Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Повжик Инна Владимировна

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

ЦЕЛЬ:

 1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

 2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.

Образовательные цели и задачи:

·         закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;

·         знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;

·         исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;

·         пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;

·         способствовать становлению умения оценивать поступки героев;

·         развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

Развивающие цели и задачи:

·         развивать мировоззренческие позиции;

·         развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;

·         развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

·         развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать у учащихся нравственное чутьё,
  • воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал

 

Приемы:

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,

- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),

- использование ТСО и средств наглядности.

 

Методы:

- метод эвристической беседы,

- исследовательский метод,

- проблемные методы,

- объяснительно-иллюстративные,

- сравнение и сопоставление образов героев.

 

ХОД УРОКА

 

I.Ввод в урок.

~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. 

Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).

~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).

Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто  произведение, которое мы будем сегодня изучать.

 

Запишем тему урока.

 

II.Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:

Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».

-Очерк – это документальный рассказ.

Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.

Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.

 

Работа с эпиграфом.

~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?

«Первую песенку зардевшись спеть»

- труден  первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…                           

 

Экспозиция очерка:

•         Время -     19 век,

•         Место -      Россия, купеческая среда,

•         Героиня  - Катерина Львовна Измайлова.

 

III. Изучение нового материала.

Запишите слова:  ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

 

Чтение начала произведения.

 

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова с вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи  узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина  окна спускается книзу красная рубаха Сергея.  Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.

 

- Предположите, что будет дальше.

(слушаем каждого учащегося)

 

Чтение второй части повести.

 

В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс  и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея  и смело целует его при муже.

 

- Какой вы представили Катерину Измайлову?

Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Катерине Львовне Измайловой.

(таблицы у каждого на парте)

Демонстрация иллюстраций.

 

Чтение третьей части очерка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок литературы 544.55 КБ

Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Открытый урок литературы  на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…»  (По  повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....

Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...

Открытый урок литературы по теме: «Гоголь и театр»

Цель: ввести учащихся в мир драмы Н.В.Гоголя (подготовить к восприятию      произведения).    Задачи: образовательные – познакомить с к...