Технологическая карта урока литературы в 10 классе. "Обломов в системе художественных образов"
методическая разработка по литературе (10 класс)
Для работы учителей русского языка и литературы в 10 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Шмидт Гульшат Радиковна |
Место работы | ГКОУ «В(С)ОШ № 13» г. Оренбурга |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Первое полугодие |
Тема урока | «Обломов в системе художественных образов (анализ первой части романа) |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля + комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные Умение определять моральные нормы и ценности, выбирать верный жизненный путь, ставить цели и добиваться результата, нести ответственность за свой выбор, занимать активную жизненную позицию, быть полезным обществу. | |
Метапредметные Формирование действий по ведению диалога,умений работать в группе, учитывать позицию другого человека, устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, формулировать выводы и отстаивать свою точку зрения не враждебным для оппонентов образом, развитие логического мышления, формирование умения ставить новые цели и задачи, оценивать свои решения, развивать навыки групповой работы, редактировать способы действия на пути реализации целей. | |
Предметные Познакомиться с романом И А Гончарова «Обломов», научиться внимательно читать произведение, замечать художественные детали, анализировать героя как результат воздействия внешней среды и воспитания; раскрыть характер Обломова через описание его внешноси и интерьера, выявить , какую роль играют второстепенные герои в выявлении авторской позиции, развивать умение самостоятельно анализировать художестенное произведение. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):роман, Обломов,гости Ильи Ильича,говорящая фамилия, диван,халат, письмо, сибарит, апатия, возраст,род деятельности,жалоба, Штольц, интерьр… | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Роман Гончарова «Обломов»,проектор, презентация Power Point «В гости к Илье Обломову», учебник по литературе С А Зинина, В И Сахарова. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Учитель приветствует учеников. Создает психологический настрой, эмоциональную атмосферу. Устанавливает контакт с обучающимися. ( Кто прочитал 1 часть романа? Кто-весь роман? Кому он был интересен? На что вы обратили внимание? Знаете ли вы время, изображенное в произведении. Что для него характерно? Интересно узнать, что означает имя и фамилия главного героя.) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Проверка знаний учащхся. Обсуждение с учениками ранее усвоенных знаний, необходимых для осмысления новой темы. Учитель отмечает затрудненя, помогает разобраться с трудностями. Вопросы ученикам. 1.Какие способы создания характера использует автор, знакомя читателя со своим героем? 2.Какого литературного героя русской литературы 19 века напоминаютт черты характера Ильи Ильича в первых эпизодах? |
Учитель задает вопросы, ответы на которые приводят к проблемной ситуации и формулированию темы и целей. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Самостоятельное определение темы и цели урока. Вопросы, приводящие к проблемной ситуации и формулированиютемв и цели. Как вы считаете, какого героя мы видим на первых страницахх романа? С чего,по-вашему мнению, мы должны начать работу по анализу текста? Вы узнали, что на первых страницах романа говорится об Обломове, а дальше появляются гости. Какими вы их видите? Вспомните, как называются такие герои в художественном произведении? Итак, мы подошли к цели нашего урока |
Озвучьте её. Цель урока «Обломов в системе художественных образов». Отвечают на вопросы: «Зачем мне нужно изучать эту тему? Где и когда пригодятся мне приобретенные знания?» |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель представляет значимость темы, указывает на пользу приобретаемых знаний, их применение в дальнейшей жизни, учебной деятельности. Идейную направленность произведения определил сам писатель. « Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени…в кисель». Обломов - вечный тип человека. Читая роман, анализируя его, наша задача-вынести для себя какие-то нравственные качества, решить ,нужно ли взять за образец поведение и поступки главного героя и второстепенных персонажей. Определить, какие положительные черты характера ценил в Илье Ильиче Штольц и почему он любил бывать у него в гостях. Учитель делит учеников на группы:первая (исследователи)дает характеристику гостям по плану: говорящая фамилия, внешний вид,возраст,род деятельности, тема разговора, отношение к жалобам Обломова;вторая(языковеды): выполняет словарную работу(с помощью толкового словаря определяют значение слов, необходимых для раскрытия темы:шлафрок, сибарит,апатия. По ходу урока обращаемся к членам группы. Третья(историки)комментируют подготовленную дома презентацию «Интерьер комнаты Обломова: соотношение с реалиями».,отвечают на вопрос, как писатель и художник видит образы героев. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Работа с текстом романа. Обратим внимание на детали, помогающие раскрыть образ главного героя. Каким мы видим Обломова и где? (На Гороховой улице лежащим на диване, пытающимся подняться с постели…Это был человек лет 32-33 с отсутствием всякой определенной идеи, мысль гуляла вольной птицей по лицу его…) Не все слова понятны вам при чтении отрывка, историки помогают нам решить проблему. Дают толкование слов шлафрок. Находим описание одежды(халат, туфли). Какую черту характера Обломова символизируют такие детали, как халат, туфли?(лень,апатия) -Чем занимается герой? (лежит, мечтает) -Какого литературного героя русской литературы первой половины 19 века напоминают черты характера Ильи Ильича?(Манилова) -Диван и туфли Обломова являются настолько важными деталями, что на родине писателя-в городе Ульяновске-в 2005 г установили памятник дивану и тапочкам Обломова, как объекту с глубоким смыслом Фото дивана. Исследовательская группа комментирует интерьр комнаты Обломова. Презентация.