Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ЦЕЛЬ:
1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.
Образовательные цели и задачи:
· закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;
· знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;
· исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;
· пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;
· способствовать становлению умения оценивать поступки героев;
· развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
Развивающие цели и задачи:
· развивать мировоззренческие позиции;
· развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;
· развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
· развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;
Воспитательные цели и задачи:
- воспитывать у учащихся нравственное чутьё,
- воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал
Приемы:
- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,
- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),
- использование ТСО и средств наглядности.
Методы:
- метод эвристической беседы,
- исследовательский метод,
- проблемные методы,
- объяснительно-иллюстративные,
- сравнение и сопоставление образов героев.
ХОД УРОКА
I.Ввод в урок.
~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).
~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).
Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто произведение, которое мы будем сегодня изучать.
Запишем тему урока.
II.Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:
Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».
-Очерк – это документальный рассказ.
Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.
Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.
Работа с эпиграфом.
~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?
«Первую песенку зардевшись спеть»
- труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…
Экспозиция очерка:
• Время - 19 век,
• Место - Россия, купеческая среда,
• Героиня - Катерина Львовна Измайлова.
III. Изучение нового материала.
Запишите слова: ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
Чтение начала произведения.
Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова с вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.
- Предположите, что будет дальше.
(слушаем каждого учащегося)
Чтение второй части повести.
В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже.
- Какой вы представили Катерину Измайлову?
Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Катерине Львовне Измайловой.
(таблицы у каждого на парте)
Демонстрация иллюстраций.
Чтение третьей части очерка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок литературы | 544.55 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).
Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....
Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
Урок - представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие», К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...
Открытый урок литературы по теме: «Гоголь и театр»
Цель: ввести учащихся в мир драмы Н.В.Гоголя (подготовить к восприятию произведения). Задачи: образовательные – познакомить с к...