Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Четверикова Ольга Иннокентьевна

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работе я применяю элементы технологии развивающего обучения, метод проектов, технологию адаптивной системы обучения На уроках литературы при изучении произведений используются ИКТ в форме детских презентаций, мини – проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают логичностью и лаконичностью интерпретации художественного произведения и собственного анализа. Важным аспектом является то, что обучающиеся получают возможность осуществлять между собой общение, передавая сообщение в виде текста, звука и изображения, обеспечивая тем самым устойчивую мотивацию познавательной деятельности, подходя творчески к накопленным знаниям, воспринимая, осмысливая их и излагая усвоенное в своем понимании. Постановка целей и задач проекта предполагает деятельность по анализу задания и процесса его выполнения, следовательно, формирования речевой культуры. Самостоятельная работа при выполнении проекта несет практическую, познавательную, теоретическую значимость предполагаемых результатов. Создан банк творческих работ школьников в форме презентаций, мини – проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок. Литература.  11 класс.

Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина

Цель: показать нравственные идеалы писателя; проанализировать проблемы, которые ставит писатель; в процессе активного обмена мнениями (что и предполагает читательская конференция)  сделать выводы о своеобразии шукшинских рассказов.

                                          Ход урока.

                                                               Эпиграф

                                                                ...Нам бы про душу не забыть.

                                                                    Нам бы немножко добрее быть…

                                                                                          В.М. Шукшин

1.  Слово учителя.

У  В.Г. Распутина есть замечательные слова: «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…»

- Каким человеком был В.М. Шукшин?

(Презентация учащихся)

Учащиеся делают записи в тетрадях в удобной для них форме.

Комментирование презентации. – Что особенно удачно? – Что понравилось? – Что получилось?

2.  Работа в группах (групповое исследование). Обсуждение 1-2 мин., постановка цели на данном этапе урока.

1 группа                                         2 группа                                          3 группа

«Сапожки»                                 «Срезал»                             «Как зайка летал на воздушных шариках»

«Микроскоп»                             «Обида»                             «Космос, нервная система и шмат «Алёша Бесконвойный»                                                        «Заревой дождь»

Самостоятельное осмысление проблем.

1 группа

Огромное место в произведениях Шукшина занимает идея праздника души. «Праздник души – это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и сладостно-весело всем»,- говорил Шукшин. Это оборонительная система для спасения души от суеты, путаницы, пошлости, нравственного перепутья.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

«Сделай радость человеку»

«Два полена и то сгорают неодинаково»

«Жить, конечно, имеет смысл»

2 группа

Глеба Шукшин не осудил, хотя и не оправдал, он постарался его понять. Некоторые выстраданные собственные мысли он вложил в уста героя. Это характерная особенность Шукшина-художника. «Доверять свои мысли, порой заветные сокровенные, самым разным своим героям, и совсем необязательно тем, на чьей стороне будут объективно симпатии читателя»

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

«Жестокость никто, никогда, нигде ещё не любил»

Угодничать – никогда, нигде, никак – нехорошо, скверно»

3 группа

Сила разума и добра восхищала писателя. «Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм»,-писал С. Залыгин. + Эпиграф (зач.).

+ Омывающая, очистительная сила долгожданного первого весеннего дождя.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

«Одному плохо»

«Подпояшемся потуже и будем жить»

3.  –  Откройте конспект статьи Шукшина «Как я понимаю рассказ». Опираясь на основные положения статьи, сделайте выводы:

    -  В чём своеобразие шукшинских рассказов? Обсуждения в группах, работа в тетрадях.

По ходу ответов учащихся на доске заполняется схема:

Своеобразие рассказов Шукшина

  1. Отражение жизни в движении.
  2. Начало простое, уверенное, динамичное.
  3. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  4. Особенность языка, комический эпизод.
  5. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
  6. Постоянная сюжетная ситуация – встреча.
  7. Концовка рассказа открыта.

4. Подведение итогов урока.

- Какие проблемы решает автор?

(Нравственные. Представление о добре, красоте, справедливости)

(Нравственные вопросы, связанные с современностью: долг, честь, совесть)

(Причины вопиющего безразличия)

(Смысла жизни; психологизм и философское осмысление жизни)

(Житейский опыт народа, его мудрость)

(Проблема гуманизма, добра  (духовные ценности, душевная чуткость)

(Стремление к идеальному)

(Ирония по отношению к обыденности)

(Человеческое достоинство)

5.  – Чему учат рассказы Шукшина?

Ваши личные открытия. - Что дополнительно прочитали о Шукшине?

(Ученики делятся информацией)

- Дома предоставится возможность раскрыться, продолжить рассуждение, начатое на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Чему меня научили рассказы Шукшина?»

Урок получил высокую оценку коллег.

Методы обучения, используемые  на данном уроке:

.  словесно-репродуктивный,

.  эвристический,

.  наглядный,

.  частично-поисковый,

.  практический,

.  объяснительно-иллюстративный.

Формы:

а)   работа с текстом;

б)   метод изложения теоретических  знаний по схеме (ученик - учебник-учитель);

в)   групповая форма организации учебной деятельности;

г)   обучение написанию сочинений разных жанров.

