Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: помочь обучающимся понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она заставила заглянуть в себя
Задачи:
-расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого
- анализировать поступки героев произведения;
-помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.
УУД.
Предметные:
- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Личностные:
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через проектную деятельность;
- самомотивация учебной деятельности;
Метапредметные:
познавательные:
- Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, уметь оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Учебно-познавательная компетенция
Базовый уровень: знать основные этапы жизни Толстого, особенности его творческого метода, уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему, уметь характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героя (продуктивный (коммуникативная функция) (личностное саморазвитие) и исследовательский (личностное саморазвитие).
Продвинутый уровень: уметь анализировать эпизод, уметь давать сравнительную характеристику писателя и его героя (исследовательский)
Информационная компетенция: поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации, свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, владение навыками создания собственного текста
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, выход в Интернет, магнитная доска, коробка ассоциаций, фломастеры, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 23.59 КБ |
detstvo1.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русской литературы в 7 классе по произведению Л.Н.Толстого «Детство»
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: помочь обучающимся понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она заставила заглянуть в себя
Задачи:
-расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого
- анализировать поступки героев произведения;
-помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.
УУД.
Предметные:
- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Личностные:
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через проектную деятельность;
- самомотивация учебной деятельности;
Метапредметные:
познавательные:
- Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, уметь оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Учебно-познавательная компетенция
Базовый уровень: знать основные этапы жизни Толстого, особенности его творческого метода, уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему, уметь характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героя (продуктивный (коммуникативная функция) (личностное саморазвитие) и исследовательский (личностное саморазвитие).
Продвинутый уровень: уметь анализировать эпизод, уметь давать сравнительную характеристику писателя и его героя (исследовательский)
Информационная компетенция: поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации, свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, владение навыками создания собственного текста
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, выход в Интернет, магнитная доска, коробка ассоциаций, фломастеры, раздаточный материал.
Сценарий урока.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Мария Александровна и этот урок мы проведем вместе.
Мотивация.
- Задумывались ли вы когда нибудь, что такое литература и какое место она занимает в жизни каждого из вас? Я вот, например, задумываюсь об этом достаточно часто. И мне бы хотелось вам сегодня поведать о ситуации, произошедшей с писателем Владимиром Набоковым.
Однажды ему нужно было прочесть лекцию «Русская классическая литература»…
Именно об этом писателе мы с вами поведем разговор.
Актуализация
- Что вы уже знаете об этом писателе?
Вступительное слово.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году.
О маме остались саамы теплые воспоминания.
В Ясной поляне было очень много крестьянских детей. С детства толстой любил проводить с ними время. Но и когда вырос, часто играл с ними.
Неравнодушный , отзывчивый, добрый, радеющий за судьбу ближнего. Он заботился об образовании крестьянских детей и создал для них азбуку
- Иван Габараты 1 букварь.
- А вот говорил о нем так Горький. «Цитата». Как вы понимаете это высказывание?
«Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»
Все мы родом из детства . Толстой не сразу стал гениальным писателем. Когда то и он был мальчишкой.. И детские воспоминания оставили неизгладимый след в его душе. Он даже написал
«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства…
Именно такие ассоциации возникали у писателя об этом периоде жизни. А какие ассоциации возникают у вас?
Перед вами лежат листочки, запишите свою ассоциацию и перекрепите на куст.
Символизм. Какой замечательный куст получился, и это так символично.
- Ребята, почему именно этому слову мы уделяем внимание?
- Нам предстоит сегодня поработать по произведению, давайте составить план действий. Поставьте перед собой задачи:
- Вспомнить…
- Узнать…
- Проанализировать..
- Сделать выводы…
«Узелки на память»
- Что мы уже вспомнили? Какую графу мы уже можем заполнить?
Заполняют.
Произведение Детство – это часть автобиографической трилогии.
Что такое автобиография?
Что такое трилогия?
Прочитайте статью из словаря литературоведческих терминов. Верны ли были ваши предположения?
Вы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого.
Давайте вспомним героев. Я приглашаю двоих желающих к доске, поработать с заданием. В это время остальные завязывают узелок в графе главные герои.
