Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_7_klass_l_n_andreev_kusaka.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Верзилина Т.И.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ п.Мирный
Предмет: литература. Автор учебника: В.Я.Коровина
Класс: 7
Тема урока: Леонид Николаевич Андреев Нравственные проблемы рассказа «Кусака».
Цели: 1. деятельностная 1. Создание условий для усвоения темы;.
2. создание ситуации успеха:
3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности4
4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. развитие образного мышления, развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение
2. содержательная 1. доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства
2. формирование знания об идейно-художественном своеобразии произведения
3.формирование положительно – значимых качеств личности ( сострадания, гуманности, доброты, чувства ответственности)
Тип урока: урок открытия нового знания
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
УУД |
1.Этап мотивации Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний. | Психологический настрой детей на урок. Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» | Участие в психологическом общении, самонастрой на работу
| Л: нравственно-этическое оценивание. Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование. П: построение речевого высказывания. К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения. | Слово учителя. Три больших имени – А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев – обозначили пути развития русской прозы в начале XХ в. Два имени вам уже известны. Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели. Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя. – Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский? О чём мы сегодня будем говорить? | Работа по учебнику: чтение статьи «Люди и книги Отвечают на вопрос, слушают ответы одноклассников | Л: нравственно-этическое оценивание. Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия. П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно. К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций. | Рассказ называется «Кусака» Какие у вас возникают ассоциации при слове "кусака"? Почему? Кого можно назвать кусакой? - К концу знакомства с этим удивительнейшим произведением мы с вами попробуем ответить на вопрос У. Шекспира: "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?" | Приводят ассоциативный ряд слов | Л: жизненное, личностное самоопределение, П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, К. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. | Чтение 1 части рассказа учителем. Чтение с остановками. Беседа по вопросам.- Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа? - Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски в нём преобладают? Как вы думаете, почему? - Какой предстаёт перед читателями Кусака? Есть ли у неё кличка? Как её зовут? - Как и каким появляется здесь человек? Почему о нём говорит писатель? ( прпойца-мужик) Знакомство со 2 частью рассказа. Самостоятельная работа с текстом. Ответить на вопросы. - Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему? - Что изменилось в жизни Кусаки? - Как складывались её отношения с людьми? Как называла её Леля? (Кусачка) - Как Кусака выражала людям свою преданность? (найти в тексте) - Теперь попробуйте описать Кусаку. (словесное рисование) Какою вы её видите в этой части? - Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара". - Как в её жизнь вошла любовь? Зачитайте. Физминутка Беседа по 3 части рассказа. Комментированное чтение. - Как вы понимаете слова: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"? - Какой стала теперь Кусака? - Как она пыталась доказать людям свою любовь? - Почему у собаки не "выпарился до конца страх", почему она "ждала побоев", ведь люди ласкают её, кормят, играют с ней? Анализ 4 части рассказа. Прослушать фонограмму начало 4 главы; нарисуйте устную картину осени, отметить ее признаки. Какие краски преобладают в нём? Меняется ли настроение? Почему? – Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала». – Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!) Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Зачитать. Вернётся ли Лёля за Кусакой? Почему? Знакомство с 5 частью рассказа. Чтение учителем. Анализ прочитанного: - Найдите главное предложение этой части. ("Собака выла").Что чувствуется в этих словах? Почему она выла? - Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям? - Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему? - Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми? - Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле? - Кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства вы испытывали? | Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором. | Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Р: прогнозирование, рефлексия, оценка. П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
V. Этап включения в систему знаний и повторения | Попробуйте ответить на вопрос У. Шекспира: "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека? 1."Когда был написан рассказ по времени? (В начале XX века). 2. Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному? 3. Почему этот рассказ актуален в наше время? Вывод. "Мы в ответе за тех, кого приручили" | самоанализ, анализ цитаты , участие в диалоге. | Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретации произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания | Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками. Прочитать литературу по теме, создать электронную презентацию «Образы собак в русской литературе» Чехов «Каштанка», Куприн «Белый пудель», Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо» и др. Д з. 1 гр. составить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; II гр. – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»; III гр. – написать отзыв о рассказе. Всем Прочитать рассказ Л. Андреева « Петька на даче» | Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".
Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"
Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...
Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"
Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....
Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Пришвина "Голубая стрекоза".
Ученик получит возможность определить один из нравственных уроков рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных цен...