Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass_literatura.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе по литературе.

Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

 

                                                                            Эпиграф

                                                                            « Главное – делать людям добро,

пусть  маленькое, но добро,

каждый день, каждый час.

Чтобы своим существованием

Облегчить людям жизнь»

А.Лиханов.

Наш урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»   Сегодня мы поразмышляем над самыми серьезными страницами романа.

- Почему именно это произведение мы взяли сегодня для обсуждения?

(Это произведение о мальчике, который совершал поступки плохие и хорошие, о взаимоотношении его с дедом, ветераном В.О.войны, который научил его правильно жить. Нужно быть честным, благородным. Уважать взрослых.

Учитель: затрагивает многие темы. Она и о взаимоотношениях близких людей, и о душевных переживаниях ребенка – школьника, о  настоящей дружбе. Память о героях войны. Но самое главное – влияние деда – генерала на мальчика.

  • Тема урока:

«Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»           слайд № 2

  • Девизом урока я взяла слова  А. Лиханова: « Главное – делать людям добро, пусть  маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь»

  • Какую цель мы должны поставить сегодня на уроке? Чему должны научиться? (Познакомиться с нашим земляком, Обсудить  прочитанное  произведение  «Мой  генерал» и выделить  основные  проблемы романа.

 Воспитание жизненной позиции: быть честным, порядочным, не быть равнодушным.)                слайд № 3

 Лиханов – подростковый писатель, потому что своими книгами помогает подросткам преодолевать трудности. Лиханову очень важно, каким вырастет его читатель, поэтому требует от юных ответственности..

.

II. «Визитная карточка» писателя А.А.Лиханова.           Слайды 4,5,6.

Сообщения подготовленных учащихся.

Что мы можем знать о жизни и творчестве этого писателя?

(Выступление заранее подготовленных учеников. На доске постепенно появляется «Визитная карточка»).                                     

                           Альберт Анатольевич Лиханов (родился 13.09.1935,

                                                    г.Киров) – детский и юношеский писатель, президент            

                                                    Международной ассоциации детских фондов,

                                                    председатель Российского детского фонда, директор

                                                    Научно-исследовательского института детства.

                                                    Академик Российской  академии образования (2001).

                                                    Академик Российской академии естественных наук

                                                    (1993).    

                                                    Почетный профессор Вятского государственного

                                                    педагогического университета (1995).

                                                    Почетный доктор Японского университета «Сока»,    

                                                    Токио (2008) .

                                                    Почетный профессор Московского государственного

                                                    педагогического института (2008).

                                                    Почетный доктор Уральского государственного университета (2009).

Пожизненный академик Американского биографического института (2010).

Человек 2010 года за достижения в области литературы и гуманизма (по признанию Биографического центра Кембриджа, Англия).

«Человек года – 2010» по номинации «Охрана детства».

В Кирове и Белгородской области библиотеки названы именем А.А.Лиханова.

В 2010 году выпущено Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах.

За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

Удостоен премии Президента Российской федерации в области образования за создание семейных детских домов.

За дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа» награжден в 2009 году Премией Правительства Российской федерации в области культуры.

Удостоен мировой медали «Freedom» - «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра» (2006).

Кембриджский университет (Англия) включил его имя в список 1000 выдающихся европейцев ХХІ  века.

Награжден в США Международной премией мира (2010).

Награжден Международными премиями имени Максима Горького, имени Януша Корчака, имени В.Гюго, имени Кирилла и Мефодия, премия «Сакура», имени Николая Островского, имени Бориса Полевого, имени Александра Грина, Большая литературная премия за роман «Никто», премия имени Д.Мамина-Сибиряка, специальная премия И.А.Бунина «за выдающийся вклад в русскую литературу для детей и юношества».

Награжден многими медалями.

Российский детский фонд выпустил образовательный видеоцикл бесед А.Лиханова с выдающимися гражданами России  - «Уроки нравственности». Это видеофильмы – беседы и книга текстов и методических разработок для педагогов.                    

       

III. Работа с текстом романа «Мой генерал» (1975).

 «Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»          слайд № 7

  • Кому посвящен этот роман?

Слово учителяНа протяжении всего романа звучит тема войны. Вспомним историю трубача. Война поломала всю жизнь этого человека , лишила его семьи. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых. На войне лишился рук генерал Иванов. Война перевернула жизнь многих людей. С тех далёких сороковых прошло много лет, многое забылось, большинство участников войны ушли из жизни, но всё же люди хранят военные награды, письма с фронта и рассказывают о родственниках – участниках войны уже их правнукам, праправнукам.  Как вы считаете, нужно ли это делать?