Приёмы, активизирующие речевую деятельность учащихся:

                           .  рассказ-предположение по ключевым словам;

                           .  орфографические задачи;

                           .  «мозговой штурм»;

                           .   развитие восприятия объяснений учителя и ответа ученика;

               .   владение монологической речью;

               .   владение диалогической речью;

               .   постановка вопросов;

               .   работа в группе, участие в коллективном обсуждении проблемы;                                                      

               .  развитие творческого мышления через использование изобразительной  наглядности, через использование памяток к написанию изложений и сочинений разных жанров.

   Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работе я применяю  элементы технологии развивающего обучения, метод проектов, технологию адаптивной системы обучения

На уроках литературы при изучении произведений используются ИКТ в форме детских презентаций, мини – проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают логичностью и лаконичностью интерпретации художественного произведения и собственного анализа.

Важным аспектом является то, что обучающиеся получают возможность осуществлять между собой общение, передавая сообщение в виде текста, звука и изображения, обеспечивая тем самым устойчивую мотивацию познавательной деятельности, подходя творчески к накопленным знаниям, воспринимая, осмысливая их и излагая усвоенное в своем понимании.

Постановка целей и задач проекта предполагает деятельность по анализу задания и процесса его выполнения, следовательно, формирования речевой культуры.

Самостоятельная работа при выполнении проекта несет практическую, познавательную, теоретическую значимость предполагаемых результатов.

Создан банк творческих работ школьников в форме презентаций, мини – проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четверикова Ольга Иннокентьевна Учитель русского языка и литературы г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Шукшин Василий Макарович (25 июля 1929 – 2 октября 1974)

Слайд 3

1929 — 1974 Русский писатель, кинорежиссер, актер. Невестушки-березки... Основные даты жизни и творчества

Слайд 4

Василий Макарович Шукшин - талантливый писатель и сценарист , режиссер и киноактер, человек необычной творческой судьбы . Родился 25 июля в селе Сростки Алтайского края. Рос без отца. Уже с 13 лет мальчик начал трудиться в родном колхозе, затем работал слесарем , грузчиком, строителем, служил на флоте. Весной 1953 года Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, стал работать в сельской школе. . Село СРОСТКИ Река Катунь

Слайд 5

В 1954 году он приехал в Москву , поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии и окончил его в 1960 году. В 1963 году Шукшин впервые выступил как режиссер и автор сценария фильма «Живет такой парень» об обаятельном, добром, с красивой душой Пашке Колоколь н икове, стремящемся делать всем добро.

Слайд 6

Параллельно с работой в кинематографе начинают выходить сборники рассказов «Сельские жители», «Земляки» и первый роман «Любавины». Критики, читатели и зрители отметили, что в литературу и кино вошел яркий талант со своей темой и своим героем. Шукшину 31 год

Слайд 7

В произведениях Шукшина живут бесхитростные люди деревни, его земляки. Описывая обыденное, он нашел там много нового, неизвестного, глубинного. Красоту и силу своих героев Шукшин видит в безоглядной любви к людям. Его типичный герой – это чудаковатый человек, «чудик», душевный, искренний, отзывчивый в радости и беде.

Слайд 8

Тяга к необычному, духовному, выходящему за пределы обыденного характерна для героев шукшинских рассказов. Они остро реагируют на зло и несправедливость, живут по велению сердца, часто испытывают тоску, беспокойство. Им противостоят те, которые заботятся только о своем благополучии, унижают человеческое достоинство других людей. Из К/Ф «Калина красная» Из К/Ф « Они сражались з а Родину»

Слайд 10

Шукшину было свойственно обостренное чувство правды, котор ое корнями уходил о в опыт народа. «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду».

Слайд 12

«КАЛИНА КРАСНАЯ» В своем последнем фильме «Калина красная» Шукшин был режиссером, автором сценария и сыграл главную роль. Герой фильма Егор Прокудин, вернувшись из заключения, решает порвать с воровским миром, трудиться на земле, жить честно. . .

Слайд 13

Простой деревенский быт, искренние отношения дороги Егору. «Он всегда был мужиком», - презрительно говорит о нем его бывший приятель, убивший Егора в отместку за отступничество от воровского закона. Для Шукшина в слове «мужик» нет ничего обидного. Напротив, на мужике, на его вечной работе держалась и держится Россия…

Слайд 14

Шукшин был удивительно талантливым человеком. Это актер, снявшийся в двадцати четырех картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель…

Слайд 15

Актерские работы

Слайд 16

За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей, два исторических романа, пьеса, четыре оригинальных киносценария, публицистические статьи, около 125 рассказов. Последней повестью и последним фильмом стала «Калина красная»…

Слайд 17

. Шукшин Василий Макарович умер 2 октября 1974 года во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе

Вербич Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга      Урока-читательская конференция ( лит...

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Урок литературы в 8 классе "В.Шукшин.Рассказы"

Биография и рассказы "Дядя Ермолай", "Сельские жители"....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...