Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "
план-конспект урока (9, 10, 11 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)

с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.

познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру и  душу, мировоззрение, судьбу и понять неординарность (необычность, оригинальность, особенность ) поэтики; Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по творчеству писателя. Обеспечить у школьников развитие монологической и диалогической речи, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (текст по учебнику). Вызвать интерес к урокам  русской,тувинской  литератур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kootkr_urok_tsvetaeva.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Зоя Сартыбаевна

 Учитель русского языка и литературы   МБОУ СОШ   с.Дон-Терезин»

Урок-знание (взаимное обучение) 9 класс.

 Тема: Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)

Цели: познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру и  душу, мировоззрение, судьбу и понять неординарность (необычность, оригинальность, особенность ) поэтики; Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по творчеству писателя. Обеспечить у школьников развитие монологической и диалогической речи, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (текст по учебнику). Вызвать интерес к урокам  русской,тувинской  литератур.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: интерактивная доска,компьютер, учебник, тетради, рабочие листы, презентация "Марина Цветаева",видеоматериал по произведению ,записи стихов, аудиозапись, портрет писателя, выставка книг автора ,проектор.

-Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях…»  (В.Шукшин)

-таблица:  «Развитие таланта»

-тест: «Творчество М.И.Цветаевой»

                                        План урока:

I.Организационный момент: 

1.Подготовка к уроку

2.Знакомство

 II. Мотивация  к  учебной деятельности. Психологический настрой на работу   

1. Вступительное слово учителя.   2. Игра с учащимися  «Тёплая связь»

III.Главная часть:

1.Работа с  видеороликом по произведению Цветаевой «ПРОХОЖИЙ…»

2.Портрет  М.И.Цветаевой  (презентация). Тема. Цели урока

3.Словарная работа

4.Творческая работа: Связь творчества писателя   с произведениями писателей-поэтесс РТ ,именно Барун-Хемчикского кожууна  З.Намзырай, М.Кужугет.  

5.Выставка произведений Цветаевой  и З.Намзырай,М.Кужугет.

6.Работа с учебником.

7. Анализ стихотворения «Прохожий »

8.Рефлексия

9.Итог урока

Ход урока.I.Организация класса.

II.Мотивация  к  учебной деятельности.

1.Психологический настрой на работу. Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Давайте установим   «Тёплую связь» (Начинает   учитель: Я рада сегодняшней встрече с вами. Пусть все ваши и  мои тревоги разрешатся  и сейчас особенно . Я каждого  люблю и уважаю по  любым особенностям…) Передача тёплой связи от ладони к ладони по цепочке и по всему классу и обратно учителю.

 2.Вступительное слово учителя: Посмотрите на доску и на экран . Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем. «Не особенные люди, а особенное в людях…»  (В.Шукшин).

Аналитическая беседа по эпиграфу:

1)  Слова В.Шукшина-  послание или обращение к нам?

2)   (Человек становится все более непохожим на остальных, приобретает свойственные только ему черты. Многие люди не хотят быть такими, как остальные. Всеми возможными способами они пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого некоторые люди надевают на себя нелепую одежду, делают татуировки, пирсинг, наносят на лицо вызывающий макияж, странно ведут себя в общественных местах. Очень часто такое проявление индивидуальности вызывает недоумение и агрессию со стороны других людей. Действительно ли необычный внешний вид – это именно то, что делает вас особенным человеком? А что можно считать «особенным» в людях?

III. Интрига –Кейс №1 . Мозговой штурм.(введение в задачу)

Учитель : Вот сегодня я пришла не одна, а Василием  Макаровичем Шукшиным. Это его кейсы , именно в них от него есть задания.  

Словарная работа со словом  «кейс»  Чтоб открылся кейс  , а там задача…

Раньше у всех слово “кейс” ассоциировалось с металлической сумкой, в которой охранники с широкой спиной переносят триллионы долларов. Но с популяризацией бизнеса всё перевернулось с ног на голову. Теперь слово “кейс” можно часто встретить в диалогах деловых людей, и обозначает оно совершенно другое. 

Что такое кейс? Простым человеческим языком: "Кейс – это «упакованный» опыт решения какой-то задачи или работы над определенным проектом. Это короткое описание того, о чем говорится в тексте. (кейс открывается –видеоролик «Прохожий » стих М.Цветаевой.)

II. Сбор информации  по кейс-задаче.

Кейс 2. – (принятие решений)   Видеоролик.  «Идешь, на меня похожий ..»

-Какое произведение автора  в отрывке ?(  «Прохожий»)

-Кому сегодня посвящается наша тема урока?(  М.И.Цветаевой )

-Открываем   рабочие  листочки  ,записываем : Восемнадцатое  февраля. Классная работа .

ТЕМА  урока .Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..

Кейс№3. (рассмотрение альтернатив) Проверка Домашнего задания (Приложение 1):

2.1.Тест по жизненному и творческому пути М.И.Цветаевой. (При  музыкальном сопровождении песни, мелодии  на стихи Цветаевой  «Мне нравится ,что вы больны не мной»:выполнение теста и взаимная проверка с презентации ,выставление оценок.

2.2.Знакомство с выставкой книг автора «Особенное творчество»

Вывод учителя . Марина Ивановна Цветаева – ярчайший представитель поэзии “Серебряного века”,самобытная, образная ,неординарная ,особенная поэтесса.
Кейс №4. (сравнительный анализ) (А что за мелодия,песня  была,ребята- «Мне нравится, что вы больны не мной» на стихи Цветаевой)

 Работа  над темой урока

3.1 Работа с  учебником   и текстом стихотворения «Прохожий»( 1913 году в КоктебЕле)

а)Выразительное чтение стихотворения«Прохожий»(  –зигзагом ,по группам …индивидуально   учениками, учителем (на русском  из учебника  и на тувинском   Марина Цветаева.       «Эрткен  кижи » (Приложение  1)

б) Словарная работа:

-Куриная слепота - Слепоты куриной-  фразеологизм  в  значении

          Разг. 1. кто. Пренебр. О легковерном, наивном человеке

                   2. Ирон. Недальновидность, неумение разбираться в действительности, в людях.

      3. Народное название травянистых растений с жёлтыми,красными цветками

Слово куриной — часть речи имя прилагательное.

Морфологические признаки:  Начальная форма: куриный (именительный падеж единственного числа мужского рода);Постоянные признаки: качественное;Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж, женский род, полная форма.

 КУДРИ - форма волос в виде крупных или мелких завитков. Эта форма появляется из-за особенностей роста волос.

Сте́бель — удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет функцию проводящей и опорной базы для листьев, почек, цветков. дихотомическое. ложнодихотомическое. моноподиальное. симподиальное...

Угрюмость  (ст.слав. – грустить) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, состоящее в крайних формах сдержанности и замкнутости: суровом взгляде, неприветливости, агрессивности, подозрительности, мрачности..

История создания – стихотворение написано в 1913 году в КоктебЕле, где поэтесса гостила у Максимилиана Волошина вместе с мужем и маленькой дочкой.

Тема стихотворения – смысл жизни человека и суть смерти.

Композиция – монолог-рассуждение состоит из семи строф и строится последовательно от первой до последней.

Жанр – философская лирика.      Стихотворный размер – ямб с пиррихием.

Эпитеты – “кладбищенская земляника”, “золотая пыль“, «стебель дикий»

Метафора – “весь в золотой пыли“.

Синтаксис в стихотворении:
*
Тире- это сильный знак, который невозможно    не заметить. 
Оно помогает отчеканить слова: "Я их опускала — тоже! ",  "Прочти — слепоты куриной". 
* широко
представлены повторы: 
"...
Что здесь — могила", "Что я появлюсь, грозя... ", 
Ана́фора: — стилистическое  повторение  сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи...

 "И кровь приливала к коже", 
"И кудри мои вились... "
"Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь.. "
Вывод повторения в стихотворении, придают ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).  располагает к размышлению, рассуждению.
Риторическое восклицание: "Прохожий, остановись! "

(Автору   хотелось подчеркнуть ,что  каждый, кого настигает её голос из-под земли, похож на неё. 
Она тоже когда-то "была", как прохожий теперь,  то есть жила, наслаждаясь радостью бытия.

