Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" (с технологической картой)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок с использлванием индивидуальной и групповой форм работы построен на глубоком лингвистическом, литературоведческом и смысловом анализе текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_rasskazu_l.andreeva_kusaka_s_tehnologicheskoy_kartoy.docx | 61.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
в соответствии с обновлёнными ФГОС
Уроки доброты и милосердия в рассказе Л.Андреева «Кусака»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Чех Мария Игоревна |
Место работы | МАОУ «Гимназия «Тарасовка» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 64 |
Тема урока | Уроки доброты и милосердия в рассказе Л.Андреева «Кусака» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные : стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
| |
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | |
Предметные: овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного; создавать устные и письменные высказывания разных жанров объёмом не менее 70 слов; владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений литературы; владеть начальными умениями использовать словари и справочники. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): доброта, милосердие, ответственность, одиночество, равнодушие, портрет, пейзаж, эпитет, олицетворение, сравнение, образ героя, сюжет. | |
Краткое описание Проектор, музыкальное оборудование, памятка «Средства художественной выразительности», памятка «Критерии оценивания письменного ответа», карточки с заданиями для групп учащихся. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Форма: групповая. Приёмы: смысловой анализ текста песни. Средства: ключи для проверки выполненного задания Прослушайте песню-притчу «Песня о собаке»
На доске слова (жадность, щедрость, дружба, ответственность, преданность, предательство, глупость, бедность, милосердие, красота, доброта)
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Форма: групповая; Средства: словари Приёмы: лингвистическое исследование, смысловой анализ |
-Работая в группах, составьте цитатный план рассказа. Обоснуйте, почему именно так вы разделили текст на смысловые части. - Проверка по ключам (на доске слайд )
- Найдите в словарях значение слов, которые вы получили на карточках. Если слово многозначное, то выясните, какое значение потребуется нам на уроке и обоснуйте свой выбор. (добрый, милосердие, гуманность, ответственность, сострадание). |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Анализируя рассказ Л.Андреева «Кусака», вы сможете объяснить, что нужно делать, чтобы злости, одиночества, обид становилось меньше на нашей земле. Вы ещё раз убедитесь в том, что нет ничего важнее доброты. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Каждое задание в группе предполагает ответ не менее 30 слов. Но так как таких заданий 5, в результате получится высказывание около 150 слов (норма не менее 70!!!), представляющее собой анализ фрагмента текста. Объединив работы разных групп, мы получаем «кубики», из которых можно «сложить» сочинение по рассказу на разные темы. Формы: групповая Средства: карточки с заданиями для группы, памятки «Средства художественной выразительности», словари, Приёмы: литературоведческое наблюдение, конструирование речевого высказывания, эвристические вопросы. Задание группе №1 (по 1 главе рассказа)
(Справка.1 Лексика с негативной коннотацией – слова, характеризующие вещь или лицо в негативном ключе, а также слова, вызывающие у большинства людей негативные ассоциации, например: жадный, обида, завидовать, мрак и т.д. Лексика с положительной коннотацией – слова, доющие положительную оценку, вызывающие у большинства положительные эмоции и ассоциации (добрый, любить, благоухание, милосердие) Модель ответа: В первой главе используется лексика с негативной коннотацией. Слова «боль», «обида», «злоба» повторяются несколько раз. Они передают чувства собаки, которую никто не любит. Слова «отгоняли», «бросали камнями», «ушибы», «раны», одиночество», «дура», «мразь» передают обстановку, в которой жила собака, объясняют причину её злости.
Модель ответа: В первой главе встречаются слова с положительной коннотацией «всех любил», «всех жалел», «надежды», «добрые люди». Но эти слова приобретают в тексте другой, непривычный смысл. Мы понимаем, что мужик на самом деле никого не любит (он просто пьян) и никого не жалеет, потому что «Жучку» он бьёт, и жену свою тоже бьёт и рвёт платок, который купил ей в подарок. И люди тоже оказываются недобрыми. Мужик вспоминает обиды, «нанесённые ему добрыми людьми».
(Модель ответа: Кусака нуждалась в общении не меньше, чем в еде. Именно поэтому она, несмотря на страх, подошла к пьяному мужику. А ещё о её желании быть нужной, быть с людьми говорит то, что она сторожила пустую дачу и гордилась этим. Ей хотелось быть не бездомной, хотелось, чтобы её любили.)
(Модель ответа: В первой главе автор рисует картину зимней ночи. Он использует эпитеты: «чёрные» (окна), «угрюмо» (глядели), «неподвижный» (сад), «остророгий» (месяц), «робкий» (луч); и олицетворения: окна глядели, месяц посылал свой луч. Эта картина помогает передать атмосферу холода, который царит как в природе, так и в душе у «добрых людей», которые не умеют любить и жалеть.)
