Технологическая карта урока Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Технологическая карта урока по информатике в 6 классе
Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».
Тип урока: урок "открытие" нового знания.
Образовательная цель:
- Сформировать представление о понятии как одной из форм мышления.
Развивающая цель:
- Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, абстрагировать, и как следствие этого логически осмысливать ситуацию, задавать уточняющие вопросы, правильно формулировать свою мысль.
Воспитательная цель:
- Содействовать формированию умения принимать совместное решение, умения включиться в диалог, умение слушать других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_kak_forma_myshleniya._kak_obrazuyutsya_ponyatiya.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Нелинов Сергей Викторович.
Предмет: информатика
Класс: 6
Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия». | Тип урока: урок "открытие" нового знания | ||||
Цель: создать условия для открытия нового знания, рассмотреть приемы формирования понятий и определения понятий | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные умения
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
грамотно использовать речевые средства для представления результата. | ||||
Основные понятия: анализ, синтез, мышление, признаки объекта, объект, определения понятия | |||||
Формы работы | Ресурсы | ||||
фронтальная, групповая | Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, маркерная доска; ПК учащихся. демонстрационный материал - презентация, Книгопечатная продукция :информатика: учебник для 6класса / Л.Л.Босова, рабочая тетрадь по информатике для 6 класса / Л.Л.Босова. | ||||
Ход урока: | |||||
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивация к учебной деятельности | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации | Приветствие. Проверка готовности к уроку . Создание установки на работу (эпиграф). Феликс Зальтен. из книги Бэмби "Умей слушать, умей чуять, умей смотреть. Умей сам познавать жизнь". | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, формулировать тему | Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы с вами узнали на предыдущем уроке? Как происходит чувственное познание? Давайте обсудим некоторые факты из нашей совместной работы на предыдущем уроке. Как представляют зиму различные ученики в нашем классе? Восприятие одного и того же объекта разными людьми отличается? Что такое представление? Представление зависит от восприятия? Т.е. если мы воспринимаем по-разному, то представления, образы объектов у людей разные? Содержание наших мыслей разнообразно. Что у нас формируется в голове когда мы представляем? 2б – + дают определения 3 б - + приводят примеры Презентация. < слайд № 1> | человек познает мир через чувства Сначала мы ощущаем объект, потом воспринимаем его. Восприятие складывается из отдельных ощущений. Для одного зима это холод, для другого это радость, для третьего это праздник Новый Год, для четвертого это снег и возможность покататься на лыжах Да Это чувственный образ объекта воспринятого ранее Да Образы, представления | ||
Выявление места и причины затруднения | Коммуникативные УУД: -определение цели, способов взаимодействия; - постановка вопросов | Образы зимы у всех разные, но мы друг друга понимаем, Согласны? Какой вопрос у вас возникает? Можно перейти к другому этапу урока, т.к. проблема возникла. Если вопроса у детей не возникает, то его ставит учитель. Почему мы понимаем друг друга? Почему никто не представил море, пляж? , т.е. для детей это очевидно, Они интуитивно понимают, что есть единое общепринятое обозначение для всех объектов. Нас всех учили, что зима это радость? или лыжи? Какой возникает вопрос? ("Как мы мыслим?", "Чем мы мыслим?"). доске появляется вопрос "Как мы мыслим?". <Слайд №4> | Да Почему мы понимаем друг друга? Нас так учили, нам так говорили, мы знаем это Нет. Затруднение. Значит, мы мыслим не только образами, но и еще чем-то. | ||
Построение проекта выхода из затруднения | Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи | Решение проблемы. Давайте поиграем в игру "Что это?", разделимся на 2 группы. Каждая группа опишет объект, не называя его. Задание выполняем в листе A4, (Задания выдаются на карточках: 1 группа - описать "помидор"; 2 группа - "клавиатура"; Проверим, что у вас получилось. У доски читаем описание 1-ой группы через по одному слову или словосочетанию и каждый раз задается вопрос классу, "Вы понимаете, о чем идет речь? У вас возник образ?". Например, о "помидоре". Вначале видно только первое слово "красный" (что-то смутное), далее круглый (красный круг), овощ. Можно привести контраргумент. Перец тоже бывает красным и круглым, уточните. (Дети из 1-ой группы дополняют описание: "Из него делают кетчуп"). Что такое "красный", "круглый", "овощ", "из него делают кетчуп"? . Какие признаки вам позволили точно ответить на вопрос "Что это?"
Как их можно назвать? Когда вы точно поняли, что это помидор? На доске появляется от слова "Объект" - "Существенные признаки". <слайд №4 или №2> 2б – + перечисляют признаки объекта 3 б - + перечисляют существенные признаки объекта Аналогично открывается "клавиатура". (Это устройство для ввода информации, имеет клавиши с буквами и цифрами). Если не скажут, то уточнить для ввода текстовой информации. Какие существенные признаки у "клавиатуры"? (Устройство для ввода текстовой информации). Обратить внимание: Т.е. у вас возник образ помидора и клавиатуры. Значит, чтобы возник образ нам нужно? А понимаем мы, когда говорят существенные признаки, т.е. суть объекта. Значит, суть все понимают одинаково?
Если мы суть понимаем одинаково, а образы у всех разные, то мы мыслим только образами? (). Кроме того, что у нас есть образ объекта, мы его еще и понимаем, т.е. имеем о нем? (). На доске "Объект" - "Существенные признаки" - Понятие". Так как мы мыслим? (). Мы, например, говорим так: "Я вчера кушала красный, круглый овощ, из которого делают кетчуп" или "Мама насолила целую банку красных, круглых овощей, из которых делают кетчуп"? (). Если наши мысли укладываются в понятие, то тогда, что такое понятие? () Т.е. мы мыслим? () Когда мы мысли выстраиваем в логическую цепочку, они приобретают определенную форму, мы даем название этой форме и образуется понятие. Так что такое понятие? (). На доске "Понятие - это форма мышления". 2б – + дают определения | обсуждают (описывают), все выполняется в "обстановке секретности". догадываются, что помидор (Свойства, признаки помидора) ("овощ" и "из него делают кетчуп") (Главные, отличительные, существенные). (когда перечислили существенные признаки). Да Понять о чем говорят Да Нет Понимание. Понятие. Понятиями и образами Нет, мы говорим "помидор", так же говорить проще. В слово вкладываем смысл Понятия - это наши мысли Это это форма мышления. | ||
Первичное закрепление | Личностные УУД: развитие логического мышления |
Придумать загад 2б – + выполнение 1 задания 3 б - + выполнение 2 заданий 4б - + выполнение 3 заданий ки для понятий | Выполняют задания в РТ | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Личностные УУД: - развитие самооценки | Оценка работы
| Оценивают свою работу | ||
Рефлексия учебной деятельности на урок | Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 8 (стр.47-51) [1],РТ стр.84 задание8[2]. Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание подсчет баллов, выставление оценок 10-12 баллов - 5 8-10 баллов -4 5-8 баллов -3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физической культуре формы работы педагога на уроке физкультуры
формы работы педагога на уроке физкультуры...
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"
В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разноо...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.
В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи
Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....
технологическая карта по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека."
ТемаГрафический портретный рисунок и выразительность образа человека.Тип урокаУрок систематизации знаний.Цели урока• закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы...