Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»
«Трудный путь к любви истинной. Герои рассказа и их поступки».
Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель – формирование знаний, умений, контроль.
Образовательные цели: сформировать представление о личности писателя; продолжить обучение работе с текстом художественного произведения; помочь в осмыслении сюжета рассказа; вовлечь учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа «Тихое утро»; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа Казакова «Тихое утро» Яшки, найдя «точки» его нравственных «взлётов» и «падений»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;
Развивающие цели: 1) формировать умения, необходимые для создания монологического высказывания, а именно: определять тему и главную мысль, соблюдать последовательность, аргументировать собственное мнение, определять авторскую позицию; 2) развивать обще учебные умения: выделять главное, составлять план, доказывать.
Воспитательные цели – воспитывать чувства взаимопомощи, доброты, гуманности и ответственность за свои поступки.
.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь делать краткий, художественный и выборочный пересказ, уметь выразительно читать текст, уметь делать сравнительную характеристику героев, знать литературоведческие термины: «сравнение» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.
Личностные : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.
Метапредметные:
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Межпредметные связи: география, живопись, ОБЖ.
Оборудование: учебник Коровиной «Литература. 7 класс»; компьютер, проектор; видеоролик «Утренняя гармония»; картины Левитана, Поленова; распечатанные варианты заданий для работы в группах, чистые листы для рефлексии.
Приёмы взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования читательской деятельности
Учитель | Ученик |
- слово учителя; - установка на чтение; - выразительное чтение; - беседа по актуализации изученного; - комментированное чтение; - постановка проблемных вопросов и заданий; -момент релаксации; - оценка и анализ результатов деятельности школьников. | - участие в беседе; - чтение по ролям; - выразительное чтение; - выборочные и сжатые пересказы; - сочинения; - словесное рисование; -составление синквейна; |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, предполагаемые ответы. |
| |
| Биография Ю.Казакова. |
- Что такое добро? - Что такое зло? - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека? - Существует ли критерий разграничения добра и зла? - Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой? В рассказе «Тихое утро» Юрий Павлович Казаков предстаёт как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев | Выводы: - Добро – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой. - Зло – это поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей. - Добро и зло существуют не извне, а в душе человека. - Всё, что мы бескорыстно совершаем во благо других, является добром. Всё, что мы совершаем во вред другим людям, является злом. - Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлёты» и нравственные «падения». |
А) «Радостное утро - Видеоролик «Утренняя гармония»; - картины художников: И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В. Д. Поленова; Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, - Любовь и радость бытия. И. Бунин. - Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? - Найдите описание деревни. Для чего оно дано? Б) «Рано» - Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. - Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? - Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки? - Как вы объясните оживлённое состояние Володи? - Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? В) У колодца - Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? - А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку? - Когда Яшка совсем подобрел? - Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки? - Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? - Каким показан в этом диалоге Яшка? Г) И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. - Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? - Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение? Д) Рыба ушла. - Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями. Е) Лещ. - Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением. Ё) Ком земли. - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Ж) «Убежать никак нельзя». - Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»? - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. З) Небывалый ужас. Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу. - Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его. - Найдите слова, передающие это сверкание утра. Как называется этот приём в литературе? Что такое антитеза? Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…» И) Спасение Володи. - Почему Яшка вновь бросается спасать Володю? К) Любовь истинная. - Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя. - Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает? Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека. | И. Никитин «Утро»(наизусть) Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, - воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко, далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. - Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки. - Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение. Задания по группам (Яшка и Володя) - Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания. - «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил». - Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить. Задание второй группе - На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». - Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку и издевку Яшки: «… Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды. - «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен. - Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке. - Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды. Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, но всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряюще улыбнулся. А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился. - Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним. - Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и головлей «на две зари». - Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним. - Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте Насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда. - Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный. - Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена. Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами. - В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Омут таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение. Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат». - Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг. - Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать» - У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал. «Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет». - Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах. - поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. - Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду. - Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты. - Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку. - Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь. - «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…» Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. - стр. 195 (конец) |
. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания. . -Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете? 6.Релаксация. Составление синквейна на тему «Яшка». 7. Выставление оценок. | Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”. Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе “Друзья познаются в беде”, “Сам погибай, а товарища выручай”, “Одному не под силу - зови товарища” Приятель Любознательный, внимательный; Знакомит, рассказывает, спасает; Сам погибай, а товарища выручай; Друг. |
8.Домашнее задание - Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал», «Арктур – гончий пёс», «По дороге». . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...
Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".
Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб"....