да-79% Нет-21% 2.Назовите фамилии писателей, в чьих произведениях присутствует тема природы.
3. О каком отношении человека к животным говорится чаще?
Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)
Список использованной литературы. 1. wikipedia.org/wiki/ Астафьев_Виктор_Петрович 2.Астафьев В. П. Рассказы о животных.- М., Дрофа, 2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева"
Цели:Предметные: совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.Личностны...
Исследовательская работа по литературе "Концепция человека в книге В.П.Астафьева «Затеси»"
.Исследовательская работа адресована старшеклассникам и учителям для подготовки к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку и литературе и представляет собой продукт совместного с ученик...
Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.
Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».
Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания...) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в ...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
Тема данного урока выбрана неслучайно. Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках работы по теме «Человек и...
Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Тип урокаЗаключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».Тема урока«Человек и природа...
Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою....