Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_materinsk._serdtse_abr.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карманова Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»
Изучение рассказа Ф.А.Абрамова «Материнское сердце» в 6 классе с применением технологии развития критического мышления.
Тема урока: Рассказ Ф.А.Абрамова «Материнское сердце»
6 класс, МБОУ «ВСОШ», с. Вожгора, Лешуконский район, Архангельская область
Технология критического мышления актуальна на уроках литературы, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Использование на уроках приема технологии критического мышления чтение с остановками делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.
Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок.
Текст рассказа «Материнское сердце» не читается детьми заранее, делим его на пять частей, и предлагаем читать «по частям», каждый раз прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. Рассказ необыкновенно ценен тем, что позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.
В данном методическом пособии представляется презентация и технологическая карта урока по внеклассному чтению в шестом классе. Представленный урок построен по технологии развития критического мышления. Важным условием является применение приёмов данной технологии в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия. Роль учителя – в основном координирующая.
План урока.
1. Оргмомент. Совместное планирование урока.
2. Актуализация знаний. О жизни и творчестве писателя - земляка.
Стадия вызова: обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Для ответа на проблемный вопрос: «Кто изображён на слайде?» используется прием «Корзина идей», при помощи которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается и записывается в таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал» (в первые два столбца), что позволяет провести совместное целеполагание. Форма работы – фронтальная и индивидуальная.
3. Открытие «нового знания» и первичное закрепление новых знаний. Анализ рассказа Ф.А.Абрамова «Материнское сердце». На доске записан эпиграф: «…никогда не кончится. До той поры, покуда материнское сердце живо». Стадия осмысления: чтение текста небольшими отрывками (приём «Чтение с остановками») с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приём «Прогнозирование» технологии критического мышления позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Работа ведётся в группах, индивидуально.
4. Рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Текст рассматривается как единое целое, задания по группам: написание синквейна и мини-эссе на тему «О чём заставило вас задуматься произведение Ф.А.Абрамова?» Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного. Занятие заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.
Работа ведётся в группах и индивидуально.
5. Поведение итогов. Возвращаемся к плану работы, проверяем, справились ли мы с целями и задачами урока. Оценка работы на уроке в форме приёма «Рейтинг».
6. Домашнее задание.
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Направление – внеклассное чтение, литература, 5 кл. | Общее образование - высшее | Категория - I | Карманова Анна Александровна | ||
Тема урока | Ф.А.Абрамов. «Материнское сердце». | ||||
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||||
Форма урока | урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы. | ||||
Используемые приёмы | «Корзина идей», «Знаю – хочу узнать – узнал», приём «Хочу спросить», «Чтение с остановками», «Прогнозирование», мини-сочинение, синквейн, «Рейтинг». | ||||
Цели урока | Обучающие: заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Развивающие: умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу и вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; развивать творческие способности учащихся; в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором. Воспитательные: воспитывать чувство товарищества в ходе групповй работы; воспитывать социальную ответственность и патриотизм; эстетически подготовленного читателя; формировать содержание понятия «материнское сердце», воспитывать любовь и уважение к матери. | ||||
Задачи урока | Прочитать и проанализировать содержание произведения: составить план рассказа, выявить художественную идею рассказа «Материнское сердце». Сформулировать выводы и написать творческие работы по группам в виде мини-сочинения и синквейна. Создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Ф.А.Абрамова, | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Знание содержания текста. Умение анализировать текст художественного произведения, делать выводы, умение исследовать текст с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства; определять основную идею произведения; давать характеристику герою; умение отвечать на вопросы с использованием образных средств и цитат из текста, составлять вопросы и выражать собственное мнение, владеть изученной терминологией, навыками устной и письменной речи, умение создавать устное монологическое высказывание.
| Регулятивные: умение принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану; осуществлять контроль за процессом и за результатами своей деятельности; умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: умение работать с текстом и дополнительной литературой (другими источниками информации); осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать полученные знания, делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; уметь сотрудничать в группе и точно, творчески выражать свои мысли.
| Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование навыков взаимодействия в группе, уважительного отношения к иному мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование нравственно-эстетических аспектов; воспитание толерантности. | |||
Решаемые учебные проблемы | Эффективность и оптимизация обучающихся; развитие образного, логического и критического мышления; формирование творческой самостоятельности; формирование личности ученика. | ||||
Основные понятия | «Материнское сердце», «самопожертвование», «золотое сердце», синквейн. | ||||
Вид используемых средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, презентация к уроку. | ||||
Методическое назначение средств ИКТ | Внедрение ИКТ на уроке литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, сделать урок более ярким и увлекательным. | ||||
Оборудование | Магнитная доска, текст рассказа «Материнское сердце», конверты с карточками текста, разделённого на 7 частей, таблицы, карточки с заданием, толковый словарь Ожегова. | ||||
Аппаратное и программное обеспечение (при необходимости) | Локальная сеть. | ||||
Интернет-ресурсы |
Организационная структура урока в контексте ФГОС
Этап урока и его длительность (мин.) | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1.Организационный (2 мин.) Самоопределение к деятельности. Создание положительного настроя на продуктивную работу. | -Здравствуйте ребята и гости, я рада приветствовать всех! -Ребята, все готовы? Сегодня на уроке внеклассного чтения я надеюсь на плодотворное сотрудничество с вами. На доске вы видите план нашего урока, все ли этапы урока расставлены правильно? Что, по вашему мнению, нужно исправить? | Осуществляют визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. Корректируют этапы урока. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Фронтальная форма работы | Личностные: положительная мотивация к обучению. Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии); планирование собственной деятельности. |
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. (10 мин.) Вызов интереса и мыслительных операций у учащихся. Цель: создать проблемную ситуацию, повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания. Это подготовит учащихся к личному восприятию произведения. | - Кто изображён на фотографии?– Выслушаем все имена и остановимся на правильной версии. -Дорогие ребята, попробуем сформулировать тему урока? Нам поможет в этом песня, только надо в ней услышать ключевые (самые главные слова) А какие цели и задачи поставим перед собой?
Давайте вспомним и запишем всё, что вы знаете об этом писателе в первый столбец нашей таблицы на доске. -Знаете ли вы, кем для нас всех является писатель Фёдор Абрамов? -Какие произведения он написал? К третьему столбцу таблицы вернёмся позже, когда узнаем новую информацию. | Выдвигают версии. Слушают аудиозапись с песней «Сердце материнское», выявляют ключевое словосочетание, самостоятельно формулируют тему урока: Ф.А.Абрамов. «Материнское сердце» -узнать новую информацию о писателе; -познакомиться с произведением; -написать творческую работу; -воспитывать любовь и уважение к маме. Дети вспоминают то, что знают о писателе Ф.А.Абрамове, формулируют собственные высказывания. | Слайд 1 Приём «Корзина идей», понятий, имён… проблемные вопросы Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» Фронтальная форма | Предметные: знать личность писателя, уметь выражать собственное мнение. Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений. Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом. Регулятивные: планировать необходимые действия, результаты, управлять своим поведением; целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