Сравнить иллюстрацию к роману , внешность и описание комнаты главного героя. -О чем думает Обломов? Какие вопросы пытается решить и как это делает? -Какое отношение к нему складывается у вас?Почему герой стал таким |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Групповая исследовательская работа по каждому гостю -Сколько гостей было у Обломова? Назовите их фамилии. Куда оони звали Обломова и почему торопились на этот праздник, Что мешало Обломову поехать на праздник. -Дайте характеристику гостей по плану:внешний вид, род деятельности,тема разговора,отношении к работе.Докажите, что у каждого говорящая фамилия, подтвердите ответы текстом. - А теперь вместе разберемся, что объединяет всех гостей, исходя из представленного анализа. Чем отличается внешний образ жизни Обломова и его гостей? -Какой вопрос Илья Ильич пытался решить, прося помощи у своих гостей? -Как относились все к его жалобам и почему? -О чем задумывалсяОбломов, когда каждый из гостей уходил от него? ( «Где ж тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?...» -Почему Обломов не видит ничего ценного в этом бесконечном движении? (Все они тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему.Они лишь создают видимость деятельности. Волков-светский щеголь,франт, Судьбинский-сослуживец Обломова, который продвинулся по службе, Пенкин-преуспевающий литератор, Алексеев –безликий человек, Тарантьев-напористый, наглый, хамоватый. Обломов выше их миропонимания, человечнее. -Только ли лень мешает Обломову встать с дивана? ( Лежание Обломова-это не лень, это его осознаный выбор!) -Почему герой выбирает бездействие? -Для чего писатель вводит сцену «парад гостей»? (Чтобы понять образ героя) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Определить географическое положение Обломовки. Ответить на вопрос: «Какие музыкальные, литературные произведения упоминаются в тексте? Какие важные события культурной жизни происходили в то время, когда разворачиваются события романа? Какие страны и скакой целью посетил Штольц, друг Обломова? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
ЕГЭ литература Задания 12.2 Как вы понимаете явление «обломовщины» (По роману И А Гончарова «Обломов» Можно ли утверждать, что ,женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называкт «несчастными людьми» ? Установите соответствие между тремя персонажами «Обломова» и свойствами их личности Персонажи а)Обломов 1)бесцветность и ординарность б)Штольц 2)трогательная преданность и неуклюжесть в)Захар 3)практичность и целеустремленность 4)леность и мечтательность |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Узнай героя по портрету А) «…пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки,… с голым, как колено черепом и с необъятно широкими и густыми русыми бакенбардами…». Б) « Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца…» В) «…человек лет 32-33 от роду,среднего роста,приятной наружности… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах,,садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба…» Г) « Ей было лет 30. Она была очень бела и полна в лице,так что румянец не мог пробиться скозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было …, глаза серовато-простодушные…» Д) «Глаза не горели лучами внутреннего огня;ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту небыло,ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую,она была бы статуя грации и гармонии». |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Мозговой штурм. -Изменилось ли первоначальное впечатление об Обломове? -Настолько ли легокмобраз Обломова, как кажется на первый взгляд? - За счет чего складывается усложненность образа главного героя? -Для чего живет человек и ставит перед собой цель? Как знания по истории помогают понять характер Обломова? Составление синквейна по образу Обломова (ленивый, добрый,лежащий, мечтающий,пасивность, бездействие..) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Организациясамостоятельной работы разноуровневого характера,индивидуальные задания, групповые, фронтальный опрс, исследовательская работа. Ответы учеников оцениваются по пятибалльной системе |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Учитель подводит итоги урока, обращает внимание на применение полученных знаний в жизни, организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, работы на уроке, дает оценку работы группы на учебном занятии, характеризует деятельность отдельных учеников и всего класса в целом, обращает внимание на положительные моменты и недостатки. -Какую работу проделывали ? На что она была направлена? -Давайте подумаем, зачем мы читаем художественные произведения? Что нам дает знакомство с романом И А Гончарова «Обломов»? -В чем актуальность романа в наше время? -Я понял, что … -Теперь я могу… -Мне захотелось… Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Прочитать часть 2 романа И. А .Гончарова «Обломов». Выяснить причины лежания на диване главного героя, узнать истоки такого образа жизни. Проанализировать главу Сон Обломова». Обратить внимание на то, как семейная атмосфера повлияла на формирование характера Ильи Ильича. Сопоставить двух героев: Штольц и Обломов. Какой прием при этом использует писатель? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗО Технологическая карта урока № 20 по теме "Мой дом- мой образ жизни"
Технологическая карта урока № 20"Мой дом- мой образ жизни"...
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями
Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...
Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"
Технологическая карта с паспортом урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
Технологическая карта урока Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».
Технологическая карта урока по информатике в 6 классеТема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».Тип урока: урок "открытие" нового знания.Образовательная...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе "Здоровый образ жизни"
Данный урок является обобщающим материалом по теме "Здоровый образ жизни"...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...