Открытый урок литературы в 6 классе.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Открытый урок посвящён жизни и творчеству А.С.Пушкина.В ходе урока дети узнают интересные факты из жизни поэта,вспоминают знакомые строки и приходят к выводу:"Пушкин-это наше всё!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhizn_i_tvorchestvo_a.s.pushkina.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
Цели урока:
- Обучающие: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.С.Пушкина
- Развивающие: совершенствовать навыки литературной речи учащихся.
- Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, русской поэзии.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка произведений А.С.Пушкина, свечи, компьютер, проектор, экран, презентация.
При проведении мероприятия используется презентация. (Приложение №1)
(Слайд2) Учитель. С самого детства входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и дорогого в человеке.
Пушкин – солнце русской поэзии, великий русский поэт
(Слайд3) Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин родился в начале лета, когда природа цвела и благоухала яркими, сочными красками. Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве на улице Баумана 10. Там и доныне прикреплена мемориальная доска с надписью: “Здесь родился Пушкин”.
(Слайд4) Ведущий. Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе.
(Слайд5). Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого, ставшего впоследствии русским генералом. А родился прадед Пушкина в Африке, в богатой княжеской семье. Маленьким мальчиком он был взят в плен, привезен в Россию и подарен русскому царю Петру. За трудолюбие и большие умственные способности был отправлен царем Петром учиться во Францию. Вернувшись в Россию, стал великим государственным деятелем.
(Слайд6). Ведущий. Занятые светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям, которых в семье родителей Пушкина было 3. Старшая дочь Ольга, Александр, младший сын Лев.
Воспитанием Саши и Оли занимались гувернеры- французы, которые были плохими учителями и воспитателями. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. --няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. (Слайд 7).
В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
И куда разумны шутки,
Поговорки прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Когда Саше исполнилось 5 лет, М. А. Ганнибал стала учить его читать и писать по-русски.
Учили Сашу и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Когелю. Пушкин любил бывать на балах, все его удивляло там и радовало. Вот так он описывает свои впечатления от московского бала:
Музыки грохот, свеч блистанье
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы,
Людьми, пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Давайте мы с вами отправимся на бал. Танец «Менуэт».
(Слайд8-9). Ведущий. Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. Русские народные сказки, песни, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи - словом, все богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в словах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной, детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. Он звал ее мамой, мамушкой и посвятил ей немало поэтических строк.
Чтец.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало:
Едва дыша, прижмусь под одеялом,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник, из глины,
Чуть освещал глубокие морщины,
Другой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало,
Все в душу страх невольный поселяло;
Я трепетал, и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
(Слайд10-11). Ведущий. Много позднее Александр Сергеевич записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для сказки “ О мертвой царевне”.
(Инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях”).
Ведущий. Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся перечитана. Память у мальчика была великолепная, много из прочитанного знал наизусть.
В доме Пушкиных часто собиралось общество знаменитых в то время писателей: приходил Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков. Отец разрешал Саше присутствовать на собраниях. Там шли горячие литературные споры, гости читали стихи, поэмы, прозу. Мальчик внимательно слушал, и в нем рано пробудилось желание писать.
(Слайд12). Ведущий. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Сергей Львович и Надежда Осиповна определили своего сына в Царскосельский лицей, который находился недалеко от Петербурга.
19 октября 1911 года было открытие Лицея. (Слайд13) С этого времени начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и его друзей- лицеистов: Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига.
Докум.фильм
Пушкин подружился с Пущиным еще до вступительных экзаменов, и эта дружба была неизменной до кончины поэта. В лицее их комнаты были рядом. Они были очень дружны, несмотря на разность характеров: Пущин был серьезен и рассудителен, Пушкин – порывист и непостоянен, способен к внезапным и сильным увлечениям. Свою любовь и преданность другу поэт высказал в ряде стихотворений, написанных еще в Лицее:
С И. Пущиным Александр Сергеевич жил в соседстве – номера их комнат были соответственно 13 и 14. По воспоминаниям Иван Ивановича, они частенько переговаривались с Пушкиным вечерами через перегородку комнат, как правило, о событиях прошедшего дня. Иван Пущин останется в числе близких друзей Пушкина на всю жизнь
Ст. Пущину.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
До конца своих дней А.С. Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.
Чтец.
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, не разделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни завело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское Село…
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести. Часто свои стихи дополнял рисунками. Он очень любил природу и сочинял много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением.
«Гонимы вешними лучами... »
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Среди всех времен года Пушкину наиболее любимой была осень.
«Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
«Унылая пора»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень была любимым временем года, но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима – это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.