3. Открытие «нового знания» и первичное закрепление новых знаний. (практическая работа). Осмысление -соотнесение старых знаний с новыми. (25 мин.) Задачи этапа: доказательство выдвинутой гипотезы (эпиграфа). Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения | А сейчас я предлагаю заслушать внимательно сообщение (Приложение 1), из которого вы услышите новую информацию об этом писателе. Постарайтесь запомнить самое главное из биографии писателя. Ответим на поставленные нами вопросы в третьем столбце таблицы «ЗХУ». Эпиграфом нашего урока будут слова автора, которые он выразил через уста своей героини: «…никогда не кончится. До той поры, покуда материнское сердце живо». -Что же это такое, что никогда не кончится? Наверное, чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо провести исследовательскую работу с текстом рассказа (Приложение 2). Мы знаем, что Фёдор Абрамов писал о деревне, о людях труда, ему нравилось слушать простую речь, слова которой для нас покажутся непонятными. И так как рассказ «Материнское сердце» написан в разговорном стиле, нам необходимо провести перед чтением словарную работу. Дальнейшая наша работа будет проводиться в группах. В каждой группе выберите командира, моего помощника. Если что-то будет непонятно, поднимаем руку и используем приём «Хочу спросить». -Читать рассказ мы будем с остановками, проанализируем каждую часть и озаглавим, то есть составим план рассказа. На столе у вас есть конверты с номерами частей рассказа, я попрошу командира открыть первый конверт и раздать каждому в группе. -Первый отрывок читает первая группа, а вы по ходу чтения выявляйте ключевые слова, словосочетания. - От имени кого ведётся повествование в рассказе? Кто же здесь главный герой? О каком времени рассказывает автор устами героини? Прочитайте ключевые слова. Как озаглавим первую часть? О ком идёт речь в первой части? -Теперь попробуем спрогнозировать, о ком пойдёт речь в рассказе дальше? Вторую часть прочитает ученик из группы №2. Не забывайте выявлять ключевые слова. -Верны ли оказались наши прогнозы? Докажите. -О ком в основном говорит мать? Что с ним случилось? Какое чувство испытывает мать по этому поводу? Почему? Давайте озаглавим. А каким был Стёпа мальчиком? -Что он уже понимал в свои года? -Про что расскажет нам автор в следующей части? О чём будет говориться Прочитайте следующую часть. - Как её озаглавим? Почему Павел Егорович не отпустил мать в больницу? О ком думал Стёпа в первую очередь? -Что произойдёт потом, как вы думаете? -Давайте прочитаем и узнаем, кто из вас был прав. -О чём рассказывает мать? Как жилось людям в деревне во время войны? Но ради победы приходилось…? Главное словосочетание в этом отрывке? Так и назовём? Можем ли мы сказать, что Стёпа патриот? Докажите. -О чём можно узнать из 4-ой части, как вы думаете? -Читайте четвёртый отрывок и выявляйте ключевые слова, словосочетания. И следующий пункт плана будет …? Предлагайте ваши варианты. -Как мама относится к Стёпе? Докажите. -Что случилось дальше? -Проверим, так ли это было. Почему мать не довезла сына в больницу? Озаглавьте эту часть. -Какую проблему затрагивает автор? -Ребята, а вы на месте мальчика, смогли бы так поступить или сложно сейчас ответить? Кто же тогда Стёпа? -По вашему мнению, рассказ уже закончился? О чём мы ещё должны узнать? - 7-ую часть читает учитель. Что вы подчеркнули. Сформулируйте заглавие к этой части? | Смотрят презентацию, слушают краткую биографию писателя. Заполняют на доске вместе с учителем таблицу «ЗХУ» Слушают учителя. Учащиеся выбирают в группе командира. Командиры групп открывают конверт с №1 и раздают учащимся группы. Слушают и следят по тексту, выявляют ключевые слова, словосочетания. 1.Старших война съела. Высказывают свои предположения. Командиры раздают вторую часть, учащийся группы №2 читает вслух, остальные следят и выявляют ключевые слова. – Да наши прогнозы подтвердились, потому что во второй части речь идёт о младших детях героини. - О Стёпе. Он умер в 8 лет. 2. Младший Стёпа – чистое золото! (добрый, ответственный, помогает маме во всём). Что он остался в доме за хозяина. Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Читают 3-ий отрывок, отвечают на вопросы учителя. 3. Стёпа заболел. Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Читают 4-ий отрывок, отвечают на вопросы учителя. …терпеть голод, и Степа тоже терпит, потому что патриот Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Читают 4-ый отрывок, отвечают на вопросы, обсуждают в группе план. 4. Не довезла...