Задание группе№2 (по второй главе рассказа) 1. Найдите во 2 главе все детали портрета Лёли? Какие чувства вызвала у вас сначала эта героиня? Какими качествами наделяет автор девочку? Какие средства выразительности помогают ему в этом? Объясните роль этих средств. Сформулируйте ответы на вопросы (объём не менее 30 слов). (Модель ответа: Лёля вызывает у нас сначала симпатию. С помощью эпитетов автор создаёт очень привлекательный образ. У Лёли «красивый голос», «молоденькое», «наивно-прелестное», «красивое» «личико», «хорошенький носик», «выразительные глаза». Она привлекает и умением радоваться жизни. Автор передаёт это с помощью яркой метафоры: Лёля целует «свежими устами весенний воздух» и желает «охватить и сжать в своих объятиях все видимое». Кроме того, именно она приласкала Кусаку, забыв про обиду.) 2. Автор называет людей, приехавших на дачу, «добрыми». А в первой главе он назвал добрым пьяного мужика, который ударил Кусаку и избивал жену. Как вы считаете, это случайное совпадение? Выясните особенность употребления этого слова. Совпадает ли наше привычное понимание слова «добрый» с тем, какой смысл оно приобрело в тексте? Обоснуйте своё мнение, опираясь на знание текста. Сформулируйте ответ на вопрос объёмом не менее 30 слов (Модель ответа: Автор называет людей добрыми. Но наше привычное понимание этого слова не совпадает с тем, какой смысл оно приобретает в тексте. Люди только сначала кажутся добрыми, как и пьяный мужик, который сначала хотел приласкать собаку. Потом же они её бросили. Добрые они только до тех пор, пока не нужно ничем жертвовать, пока им весело.) 3. Найдите в тексте все слова, передающие внутреннее состояние Кусаки. Как менялось её отношение к людям? Составьте диаграмму чувств собаки. Объясните, как вы понимаете фразу «больно было от непривычной ласки, как от удара». (Модель ответа учеников: Сначала Кусака «яростно вцепилась зубами» в платье Лёли. Но в эту же ночь она «ревниво сторожила» «добрых людей», оберегала их от опасности. Может быть, она так хотела заслужить их любовь. Но Кусака не сразу поверила людям. Когда они бросали собаке хлеб, она пряталась, как будто это был камень. Это говорит о страхе, о том, что Кусака ждёт от людей только зла. Но потом Кусака привыкла к людям и «второй раз в своей жизни перевернулась на спину, не зная наверно, ударят ее или приласкают». Кусака поверила людям. Кусаке больно от «непривычной ласки, как от удара», потому что она испытывает такие сильные чувства, которые можно сравнить с болью.) 4. Найдите описание природы в этой главе. Чьими глазами, ушами, носом мы видим, слышим, чувствуем эту природу? Объясните, какую роль здесь играет картина природы? (Модель ответа: В этой главе мы словно видим природу глазами собаки, слышим её ушами: «тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи». Кусака спит очень тревожно, потому что сторожит людей. Она прислушивается к каждому шороху: хрусту ветки, скрипу телеги. А ещё она чувствует запах дёгтя. Он манит в «светлеющую даль». Это описание природы помогает понять чувства Кусаки, её радость от того, что на даче поселились люди, и надежду на «светлеющую даль», на то, что её тоже полюбят.)
Задания для группы 3 1. Найдите описание Кусаки в 3 главе. Объясните причины этих перемен. (Модель ответа: Кусака расцвела «всею своею собачьей душой», «она принадлежала людям и могла им служить», Кусака изменилась «до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас», «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей». Кусака «расцвела», похорошела не только потому, что её кормили, но и потому, что она чувствовала себя «нужной», не одинокой. 2. Объясните предложение (Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить). Пользуясь памяткой «Средства выразительности речи», определите, каким средствам является выражение «Страх… выпарился огнём ласк». Объясните его значение. ( Модель ответа: Эти слова говорят о том, как силён был её страх перед людьми. Как глубоко в ней засела обида на людей и неверие в их искренность и доброту. Поэтому каждый раз, когда её ласкают, Кусаке кажется это чудом. Чудо – это что-то необычное, необъяснимое. Для кусаки доброе отношение – это чудо, а привычна их злость и жестокость) 3. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях». Проанализируйте события жизни Кусаки и объясните, почему автор сравнивает ласку детей с криком и улюлюканьем? (Модель ответа: Автор сравнивает ласку с побоями, потому что он знает, что его герои такие же «добрые люди», как и те, кто собаку обижал и бил. Для них она игрушка, неуклюжая и смешная. Она их забавляет. А «странная мольба» в глазах собаки – это мольба о том, чтобы её снова не предали, не бросили, не обидели.) 4. Обратите внимание, что снова появилось слово «никто». Оно было и в первой главе: «никому не принадлежала», «никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму», а здесь «никто не видел в её глазах странной мольбы». Найдите значение этого слова в словаре определите, какую идею это слово помогает передать? Выявите ассоциативные синонимы этого слова. (Модель ответа. Никто – пустота, одиночество, холод, обида. Автор использует слово «никто», потому что Кусаку хоть и ласкают, но никто её не любит по-настоящему, никто не думает о том, что она чувствует. Она, как и раньше, никому не принадлежит. Ею просто забавляются.) 5. Задание на формирование личностного результата: Представьте, что вам пришлось вступить в разговор с дачниками, Лёлей и её мамой. Мама Лёли приводит такой аргумент в своё оправдание: «Мы не покупали собаку, она сама пришла к нам. Кроме того, она укусила Лёлю в день нашего приезда. Мы вовсе не обязаны заботиться о бездомной собаке». Согласились бы вы с ней? А если нет, то какие аргументы привели бы, чтобы обосновать свою правоту? Задание группе №4
(Автор описывает осень. Он использует в описаниии эпитеты (анемичный луч, печальная даль, тучи тяжелы и непроницаемы), олицетворения (дождями заплакало небо, солнце было неизлечимо больным), сравнения (стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой). Такое описание природы создаёт очень печальное настроение. Ведь дачники скоро уедут, и они решили оставить собаку. Описание грусти усиливает наше сочувствие Кусаке.)
— Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.<…> — Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала. Объясните роль этой художественной детали. Помогла ли она вам «получить яркое представление о персонаже»? Найдите еще одну значимую деталь, которая дополняет психологический портрет Лёли и показывает её отношение к Кусаке. (Эта деталь помогла нам понять, что Лёля не глубоко привязана к Кусаке, она не хочет расставаться с ней, как дети не хотят отдавать игрушку. Но если предложить им новую, они легко прощаются со старой. Лёля не заплакала, потому что ей пообещали породистую собачку. Кусаку не берут только потому, что она дворняжка. И Лёля с этим смирилась. О равнодушии Лёли свидетельствует и ещё одна фраза в конце главы: « И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой». )
ВСТАВНО́Й ЭПИЗО́Д — часть произведения, раскрывающая события, не связанные непосредственно с сюжетом; используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения. Объясните, за чем автор вставляет эпизод о «деревенском дурачке» Илюше. Как этот эпизод помогает автору проиллюстрировать свой идейный замысел? Объясните, какова связь судьбы Илюши и Кусаки. И есть ли эта связь? (Автор не случайно вставляет этот эпизод, как и эпизод в первой главе, в котором говорилось о том, что мужик бил жену. Этот эпизод помогает понять, что страдают от жестокости не только животные, но и люди. И люди тоже становятся злыми, ругаются, как этот Илюша, не потому, что они злые, а потому что их обижают, потому, что их никто не любит.)
После выполнения задания, 1 человек из группы представляет результат работы. Остальные оценивают ответы товарищей по критериям. (9,1, 9.2, 9.3). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Индивидуальная работа: сформулируйте главную мысль текста. Проверьте себя по вариантам формулировок, выведенным на экран проектора. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Форма: работа в группе. Средства: Алгоритм выявления ключевых слов в тексте. Приёмы: смысловой анализ.
Стихи о рыжей дворняге Хозяин погладил рукою Швырнул под скамейку ошейник Собака не взвыла ни разу. Старик у вокзального входа Огонь над трубой заметался, В вагонах, забыв передряги, Не ведал хозяин, что где-то Споткнувшись, кидается снова, Не ведал хозяин, что силы Труп волны снесли под коряги…
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Форма: групповая Средства: карточки с информацией о памятниках животным. -Выберите один из памятников, подготовьтесь к пересказу, подчеркнув ключевые слова. -Класс слушает речевые высказывания и оценивает по критериям. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
В течение урока использовались задания формата ГИА (см.формулировку заданий для групп) |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Согласны ли вы с утверждениями:
Проверьте себя по ключам. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Форма работы: групповая. От каждой группы - одно речевое высказывание объёмом не менее 70 слов! В каких произведениях поднимается проблема отношений человека и животного. В чем можно сопоставить эти произведения? (А.Куприн «Белый пудель», В.Чаплина «Мои звери», А.Чехов «Каштанка») или др. Оцениваем ответветы одноклассников по критериям (ОГЭ на сопоставление) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Форма работы: групповая. Виды деятельности: задавать вопросы с целью понимания содержания произведений -Составьте 3 важных для понимания смысла произведения вопроса. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
(В раздаточном материале) Дополните предложения: Было интересно … Было трудно … Я бы хотел(а) узнать подробнее о… Я понял (а)…. Я узнал (а)… Я похвалил (а) бы себя …. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Используя сформулированные вами и одноклассниками в течение урока ответы на вопросы, а также памятку по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному произведению, напишите сочинение: «Мы в ответе за тех, кого приручили»/ «Чему учит рассказ Л.Андреева «Кусака»?/ Какую роль в рассказе Л.Андреева «Кусака» играют описания природы? Объём не менее 70 слов!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".
Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"
Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...
Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"
Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...
Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"
Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления...
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...
Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...
Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Пришвина "Голубая стрекоза".
Ученик получит возможность определить один из нравственных уроков рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных цен...