Зимнее утро
На многие стихи А. Пушкина были положены на музыку
Музыкальный отрывок
В молодости Пушкин много жил в деревне. Он любил разговаривать с крестьянами, слушать слепцов, поющих старинные песни, любил бывать на шумных ярмарках и народных гуляниях.
(Слайд17) В 1820 году в Петербурге А.С. Пушкин создает свою замечательную поэму “Руслан и Людмила”.
Василий Андреевич Жуковский, восхищенный написанной поэмой, подарил автору свой портрет с надписью “ Победителю- ученику от побежденного учителя”.
Язык этого произведения простой, шутливый, истинно народный. Сквозь дым веков родной истории встает перед читателями поэтическая картина русской земли, дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
Чтец.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою – Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей под златом чахнет;
Там русский дух…. Там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Ведущий. В годы петербургской жизни Пушкин создает ряд стихотворений, где резко осуждает крепостное право, призывает отдать жизнь борьбе с самовластием, посвятить отчизне души прекрасные порывы.
Чтец.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(Слайд19). Ведущий. За вольнолюбивые стихи А.С. Пушкин был отправлен в южную ссылку, а затем в село Михайловское.
В Михайловском Пушкина встретила вся семья, недовольная опальным поэтом. Радостно только встретила своего питомца Арина Родионовна, няня поэта, теперь уже старушка.
..Долгими зимними вечерами горел огонь в комнате няни. В эту светлицу часто приходил Александр Сергеевич, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у Бога за пазухой. Тут было тепло. На лежанке в углу, свернувшись в клубок, дремал серый кот. Пушкин и сам взбирался на лежанку. Они с Ариной Родионовной много говорили, хотя няня всегда была за работой: вязала чулки, латала старую юбку, вертела нить на веретене. Но самым замечательным в эти долгие зимние вечера были нянины сказки. Она их мастерски сказывала, пересыпая пословицами и поговорками. Эти нянины сказки, приговорки, песни Пушкин записывал в блокнот. Неслучайно лучшие сказочные творения родились после Михайловской ссылки.
(Слайд21). (Инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”).
Ведущий. Много позднее был записан рассказ кучера Пушкиных о взаимоотношениях Александра Сергеевича с нянюшкой. “ Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть: “Здорова ли мама?” Он ее все мамой называл, а она ему нараспев:“ Батюшка, ты за что это меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?” “Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила”, - отвечал поэт.
Вернувшись из ссылки в 1826 году, Пушкин посвятил няне прекрасные строки.
Чтец.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Ведущий. А к Пушкину шли письма: “ Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Целую ваши ручки, мой дорогой.” Эта бессмертная любовь няни была охранным талисманом для опального поэта.
(Слай22). Ведущий. Закончилось время ссылки, Пушкин, по настоянию Николая 1, едет в Москву. Именно в Москве в самом конце 1828 года на балу А.С. Пушкин встретился со своей будущей женой.
(Слайд23). Ведущий. В белом воздушном платье с золотым обручем на голове Наталья Николаевна Гончарова сразу покорила сердце русского поэта.
Чтец.
Все гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь, с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Ведущий. Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Александра Сергеевича Пушкина. Наталья Николаевна была частью Пушкинской души, всегда мечтавшей о гении чистой красоты. По воспоминаниям современников она была одарена божественной красотой.
В глазах родителей Натали он был невыгодной партией для их дочери. Не слишком богат, на плохом счету у правительства. Но все-таки перед этой обоюдной любовью они были вынуждены отступить.
..Ведущий. И недаром прекрасная царевна- лебедь из сказки «О царе Салтане» очень похожа и внешне, и своими душевными качествами на Наталью Николаевну Гончарову.
( Инсценирование сказки А.С.Пушкина “О царе Салтане”)
(Слайд26). Ведущий. Сломить дух Пушкина, согнуть его волю, враги поэта не могли. И тогда они нанесли смертельный удар по душе поэта - его домашнему очагу.
Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась из-за Натальи Николаевны Гончаровой. Именно из-за верности мужу, ее нежелание флиртовать с другими мужчинами. Это вызвало у Дантеса месть. Разве мог Пушкин запятнать имя своей юной жены, подарившей ему четверых детей, жены, для которой Александр Сергеевич был и мужем и другом.
Дуэль состоялась 27 января 1937 года на Черной речке под Петербургом.
Видеоролик
Ведущий. Когда раненого Пушкина привезли домой, он больше всего волновался, чтобы Наталья Николаевна не узнала о тяжести его ранения. А Наталья Николаевна лежала без памяти, потрясенная горем, когда она увидела умирающего Пушкина, то бросилась к нему, упала перед ним на колени и, рыдая, восклицала: “ Пушкин, мой Пушкин…”
Ведущий. За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.
(Слайд). (Звучит музыка Свиридова “Метель”) Ведущий. 37 лет было отпущено судьбой Пушкину. И за эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...