Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Технологическая карта с паспортом урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока _____№1 _____________ в _5___ классе
Родников В.В. ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово | ||
Целевой компонент | Тема урока: | Древние образы в народном искусстве |
Образовательная цель | Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей и смысловой составляющей Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. | |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; МР: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий. ПР: Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент, понимать его смысл. | |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Древние корни народного искусства» | Ученик научиться: понимать специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства. понимать значение традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы народного искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. Ученик получит возможность научиться: различать произведения разных народных промыслов, художественных стилей. воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени. осознанию мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность. | |
Содержательный компонент | Программное содержание | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля. Древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. |
Мировоззренческая идея | Освоение древних корней искусства своего народа ведет к воспитанию бережного отношения к рукотворным памятникам старины. | |
Ценностно-смысловые ориентиры | Уважительное и доброжелательное отношения к традициями культуре своего народа. | |
План изучения учебного материала | 1.Знакомство с понятием ДПИ 2.Основные образы народного искусства( конь, птица ,мать, дерево) 3.Изучение знаков солнца, земли, воды и т.д. 4.Творческая деятельность с использованием изученных образов. | |
Основные понятия | Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. | |
Основные законы, закономерности | Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. | |
Организационно-деятельностный компонент | Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Форма урока | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский. | |
Образовательная технология | Личностно-ориентированная | |
Оснащение урока | Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013 Презентация по теме урока, компьютер, проектор, материалы для изо деятельности. | |
Мизансцена урока | Традиционная | |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Краски ,кисти , альбом для рисования ,палитра. | |
Домашнее задание | Прочитать раздел учебника по изучаемой теме. Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами. | |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР урока |
I. ЭТАП УРОКА (Орг. момент, ориентация) 3 мин | ||
Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку, вводное слово. Ориентирует учащихся относительно места в учебном курсе. Беседа о роли и месте декоративно-прикладного искусства у древних славян: ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). | Погружение в учебную ситуацию. Слушают учителя. Задают вопросы. Ориентируются в теме урока основываясь на личном опыте. | Осознают свои интересы (что значит понимать народное искусство и почему этому надо учиться?) Осознание необходимости получения новых знаний. |
II. ЭТАП УРОКА(целеполагание) 5 мин | ||
Формирует вместе с учащимися цели урока Формирование умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни? Птицы счастья, матери –земли? Беседа о значении образов в жизни крестьянина. | Формируют вместе с учителем цели урока. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта. Слушают учителя. Задают вопросы. | Способность к сотрудничеству с учителем, одноклассниками Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах современных предметов быта. |
III. ЭТАП УРОКА(проектирование) 5 мин | ||
Составление плана работы, Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица). Беседа о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении знаков и древних образов. | Обсуждение плана работы. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта. Подбирают ассоциации солярных знаков. | Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства. |
IV. ЭТАП УРОКА(организация выполнения плана деятельности) 3 мин | ||
Представляет варианты изготовления творческой работы. Изображение дерева , образа птицы , образа коня , и матери земли(женский образ) Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу. | Выбирают вариант исполнения творческой работы Выбирают способ выполнения практической части работы . | Осознание роли символов, как основы мироздания крестьян. Умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества |
V. ЭТАП УРОКА (самостоятельна творческая работа) 20 мин. | ||
Организация самостоятельной творческой работы учащихся. Помощь в определении сюжетов, композиционных и цветовых решений. | Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения | Освоение способов художественного самовыражения личности. Приобретение собственного опыта творческой деятельности Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
VI. ЭТАП УРОКА (контроль и оценивание) 5 мин. | ||
Предлагает оценить работу у соседа по парте и самостоятельно поставить аргументированную оценку. Соглашается или не соглашается с самооценкой. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Самостоятельно оценивают свою работу с образцами Народного ДПИ. Сравнивают полученный результат с изображением на слайдах. Выставляют оценку соседу по парте. Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы | Умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
VII. ЭТАП УРОКА (подведение итогов,) 2 мин. | ||
Беседа по вопросам: -Что такое ДПИ? Какие предметы относятся к ДПИ? - Что относится к материалам ДПИ? - Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте? | Отвечают на вопросы ,высказывают своё мнение. Закрепляют ,повторяют пройденный материал. Излагают свое мнение и представление по теме урока. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Умение читать орнамент, понимать его смысл. Умение излагать свое мнение в диалоге. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-711289-1449093306.jpg)
Технологическая карта урока по теме «Конструкция и декор предметов народного быта».
Технологическаякарта урока ИЗО в 5 классе по теме "Конструкция и декор предметов народного быта" разработтана в соотвествии с ФГОС ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692654-1445350896.jpg)
Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка. Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский)
Комбинированный урок. "Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка". Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский) ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661974-1441382724.jpg)
Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/23/picture-1108486-1550894555.jpg)
Технологическая карта урока И.А.Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе
Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351632-1633430240.jpg)
Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"
Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/23/picture-1212770-1640261181.jpg)
Технологическая карта урока «Многообразие видов форм, материалов и техник современного искусства».
Урок рассказывающий об искусстве разных видов керамики, гобелен, стекла "Витраж", глина, металл, различные нити, ткань. На уроке учащиеся выполняют работу по образцу, выделяя следующие акцен...