Технологическая карта урока "Басни Крылова и Эзопа". 5-й класс
методическая разработка по литературе (5 класс)

Воробьева Наталья Сергеевна

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_liter._5_kl.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока "Басни Крылова и Эзопа". 5-й класс

Воробьева Наталья Сергеевна

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Предмет: литература.

Класс: 5

Учебник: Коровина В.Я, Коровин В.И., Журавлев В.П. : Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

Название раздела, темы: Басня. Творчество И.А.Крылова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: формировать навык  распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам, знакомство с основными фактами биографий авторов художественных произведений.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

 Предметные:

  • распознавать басни как жанр литературы по характерным признакам;
  • формировать умение распознавать средства художественной выразительности в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формирование умения формулировать тему, задачи, цели урока, умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, соблюдать правила речевого поведения;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

  • формировать умение работать с баснями разных писателей;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию и применять её;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Оборудование:

  • портреты писателей (Эзоп, И.А. Крылов);
  • выставка книг баснописцев;
  • выставка иллюстраций к произведению и рисунков обучающихся;
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Ю.Шведовой;
  • карточка-информатор для работы с текстом;
  • заготовленный раздаточный материал;
  • ПК с подключением к сети Интернет;
  • презентация;
  • проектор.

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя (с названием используемых ЭОР)

Деятельность ученика

Плани-руемое время

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку

Приветствие, проверка готовности к уроку

1 мин

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблем-ный, метод фронталь-ной организа-ции учащихся

познавательные: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные:  формирование духовно-нравственных качеств

регулятивные: целеполагание

Продолжите крылатые слова.

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Из произведений какого автора взяты данные строки?

Какие произведения он писал?

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Отвечают на вопросы, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2 мин.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Словарная работа.

Проблем-ный, метод фронталь-ной организа-ции учащихся

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: целеполагание

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Как звучит тема нашего урока?

В начальной школе вы уже знакомились с различными баснями. Что вы знаете о басне?

Сегодня нам предстоит расширить наши знания об этом жанре, мы познакомимся с удивительными произведениями Эзопа и Крылова.

Вернемся к теме урока. Взгляните еще раз на доску и определите ключевые слова.

 Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Какова наша задача?

Правильно, сегодня мы будем учиться сравнивать басни.

А что значит «сравнивать»? Как вы понимаете значение слов «сравнивать», «сопоставлять»?

Скажите, а нам знакома такая работа? Что мы постоянно сравнивали, когда изучали сказки?

 О каком отличии вы сразу можете сказать, глядя на тему урока?

Откройте тетради, запишите число, тему урока

Жанр басни очень древний. Родоначальником его считается Эзоп, который жил и творил в 6 в. до н.э. Позже басенные традиции развивал  французский писатель XVII в. Жан де Лафонтен, русские мастера слова Александр Петрович Сумароков, Василий Кириллович Тредиаковский, которые творили в XVIII в,  неподражаемый Иван Андреевич Крылов, автор XIX века. Современные писатели также уделяют большое внимание данному жанру, например, Сергей Владимирович Михалков. Он является автором слов гимна Российской Федерации.

Вы заметили, что басней интересовались на протяжении многих тысячелетий и в самых разных странах.

 Как вы считаете, с чем связан такой интерес к басне?

А теперь настало самое время для знакомства с нашими баснописцами.

Запись темы  в  тетради.

Восприятие визуальной информации.

Знакомство с заданием

Выполнение заданий. Размещение результатов их выполнения.

6 мин.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

  1. Прослушивание аудиозаписи

  1. Реализация индивидуального домашнего задания

Словесный, познава-тельный, эвристичес-кий

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

регулятивные:

прогнозирование и  получение конкретного результата.

Вам необходимо внимательно слушать, чтобы потом устно ответить на вопросы. Перечень вопросов у вас на карточках (раздаточный материал №2)

 1. Знакомство с биографией Эзопа.

http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html 

2. Знакомство с биографией И.А. Крылова (выступление заранее подготовленных учеников) раздаточный материал №1

3. Презентация.

Слушание аудиозаписи

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь ответы

Восприятие визуальной информации

10 мин.

Этап 4. Проверка первичного усвоения знаний на основе исследовательской работы:

Проверка усвоения знаний

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные :умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?»

регулятивные :

прогнозирование и  получение конкретного результата.

Крылов всегда был очень близок к народу. Недаром его ласково  называют «дедушка Крылов»

Ну что ж, вы внимательно слушали, пришло время подвести итоги. Внимание на экран. Ответьте на вопросы.

Обобщающий вопрос: Что общего в биографиях двух баснописцев вы увидели?

Устно выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

1 мин.

Физминутка. Зрительная гимнастика

Этап 5. Этап открытия новых знаний

Аналитическая работа с текстом.

Словесныйнаглядный, практичес-кий

регулятивные:

1.Формируем умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

2. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

коммуникативные:

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной речи.

личностные:

Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Еще  педагог Ушинский говорил, что «Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем, не иначе, как через сравнение».

Правильность этого суждения мы сейчас докажем. Но сначала познакомимся с текстами басен. Внимательно послушайте, вдумайтесь в смысл каждого произведения. Нам нужно будет сравнить басни.

Выразительное чтение басни Эзопа «Ворон и Лисица».