Любит их, заботится о них. Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Читают 6-ой отрывок, отвечают на вопросы, обсуждают в группе план. 6. Одну версту не довезла… Проблему самопожертвования. Стёпа пожертвовал своим здоровьем ради других. Герой с золотым сердцем! Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Слушают учителя, выделяют ключевые слова. 7. Мать чувствует свою вину пред сыном. | Индивидуальная форма работы Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7
проблемный вопрос Индивидуальная
Слайд 8
Слайд 9
Групповая, парная и индивидуальная форма работы Приём «Хочу спросить» Приём «Чтение с остановками» Групповая и индивидуальная форма работы Слайд 10 План рассказа Приём «Прогнозирование» Групповая и индивидуальная форма работы
Слайд 10 проблемный вопрос Групповая и индивидуальная форма работы Слайд 10 проблемный вопрос Групповая и индивидуальная форма работы
Групповая и индивидуальная форма
Слайд 10 проблемный вопрос Слайд 11 Работа с таблицей «План рассказа» проблемный вопрос
Слайд 11 Работа с таблицей «План рассказа» | Предметные: уметь исследовать и анализировать текст художественного произведения, выражать собственное мнение, владеть изученной терминологией, навыками устной и письменной речи. Познавательные: уметь работать с текстом, решать проблемы; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: уметь самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос, планировать необходимые действия, действовать по плану; прогнозировать результат; осуществлять контроль за процессом и за результатами своей деятельности; анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата; управлять своим поведением и вносить дополнительную информацию; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе и точно, творчески выражать свои мысли. Личностные: формировать нравственные аспекты (нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); уважительное отношения к иному мнению, уверенность в собственные силы; воспитание толерантности. |
4. Этап первичного закрепления знаний | -Вернёмся к эпиграфу: можем ли мы сейчас ответить на вопрос, что же это такое, что никогда не кончится? -Какова тема рассказа? Кто главные герои? Какие чувства они у вас вызвали? Какие проблемы затрагивает автор произведения? -Как вы понимаете словосочетание «Материнское сердце»? | Мать всю жизнь будет беспокоиться о своих детях, пока она жива. Трудная жизнь в деревне во время войны. Проблему совести, самопожертвования, смысла жизни. Всегда любящее, заботливое, беспокойное. | Предметные: знать содержание текста. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: коррекция Личностные: формирование нравственно-эстетических аспектов | |
5. Рефлексия с проверкой. (6 мин.) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка деятельности своей и всего класса | Сейчас на основе изученной информации составьте синквейн и напишите мини-сочинение. Учитель координирует работу каждой группы. | Используя таблицу «План рассказа», находят понятия, информацию для создания творческой работы. Учащийся от каждой группы зачитывает творческую работу. | Приём «Синквейн», мини-сочинение. Самостятельная работа в группах Индивидуальная работа | Поиск и выделение необходимой информации (Предм.) Доказательство (Позн.) Формулирование высказываний (Ком.) Самооценка, взаимооценка учебной деятельности (Личн.) Взаимодействие, сотрудничество (Регул.) |
6. Итог урока. (4 мин.) Итог урока | -Ребята, все мы хорошо поработали. Выполнили план и цели урока. Сейчас я попрошу вас самим оценить свою работу на уроке, поставить оценку на обратней стороне сердечка и прикрепить его на тот этап урока (большое сердце), работа на котором понравилась больше всего. -Мне хочется, чтобы ваши мамы гордились вами, не огорчайте их. Не забывайте, что «Сила материнской любви - в её сердце…» -На прощание хочу поделиться частичками своего «сладкого» сердца (раздаю конфеты). -Всем огромное спасибо за полезное сотрудничество! | Фронтальная работа Приём «Рейтинг»
Слайд11 | Личностные: осознание своих личных качеств, адекватная самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: волевая саморегуляция |
Таким образом, использование на уроке приема технологии критического мышления «чтение с остановками» делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
После знакомства с приемами технологии РКМЧП подкупает, прежде всего, то, что приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
- Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Ученик думающий – это, прежде всего, ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы.
- «Хорошая книга – это ручеёк, по которому в душу человека втекает добро» (Ф.Абрамов)
Литература:
1. Ф.А. Абрамов. Рассказ «Материнское сердце»
2. nsportal.ru›shkola…prezentatsiya…uroku…povesti-f-a
3. infourok.ru›prezentaciya_f.a.abramov…tvorcheskiy…
4. nsportal.ru›Школа›Литература›…-rkmchp-na-urokakh…
5. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
6. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока ""Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»
Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон" и определение взгляда писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека"....
"Стучимся в ваши сердца…» (По рассказу В. О. Богомолова «Сердца моего боль»)
Урок внеклассного чтения (7 – 8 кл.)...
Технологическая карта к открытому занятию "Подарок от сердца"
Технологическая карта поэтапного выполнения белого голубя и открытки ко Дню Святого Валентина (раздаточный материал)...
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного"
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного" 6 класс...
Технологическая карта по рассказу Чехова "Хамелеон"
в помощь коллегам...
Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)
Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "От сердца к сердцу" по рассказу К.М. Станюковича " Максимка"
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "От сердца к сердцу" по рассказу К.М. Станюковича " Максимка". Разработка содержит ииследовательскую работу по теме "Толерантно...