  1. Знакомство с семьей Антошки. (Выразительное чтение)                 слайд № 8

- Кто нас знакомит с героями в романе?

 // Роман написан от лица четвероклассника, обыкновенного мальчика Антошки, в школьном дневнике которого нередко появляются тройки и двойки. В семье один ребенок.

Отец, Сергей Рыбаков, или, по-домашнему, в зависимости от обстоятельств, Великий Кочевник, Несчастный Скиталец,- заместитель главного инженера на строительстве крупной гидроэлектростанции в Сибири.

Мама Ольга – коренная сибирячка, главный санитарный врач района.

- Что в этой семье необычно?

// Генеральство деда. Но живущий и работающий в Москве, дед для Антошки – «как бы литературный герой». Он знает о нем из писем и по старой фотографии, висящей на стене.

  1. Как воспитывают Антона в семье?

// Хорошо. Родительская забота никогда не переходит границы разумного и нравственного. Есть одна очень выразительная деталь. У Ольги – служебный «газик», который она сама водит. По утрам нередко подбрасывает мужа на работу. Антошку же – никогда, хотя ему ужасно хочется подкатить к дверям школы в автомобиле. На случай распутицы, мама приспособила сыну взрослые сапоги, вмонтировав внутрь тапочки и подрезав голенища.

.

  1. Что произошло с умным, совестливым, правильно воспитанным Антошкой?    

// Об этом рассказывается в главе с выразительным названием - «Злой демон». Все

начинается с приезда деда. Антошка примеряет дедову парадную форму, любуется своим отражением в зеркале. «Вот бы тоже генералом стать!.. Идешь, а тебе все честь отдают». Розовая мечта сбывается. Все в классе его называют Генералом, и не только одноклассники и старшеклассники, но даже учителя в некотором смысле «честь отдают» и «стоят по струнке».

  1. Как произошло такое превращение?         Слайд № 9

// Чтобы доказать, что Антон не врун, ему пришлось надеть дедов мундир и выйти на

балкон. И он увидел восторженные глаза одноклассников, ему показалось, «что мундир впору мне, будто сшит на меня, и ордена на груди вручены мне, и что вообще генерал-лейтенант – это я».

         Был «замов сын», стал «генералов внук».

  1. Слово «привилегии» автор вынесет в название одной из глав романа. Что означает слово «привилегии»? Есть в этом понятии отрицательная оценка?  Слайд № 10

Словарь русского языка.  Привилегия – преимущественное право, льгота. Например:

привилегии инвалидов войны.

Привилегия – это моральное поощрение по труду, сообразно вкладу и личным заслугам каждого.

  1. Какие привилегии получил Антошка после такого превращения?

  • // Мальчишки предупредительно здороваются «по петушкам».

Девчонки приветливо улыбаются, едва он на них взглянет.

Учителя делают замечание особенным тоном. Двойки в дневник не выставляются, а в журнале их заменяют точкой.

 

  • - Как на эти привилегии отреагировал Антошка?

// «Сначала я чувствовал неловкость, будто что-то сидело во мне, какая-то заноза.

Потом заноза рассосалась, я привык… И вообще стал замечать, что жизнь моя улучшилась. Я получил привилегии».

  • Заслуженно ли он получает эти привилегии?

         // Разве Антошка заслужил по труду своему привилегии?  К чему они привели Антона?

Директор школы отныне узнает его в лицо и вежливо отвечает на его приветствия. Физрук не делает обидных для Антошкиного самолюбия замечаний. «Чувствую животом, что могу даже уйти с уроков без уважительных причин»,- говорит герой.  

   

  1. Наблюдая за  Антошкой, мы вместе с Лихановым видим, как в этом хорошем обыкновенном мальчике начинает происходить перемены. Его привычка к привилегиям привела к бесчестному поступку.  Как это произошло? 
  2. Слайд № 11

 составляем Кластер «Перемены, которые произошли в Антоне». Справка: кластер- это прием, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». Прием помогает структурировать основные характеристики персонажей).

          // - Кешка с иронией бросает вслед напыщенному Антошке замечание: «Без лампасов, а вылитый генерал!» Прилипло прозвищем. Герой ничего обидного не находит. Тщеславие лишает чувства юмора и способности к самокритике.

- Прозвище «приятно щекотало» самолюбие.

- Упоение    властью   Антошка  испытывает,  когда  ему  «американку»  ( исполнение  3 желаний) проиграл Газовый Баллон: «Стоило мне захотеть, и я  его как угодно высмеять мог. За что угодно. За любой пустяк».

