Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Пришвина "Голубая стрекоза".
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Ученик получит возможность определить один из нравственных уроков рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, создав синквейн о милосердии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Уроки милосердия по рассказу М.Пришвина «Голубая стрекоза»
Учебный предмет: Класс: Автор УМК (программы учебного курса): | Литература 7 Хрестоматия по дальневосточной литературе. 7 класс [Текст] / [сост. Г. В. Гузенко]. - Хабаровск : Приамурские ведомости, 2012. – 251. | ||||
Тема урока: | Уроки милосердия по рассказу М. Пришвина «Голубая стрекоза». | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||
Цель урока | Ученик научится осознанно воспринимать содержание произведения М.М. Пришвина «Голубая стрекоза», разделяя его на смысловые части и составляя цитатный план. Ученик получит возможность определить один из нравственных уроков рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, создав синквейн о милосердии. | ||||
Задачи урока 1.Организовать работу над выразительным чтением пословиц разных народов о милосердии, определяя ключевое слово, объединяющее смысл пословиц, для мотивации учебной деятельности учащихся. 2.Организовать работу по содержанию рассказа «Голубая стрекоза», предложив ответить на вопросы «Опросника для самодиагностики» 3.Направить деятельность учащихся в парах на осознанное восприятие содержания рассказа «Голубая стрекоза» через составление цитатного плана рассказа для приобретения учащимися новых знаний. Осуществить взаимопроверку с использованием карточки-помощника. 4. Организовать аналитическую работу по тексту в вопросно-ответной форме для соотнесения поведения героя рассказа «Голубая стрекоза» для осмысления, первичного усвоения новых знаний. Помочь учащимся составить саммари 5. Проанализировать эпизод рассказа о встрече с Максимом Максимычем и объяснить его связь с проблематикой рассказа. Привести примеры из жизненного опыта с целью выявления авторской позиции и понимания . 6.Организовать самостоятельную разноуровневую работу обучающихся по первичному закреплению знаний учащихся, составляя высказывание в соответствии с нормами русского литературного языка. 7. Организовать чтение притчи с целью создания условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке, для соотнесения целей и результатов учебной деятельности 8. Обеспечить дифференцированность домашнего задания. | Предметные умения | УУД | |||
Выразительно читают пословицы народов мира о милосердии, находя ключевое слово. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа «Голубая стрекоза», выполняя задания «Опросника для самодиагностики». Разделяют рассказ «Голубая стрекоза» на смысловые части и озаглавливают словами текста. Составляют цитатный план текста. Соотносят поведение героя рассказа «Голубая стрекоза» в первой части и во второй , доказывают примерами из текста, что поведение его изменилось. Находят в тексте средства выразительности и доказывают примерами из текста, что они помогают читателю не только прочувствовать красоту природы, но и ощутить душевное состояние повествователя. Дают развёрнутые ответы на поставленные вопросы, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения; Составляют саммари Анализируют эпизод изучаемого произведения, объясняют его связь с проблематикой произведения; формулируют авторскую позицию . Аргументируют свою точку зрения по проблемам рассказа, приводя примеры из текста. Составляют синквейн о милосердии. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | ||||
Формы и методы обучения | Ресурсы | ||||
Выразительное чтение, беседа, творческий практикум, составление цитатного плана, саммари, синквейн. Частично-поисковый и исследовательский методы работы с текстом. | Словарь В.Даля Сборник пословиц и поговорок. М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза» | ||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока | Организует работу над выразительным чтением пословиц разных народов о милосердии для выявления ключевого слова. Милостивому человеку и Бог подаёт. Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Милосердие никогда не пропадёт зря. Против милосердия и меч бессилен (Японская пословица). Милосердие начинается у себя дома (Английская пословица). Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. | Выразительно читают пословицы. Анализируют их, выделяя ключевое слово темы сегодняшнего урока. Записывают тему урока. | |||
2.Актуализация субъектного опыта учащихся | Активизирует знания учащихся по содержанию рассказа «Голубая стрекоза», предлагая учащимся ответить на вопросы «Опросника для самодиагностики» ; подготавливает к изучению нового материала. | Отвечают самостоятельно на вопросы «Опросника для самодиагностики» | |||
3. Приобретение учащимися новых знаний и способов | Направляет деятельность учащихся в парах на осознанное восприятие содержания рассказа «Голубая стрекоза»; предлагает учащимся разделить рассказ на две смысловые части и составить цитатный план рассказа. Организует взаимопроверку по эталону (карточка-помощник) | Составление цитатного плана рассказа. (Один пишет план 1-й части, 2-й – 2-ой). При проверке обмениваются. У каждого есть правильный ответ другого. «Я здесь, на войне, не только писатель» «Чувство личной ненужности». «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…». «Не стыдно … заниматься пустяками?» «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…» Голубая стрекоза летает. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья». «Над заводью кружилась голубая стрекоза». «Мы спасли … раненого». | |||
4. Организация осмысления, первичное усвоение новых знаний (с проговариванием во внешней речи) | Организует аналитическую работу по тексту в вопросно-ответной форме для соотнесения поведения героя рассказа «Голубая стрекоза» в первой и во второй части, помогает учащимся найти доказательства в тексте и правильно сформулировать свою точку зрения. -Какие чувства владели рассказчиком в самом начале рассказа? Подтвердите предложением из 1 абзаца. -Какие художественные средства помогают автору передать это душевное состояние? -Как вы можете объяснить причину неудовлетворённости, испытываемой рассказчиком? - Кто или что повлияло на смену ощущений? Найдите слова в тексте, которые усиливают впечатление от того, какая перемена произошла в настроении рассказчика. -- Что означает в понимании рассказчика «настоящий человек»? | Соотносят поведение героя рассказа «Голубая стрекоза» в первой части и во второй , доказывают примерами из текста, что поведение его изменилось. Анализируют эпизод изучаемого произведения, объясняют его связь с проблематикой произведения; формулируют авторскую позицию. Отвечает ученик, получивший индивидуальное задание. Учащиеся составляют САММАРИ (Помогающий нуждающимся) | |||
5. Первичная проверка понимания | Организует самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение новых знания в новой ситуации). Приводят примеры милосердия из прочитанного произведения и из жизненного опыта. | Учащиеся читают определение «милосердия» из словаря В.Даля. Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность. | |||
6. Организация первичного закрепления | Организует самостоятельную разноуровневую работу обучающихся по первичному закреплению знаний учащихся. Задание 1. Найдите соответствия РАССКАЗЧИК – РАНЕНЫЙ (чуткость, внимание, милосердие, доброта, сострадание, бескорыстность, сомнения) Задание2 Какие высказывания можно отнести к рассказчику? К раненому? Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья. Иметь возможность протянуть другим руку помощи – это привилегия, это большое счастье. Быть милосердным – значит делать все, что в наших силах. Забота о других людях – основная обязанность в жизни каждого. | Учащиеся выбирают задание по степени сложности. Аргументируют свою точку зрения, составляя высказывание в соответствии с нормами русского литературного языка. | |||
Анализ | Организует творческую работу по составлению синквейна на тему «Милосердие» | Формулируют свое высказывание | |||
Рефлексия, подведение итогов занятия. | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся; Учитель читает притчу. Как - то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдалеке он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если оставить их под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, - возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?» Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть – для этой морской звезды». | Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопрос «Как главная мысль притчи соотносится с рассказом М. Пришвина?» | |||
Информация о домашнем задании. | Даёт комментарии по выполнению дифференцированного домашнего задания: | Воспринимают информацию, выбирают уровень сложности домашнего задания | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".
Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"
Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...
Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"
Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...
Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"
Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....