-Давайте проверим, каких героев вы вспомнили.
Работающим в паре:
- результат
-Любое произведение литературы, так или иначе, отражает образы эпохи. Порой это исторические события, иногда описания быта , образа жизни и человеческих взаимоотношений. Толстой в своем произведении описывает быт и нравы 19 века.
Давайте посмотрим видеобатл.
- Давайте порассуждаем, какие отношения, были у взрослых и детей в 19 и изменилось ли что -то в веке 21.? Как вы думаете. Актуально ли это произведение сегодня? В чем актуальность? Какие проблемы поднимает автор в произведении? Но мы остановимся на одной. Тема.
Слайд.
Узелок на память. Проблему.
Скажите, а кто формирует ваш характер? (Взрослые)
Большое влияние на формирование характера оказывают, так было и у Николеньки. Чтобы убедиться в этом, давайте обратимся к учебнику.
Откройте с. _______ маман
Какие воспоминания были у Николеньки о маме? Как она повлияла на его характер?
А каким был папа? Откройте с. __________
Какие воспоминания были у Николеньки об отце? Хотел бы он быть похожим на него?
Мама и папа были не я единственными людьми, которые оказывали влияние на формирование характера Николеньки. Давайте поговорим об этом подробнее.
- Анализируя ситуации, связанные с Николенькой предлагаю вам заполнить концептуальную таблицу.
- Для этого вам нужно по моему сигналу разделиться на 3 группы по 5 человек. У вас на столах лежит файл с заданием. Вам нужно придумать название эпизоду и сделать вывод, как эта ситуация повлияла на главного героя. Затем вам надо выбрать одного координатора, который выйдет и обоснует мнение группы. Время работы 4 минуты. Приступаем.
Включить музыку.
Помочь детям.
Сигнал по завершению. Предлагаю вернуться на места.
Приглашаю координатора 1 группы.
Очередность.
Согласны ли вы? Есть ли кому что то дополнить?
Ребята, обратимся к теме нашего урока. Как вы считаете, мы справились с 4 пунктом плана?
Рефлексия:
Наш урок подходит к концу. Осталось выполнить последнюю задачу.
- Согласны ли вы, что взрослые оказывает разное влияние на детей?
- Какие герои повести оказали положительное влияние?
- Каким предстает перед нами Николенька в произведении? Сформирован ли его характер?
Завяжем 5 узелок последний узелок. Основная мысль.
Становление личности.
- Ребята, перенесемся в век нынешний и обратим внимание на себя. В ходе урока задумались ли вы о том, кто оказывает влияние на вас. Приведите примеры из своей жизни.
Какой вывод вы можете сделать.
Напутственное слово.
Лев Николаевич Толстой согревал своим душевным теплом многих людей. А для вас он создал “10 уроков жизни” , чтобы они освещали вам путь в трудные и радостные минуты.
Сегодня я их вам подарю.
- Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.
- Не будь назойлив.
- Будь внимателен.
- Не надо жадничать.
- Не нервничай, держи себя в руках.
- Будь твёрд и спокоен.
- В игре, спорте, труде – будь разумен.
- Будь организованным.
- Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
- Имей своё мнение.
Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» М.Горький
трилогия (от греч. tri - три и logos - слово) произведение, состоящее из трех самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую. Например: "Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого
https://learningapps.org/display?v=pxn8bg76k21
Взаимоотношения взрослых и детей ( по повести Л.Н.Толстого «Детство»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Технологическая карта открытого урока "Пишем рассказ"
Урок открытия нового знания. Цели: Образовательная - расширение и отработка словарного запаса для написания рассказа; Деятельностная - формирование умения написания рассказа....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...
Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»
Познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвыш...
Технологическая карта интегрированного урока литературы с технологией по теме "Мать рассказывает" (Рассказ из автобиографической повести эвенского писателя Н.С. Тарабукина)
Сценарий интегрированного урока по литературе и технологии для обучающихся 5 класса по рассказу "Мать рассказывает" из автобиографической повести "Мое детство"...