Перемены, которые произошли в Антоне

                       -Упоение властью,  самолюбие,    унижение других  людей.    

                       -Высокомерие,  стыдится родного деда

- Видит сладость в возможности безнаказанно унизить другого человека.

- Рождается целая цепочка низких мыслей и гадких поступков накануне выборов председателя совета отряда: «Ведь у меня есть привилегия: мой дедушка – генерал! А я дедушкин внук! Ведь должна в моих жилах бежать генеральская кровь».

- Свою выгоду Антошка рассчитывает холодно и жестоко: самому себя выдвигать в председатели не принято, а авторитет дедушкиного звания сработает. «Американку» можно использовать.

          Чтобы через себя переступить, чтобы усилием воли попрать в себе хорошее и совершить гадость, Антошка убеждает себя: «Стыдиться стыдно».

Философское отступление – размышление

Проблема выбора… Жизнь ставит эту проблему перед юными и взрослыми.  Ориентир – какой? Компас – какой? Личная честь, совесть, моральные принципы. Они-то и помогают человеку сделать правильный выбор. Но чаще всего это сделать нелегко.  Слайд № 15

- Самое страшное: когда Антошка становится классным «генералом», то обыкновенность деда унижает его. Он начинает…стыдиться деда. Когда ему стыдно за деда? Чего он при этом не стыдится?

Что в дедушке унижает Антошку?

Что Антошке не стыдно?

  1. Сам моет полы.
  2. Печет пирожки.
  3. Ходит с авоськой по магазинам.
  4. Носит молочные бутылки.
  5. Стоит в очередях наравне с обычными домашними хозяйками.
  6. Ходит по поселку в штатской одежде.
  7. Встречные солдаты ему честь не отдают.
  8. Катает детскую коляску в сопровождении учительницы-пенсионерки.
  9. Работает кладовщиком на строительном складе, отказавшись от почетной должности замдиректора стройки по кадрам.
  10. Маленький, хлипкий старикашка в стеганке и старых валенках, с ломиком на плече, из-за этого внешнего вида стыдиться публично признать во время воскресника его своим дедом.
  1. Хвастаться дедовым чином.
  2. Надевать дедов мундир с орденами.
  3. Спекулировать дедовой славой и заслугами.
  4. Принимать на свой счет уважительно-благодарное отношение к героям Великой Отечественной войны.
  5. Быть «классным генералом».  

 Вывод: Боится общественного  мнения одноклассников. Вот откуда его стыд.

  1. Когда Антон понимает, что он поступает бесчестно к деду?

  • // На воскреснике. А потом слова дедушки: «Если вам стыдно, можете рядом не ходить!» Антошка потом рассказывает: «Весь день дедушкины слова жгли меня, будто раскаленное клеймо. Значит, я стыжусь за дедушку. Стыжусь того, что он кладовщик. Стыжусь его вида – в телогрейке, валенках, а не в генеральской шинели с золотым шитьем. Я потерял совесть, проще говоря. Мне ,оказывается, важен не дедушка, не человек, не его жизнь и характер, а его оболочка. Блестящая оболочка с генеральскими погонами».  

  1. Поняв это, какой поступок он совершает?

// - публично, перед классом, признает свои ошибки;

- просит освободить его от незаслуженной чести быть председателем совета отряда;

- находит в себе мужество рассказать обо всем деду.

Вспомните эпизод с белкой.  Слайд № 16 Ребята глядели на него приветливо, разговаривали добродушно. « Я сам изменился после этого случая. По – другому на людей смотрю, да и на себя тоже»

  1. - В дедушке нет напыщенности, свойственной людям славы и власти. Генерал Рыбаков, например, только 4 раза надевает генеральский мундир. Когда?

1. В день приезда, чтобы удовлетворить Антошкино любопытство и гордость.

2. Когда идет провожать Анну Робертовну, словно бы компенсируя тем свою невольную неучтивость (неожиданную гостью генерал встретил в спортивных брюках и домашних тапочках).

3. Когда на поселок обрушился небывалый снегопад и Антон Петрович возглавил штаб стройки по ликвидации последствий стихийного бедствия.

4. Во время глубокого значения поездки с Антошкой в дни мартовских каникул. (Встреча на высшем уровне)

Вывод: этот человек никогда не назовется генералом без насущной необходимости, без доброй и нравственной цели. Так и не воспользуется всуми своими заслугами и привилегиями. Стыд он видит не в том, чтобы катить по городу 2 детских коляски с чужими младенцами или идти с авоськой в магазин, а в том, чтобы где-то и в чем-то оказаться вдруг «свадебным генералом». «Позорное звание это, Антошка! Никогда нельзя быть свадебным генералом!.. Нигде!»      слайд № 17

.