Комментировать

Кейс  5. Закрепление. Творческая работа:

1.К произведениям автора можно  подобрать близкие по теме, идее, социальным и нравственным проблемам произведения авторов-поэтесс нашего кожууна  Мария Кужугет и Зоя Намзырай .

2.А что вы знаете по тувинским традициям  о посещении могил?

- на  кладбища  не ходят  ,если  попали  необходимо вести себя уважительно по отношению к покойным и умеренно в отношении выражения эмоций. Не  проявлять чрезмерную эмоциональность. Избегайте смеха и плача. Страдания и стенания нежелательны. Выражать  свою скорбь умеренно.

- Не показывать пальцем на кладбище

 -если на лошади –спустись и пройди  ,не торопись, не шуми, подумай  обо всём, подумай о предках ,заснувших вечно,вспомни  о  них, и уважительно  поклонись им.. .

Аналитическая беседа :   В чём особенности поэтики  М.И.Цветаевой?

- непоколебимость автора, силу духа и желание жить

- Цветаева будто пыталась сказать каждому из нас: «Да, смерть неотвратима, она ждет каждого. Да, никто из нас не вечен и это надо принять, ведь по-другому совсем никак. Да, нам никогда не занять эту землю навсегда. Но это не грустно, это лишь то, что помогает нам ценить каждое мгновение».

А. И. Павловский писал: «’’Кладбищенское ‘’ стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человеческой мягкости и заботливой расположенности к ‘’прохожему’’, осыпанному солнечными нитями и легким трепетанием зеленой листвы – даже без зависти: так надо!»

- Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Идешь на меня похожий» «полно жизнелюбия»? В чем противоречие? Докажите свою позицию.

- А жизнь человека можно назвать противоречивой или нет? Почему?

Итог. Рефлексия:

1. Игра  «Продолжай…»Под руководством учителя учащиеся делают вывод  к цитате В.Шукшина«Не особенные люди, а особенное в людях…» , определяя  и «особенное» в творчестве  М.И.Цветаевой  и об «особенном»  в профессии писателя :

-Писатель – редкая профессия…

-Писатель –самое высокое звание, самая высокая честь…

-Душа у писателя богата, красива и культура  высокая…

- Писатель – талантливый, мудрый художник слова…

- Я тоже особенный  человек….потому что….(Текст особенный человек)

2.Выставление оценок по листам.        

 Кейс 6. Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра по выбору

1.« Преподнесём ответное слово...» (письмо Цветаевой М.И.),

 Каждый сам может выбрать, как поступать, как вести себя, каждый сам выбирает, важнее быть «модным» или «благородным». Марина Цветаева в своем обращении советует нам в любой ситуации оставаться людьми. Людьми неравнодушными.

2. «Писатель – это…»

Спасибо всем за урок!

Использованная  литература:

1.Интернет  ресурс

2.Журнал  «Писатели Тувы»  Тувинское книжное издательство.2001.

3.Тувинско-русский-словарь Э.Р.Тенишева .Издательство «Советская Энциклопедия»  М.-1968

4. Я.Ш.Хертек.Русско-Тувинский фразеологический словарь.Тувинское-книжное издательство.К.-1985

4.Учебник Русская  литература 9 кл.Часть 2. Под редакцией В.Я.Коровиной. «Просвещение»М.-2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Марина Цветаева.      Эрткен  кижи

Карактарын  черже  шиглей  коруп  алган

Кара олчаан, менээ домей чоруп  ор сен…

Мен база оларымны шак-ла ынчаар углап чордум!

Эрткен кижи- доктаап корем, турувудам!

Мактарны,дагаа согур   боодалдапкаш-

Марина деп мени адап чораанын-даа

 Шагда  ынчан каш харлыг турганымны

 Шаагдалап -тура душкеш, номчуп корем!

Кортпактаар дээш коступ келир,

Кыжаныглыг чевег-дир деп бодавайн кор,

Бодумга мен аажок ынак чораанымда,

Хоруглугда  каттырып –даа чордум ийин !

Ынчан ханым кежимге дээп ага бээрге,

Дыдыраштыг чажым эстеп, ээргиштелип…

Ынчан база мен чораан мен,эрткен кижи,

Эрткен кижи ,турувудам,доктаап корем!

Черлик  сыптан бодунга сен узе соп  ал,

Чемзиг каттан оон соон дарый -

Чевег чернин честек -  кады

Четчип бышкан чигирзиг –даа…

Хорээндиве, ынчалза-даа,  бажын салып

Холуйтур шуут дугдунмейн кор,

Угаанынга чииги-биле мени бодааш,

Уунда-ла уттувут даан  чииги-биле…

 Херелдернин чырыткызы сенде хере!

Хевир-бодун алдын доозун шыва берген…-

Чер адаандан дуурээшкинниг мээн унум

Сени база эгендирип    холзетпезин! (  очулга З. С. Ооржак  )

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист самооценки работы группы

Оцени   работу   своей и другой     группы:

Вопросы

группы

1.Все ли члены группы принимали участие в работе?

I

группа

II

группа

III группа

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2.Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

А- 4 балла                                        

В-3 балла                                        

В-2 балла                                                                             всего

Приложение 3

Маршрутный лист

Дата________________________________________________________________

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока    Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 кейс     Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально  

получил правильный результат, работая  в паре

2      Выполнение пробного задания - действия

попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не попробовал выполнить задание

3       Построение проекта выхода из затруднения

активно выдвигал идеи при обсуждении  темы

с интересом участвовал в обсуждении

согласился с большинством при обсуждении

4       Реализация проекта выхода из затруднения

успешно работал в группе

работа в группе принесла удовлетворение

передал инициативу партнерам в группе

5 шаг     Первичное закрепление

отвечал , применяя новое знание

получил результат схожий с образцом, работая на месте

списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг    Самостоятельная работа с самопроверкой

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг   Применение нового материала в системе знаний

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9 шаги   Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Краткий анализ


Ставшее впоследствии романсом, стихотворение Марины Цветаевой “Мне нравится, что вы больны” имеет интересную историю.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мне нравится, что вы больны не мной.

История создания – написанное в 1915 году, стихотворение было “литературной шарадой” вплоть до 1980 года, когда Анастасия Цветаева рассказала, кому поэтесса посвятила эти строки.

Тема стихотворения – любовь к мужчине, нашедшая выражение как нелюбовь.

Композиция – трехчастная, сама Марина Ивановна разделила свой стих на три части, по две строфы каждая.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “тяжелый шар”, “удушливая волна”, “адовый огонь”, “церковная тишина”, “ночной покой”, “закатные встречи”.

Метафоры – “шар не уплывет под ногами”, “я больна не вами”, “краснеть удушливой волной”, “спасибо вам и сердцем, и рукой”.


Марина Цветаева по праву считается одной из самых ярких и самобытных русских поэтесс первой половины 20 века. Ее имя неразрывно связано с таким понятием, как женское мировосприятие в литературе, образное, тонкое, романтическое и непредсказуемое.

Одним из наиболее известных произведений Марины Цветаевой является стихотворение «Идешь, на меня похожий…». написанное в 1913 году. Оно оригинально как по форме, так и по содержанию, так как представляет собой монолог умершей поэтессы.   Мысленно перенесясь на несколько десятилетий вперед, Марина Цветаева попыталась представить, каким будет ее последнее пристанище. В ее понятии это – старое кладбище, на котором растет самая вкусная и сочная в мире земляника, а также полевые цветы, которые так любила поэтесса. Ее произведение обращено к потомкам, точнее, к неизвестному человеку, который блуждает среди могил, с любопытством вглядываясь в полустертые надписи на памятниках. Марина Цветаева, верившая в загробную жизнь, предполагает, что сможет наблюдать за этим незваным гостем и с грустью завидовать тому, что он также, как когда-то и она сама, гуляет по старым кладбищенским аллеям, наслаждаясь тишиной и покоем этого удивительного места, овеянного мифами и легендами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...