  • Все события, связанные с этой встречей, потрясли Антошкину душу. . Беседы деда с внуком серьезны..

- Разговор по душам. «Никогда я еще не видел дедушку таким серьезным». «Жизнь не бывает вечной. Люди рождаются, живут, а потом уходят, чтобы уступить место другим. Это закон природы… Вот и я должен приготовиться к этому. Я умирать не собираюсь, но готовым быть должен… Вот и решил написать завещание. Хоть я и генерал, а имуществ особых не имею. То, что есть, оставляю тебе, Ольга. Ты хозяйка. Сыну – книги. Внуку, тебе, Антошка, - орден Отечественной войны, потому что наследникам по закону оставляется только он, остальные сдаются государству».

  1. Суровая и жестокая проверка чувств Антошки на прочность: при первой встрече с внуком генерал говорит, что у него есть военная тайна. Когда Антон Петрович раскрывает её?    Слайд № 18

         // Эта тайна усыновления Сережи, Антошкиного отца, чья мать погибла в первые дни войны от фашистской пули, когда Сереже было около двух лет.

(Фрагмент из фильма «Мой генерал»)  

Антошка пугается самой возможности появления «второго» деда. Рыбаков-старший рассказывает, как был найден на усеянной трупами беженцев дороге и с боями вынесен солдатами из окружения мальчик Сережа, взятый на воспитание командиром полка. Генерал предпринимает все от него зависящее, чтобы разыскать родного Сергеева отца. Отзывается человек, живший до войны там, где нашли Сережу. И этот человек приезжает в Сибирь по приглашению деда, чтобы установить истину.  

  1. Вспомним еще страницы , повествующие нам о войне.
  • Чтение стихотворения. Негодин Миша « Могила неизвестного солдата»

Жил человек. Имя у него было.
он не пропал. Он стал
Неизвестным солдатом. Его,
Может, ждут до сих пор.
Думают о нём. Вспоминают.
Зовут про себя по имени.
А он без имени. Потому что
Имя ему не нужно. Он – 
Для всех Неизвестный солдат Мать, может, жена была, дети.
А потом погиб. Так погиб,
Что никто об этом не узнал.

  • Рассказ о старухе.      Репех Кристина                                  Слайд № 19
  • Рассказ о генерале Иванове. Максимьянова Валерия        слайд № 20
  • История трубача              фрагмент фильма

Вывод: Седой человек, старуха, ждущая сына, генерал Иванов, история трубача, телеграммщик: О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: « Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!»

- Я тоже часто думаю о нас с тобой, о тебе и обо мне. Я думаю, как трудно быть тобой! Не генералом, нет, не подумай. А тобой. Вот тобой, понимаешь?

Дед приоткрыл глаза, усмехаясь, потом произнёс:

- Очень жалею, что мы с тобой жили так мало вместе. Не могу себе простить. Но видишь, как получилось? Я служил, а у папы своя работа. И я очень жалею. Есть вещи поважнее службы, работы, долга. Есть вещи, которые превыше всего.

Я его не очень понимал. Я смотрел на деда широко раскрытыми глазами. Он словно бы слышал меня. Сказал:

- Ничего. Подрастёшь – поймёшь. Только запомни навсегда: у человека должно быть продолжение. Это высшее счастье.

- Я его понял. Я знал, что такое продолжение.

- Как у берёзы? – спросил я. – Или у ели. Пихты. Кедрача. Семечки

разносит ветер, и из земли всходят новые берёзы. А потом опять, опять.

- Нет, – сказал дед. – Нет, нет и нет! У людей должно быть по-другому. У  людей новые люди должны быть лучше и лучше. Не такие же, нет. Только лучше! Всегда лучше! Запомни это!)

Слайд № 21

Главную эстафету жизни есть кому передать.. Умирает генерал мгновенно и неожиданно от разрыва сердца, сажая привезенные только что молодые деревца во дворе Антошкиного дома. Это будто и не смерть, а гибель. Так погибают в бою. И разве вся жизнь Антона Петровича не была боем?

Возвращаемся к девизу нашего урока.

V. Заключительная часть. Почему Антон звал своего деда « Мой генерал»?      № 22

1. Обратимся к смыслу названия романа «Мой генерал». 

- Слово «генерал» выступает в качестве слова-символа.

Генерал – офицерское звание; ведущий вперед командир; человек безупречного поведения и высоких нравственных качеств, человек, на которого нужно равняться.

- Местоимение «мой» придает слову «генерал» определенную субъективную окраску: говорящий испытывает к этому человеку чувство гордости и вместе с тем нежность.

Мой генерал – это человек, на которого хочется быть похожим, некий идеал. Пример нравственности. В романе  таким человеком-идеалом и эталоном является Антошкин дедушка – Антон Петрович Рыбаков.

2. Чему научил дед Антона? Какие уроки жизни получил мальчик?    № 23

Фрагмент.

 Сообщения учащихся. Выразительное чтение.

ВЕРНЕМСЯ К ТЕМЕ НАШЕГО УРОКА.

Пусть никогда не гаснет огонь вашей любви к близким, к жизни и к тому, что дорого. Будет ли счастлив Антошка, когда вырастет? Будет, потому что у него есть маяк, эталон, компас – его дедушка, который жил так, что «никогда не может умереть».

Слайд № 24

 А закончу словами Антона Рыбакова:

«Если мне придется – я тоже заслоню собою Отчизну.

Жизнь моя – продленье их жизни»

Оценки за урок.

На память о нашем уроке я подарю вам буклеты с полюбившимися афоризмами из романа Альберта Лиханова «Мой генерал».

(Афоризмы из романа)

1. Запомни навсегда: у человека должно быть продолжение. Это высшее счастье. Семечки разносит ветер, и из земли всходят новые березы. А потом опять, опять. У людей должно быть по-другому. У людей – новые люди должны быть лучше и лучше. Не такими же, нет. Только лучше! Всегда лучше! Запомни это!

2. Генералом быть – это ответственность. Ты вот только за себя отвечаешь, за свое поведение, за свои отметки. А командир отвечает за всё и за всех. А это нелегко и непросто.

3. Позорное это звание – свадебный  генерал! На свадьбу зовут генерала, чтобы торжественнее было. А генерал к свадьбе отношения не имеет. Ни сват, ни брат. Никогда нельзя быть свадебным генералом! Нигде! Или работаешь, как все, или…

4.Нет стыдной работы, разве не знаете?

5. Разве поможет милиция, если человек честь потерял?

6. Я тебе правду сказал, а ты обиделся. На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь – спасибо говорят. А правду простить не могут.

7. Честность и правда выше вежливости. А выше всех – убежденность.

8. Когда человек недоволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши пропало. Нет человека. Хоть он и есть, а его нет. Умер, пусть даже живой. Человек должен быть недоволен собой. А если ошибся, должен досадовать. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада – это урок.

9. Надо о любом человеке думать, понимаешь! О любом! Потому что он – человек!

10. Не смей думать о людях равнодушно! Я тебе просто приказываю: никогда не смей! Спорь, люби, наконец, ненавидь, но не будь равнодушным! Помогай, чем можешь! Запомни это!  Но не будь равнодушным! И помни это всю жизнь!

11. Возьми себя в руки! И будь мужчиной!

P.S.

«Я люблю дедушку. Люблю беззаветно. И знаю цену этим словам. Я люблю его преданно и горячо и верю ему больше, чем себе. Я хочу во всем быть похожим на деда… Буду хорошим, как мой дед». Антошка Рыбаков.

VII. Из домашних сочинений по теме урока

«После этого урока я много узнал о писателе А.Лиханове. Лично меня роман «Мой генерал» потряс. Я понял, что нужно всего добиваться своим трудом, а не стоять за спиной других людей».

«После романа Лиханова я серьезно задумалась о жизни, о людях. Я стала больше заботиться о родителях. Хочу пожелать писателю здоровья, чтобы он писал такие рассказы и романы, которые заставляют думать о других людях».

«Я прочитала несколько произведений Лиханова: «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно». Затаив дыхание, я слушала проникновенный рассказ учительницы о романе «Мой генерал». Мне очень понравилось то, что эти произведения очень жизненные и глубоко проникают в душу».

«Как хорошо, что в мире есть такие люди, как Альберт Анатольевич Лиханов. Он учит детей добру и стремится изменить нашу жизнь к лучшему. Спасибо писателю за каждую минуту его жизни, когда он творит добро».

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МХК (8 класс) ТЕМА: СИМВОЛЫ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ

Центральные символы - образы любой культуры — солнце, д...

План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...

«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов...

Открытый урок В 7 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан по ФГОС  с  использованием здоровьесберегающей технологии....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...