Итак, мы приступаем к групповой работе. Это значит, что работать вам предстоит вместе, вы сами решите, кто возьмет на себя роль организатора работы в группе.

Перед вами Карточка-информатор. Вам необходимо произвести сравнительный анализ по вопросам в таблице. Обратите внимание на карточку – информатор, которая называется «Структура басни»

Перед тем, как приступить к работе, еще раз внимательно прочитайте тексты басен. Одна группа работает с басней Эзопа, а другая – с басней Крылова И.А.

(Раздаточный материал №3)

Сравнивают басни, заполняют таблицу. Работа в группах и парах. Ищут выразительные средства в басне.

10 мин.

Этап 6. Применение знаний.

Словесныйэвристический

коммуникативные:

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной речи

личностные:

1. Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Ребята, в своих таблицах вы совершенно верно определили мораль каждой из басен. А что же это такое?

Мораль* – нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни.

Давайте подведем итоги вашей исследовательской работы с текстом.

Вам понравились басни? Чем? Какие же пороки осуждают авторы?

Скажите, в чем сходство басен писателей? А различие?

Отвечают на вопросы,

работают с текстом, оценивают ответы товарищей.

4 мин

Этап 7. Подведение итогов

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией

личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Итог: Что же общего в баснях двух авторов? – Поучение.

Какие отличия Вы заметили?

Давайте узнаем, что же такое Аллегория. Поможет нам в этом учебник. Найдите в статье, посвященной басням, определение этого термина.

Аллегория* - иносказание. Под видом животных, птиц, растений автор имел ввиду людей, их черты характера.

Попробуем самостоятельно сформулировать ТЕРМИН.

Мы весь урок исследовали, сравнивали, искали ответы на самые разные вопросы. Пришло время ответить на вопрос: что  такое басня?        

Попробуйте самостоятельно прочитать термин и вставить недостающие слова, а затем озвучите получившийся вариант вслух.

Ба́сня* — стихотворное или прозаическое литературное произведение _________________________________ характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — _____________________________________________ Действующими лицами обычно выступают ____________________________________.

В басне высмеиваются _______________________ людей. Басня — один из _____________________________литературных жанров.

Прочтем в учебнике определение.

4 мин

2.Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

1 мин

3.Домашнее задание

(Раздаточный материал №4)

- Письменный ответ на вопрос: Чему меня учит басня Эзопа и Крылова

 Задание по желанию: тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html

Запись задания в дневники.

1 мин

4. Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-

рефлексивный

Регулятивные: рефлексия,

коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

«Незаконченные предложения…»

Я узнал, что…

Больше всего мне понравилось…

Меня поразило…

Мне осталось непонятным…

Итоговый комментарий.

Пожелание успехов.

Дают развернутый ответ на вопрос

1 мин

                      

Приложение

1. Карточки с текстами №1.

Эзоп

О жизни  Эзопа известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно.

Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории — басни. Вот одна из них:

Эзоп отличался не только остроумием, но и мудростью. Его считают первым баснописцем. Насколько верно такое мнение, судить трудно, ибо большой сборник его поучительных притч был составлен лишь в Средние века..

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем, прибегали к легенде. Греческий автор, иносказательно поучавший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, а потому представляли его горбатым, хромым, а иногда и совсем безобразным.

Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

Крылов Иван Андреевич (1769 - 1844)

На одной из тихих улочек Санкт- Петербурга, близ главной аллеи Летнего сада стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Автор сидит на камне и держит в руках перо и тетрадь, возможно, сочиняет очередное творение.

Но его путь к славе был долог и сложен.

И.А.Крылов родился  13 февраля 1769 года в семье военного. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Они и поддерживали первое время ту любовь к литературе, которую с раннего детства испытывал Иван Андреевич.

Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.

В 13 лет поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу. Отсутствие образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. Он своеобразно играл на скрипке.

С 13 лет Крылов начинает пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Трудности преследовали его на протяжении всей жизни. Не прямое ли доказательство этому то, что впервые басни Крылова были напечатаны лишь в 1808, когда автору было почти 40 лет. Тогда свет увидели 17 его произведений.

В 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей.

В 1823г. получил Большую золотую медаль за литературные заслуги .

Скончался Крылов 21 ноября  1844 г.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

2. Раздаточный материал №2

Эзоп

Когда жил автор?

Что такое «эзопов язык»?

Сколько басен известно под его именем?

Какие пороки осуждал в своих баснях?

Крылов

Годы жизни баснописца?

Какое образование получил?

Как назывался первый журнал, который издал автор?

Когда появляются первые басни Крылова?

Какие награды получил Иван Андреевич?

Сколько басен было им создано?

Где находится памятник Крылову?

3. Карточка – информатор.

Композиция- построение художественного произведения.

Выделите

 завязку,

развитие действия,

кульминацию

развязку

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Языковые особенности

- Какая часть речи преобладает

- Какие средства художественной выразительности присутствуют (олицетворение, метафора, звукопись, гипербола, градация, сравнение)

Характеристика героев

(положительные и отрицательные черты)

Мораль

Выведена ли автором, ее положение в тексте

4. Домашнее задание:

- Письменный ответ на вопрос: Чему меня учит басня Эзопа и Крылова

- Задание по желанию: тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс

laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе»,  5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...

Технологическая карта урока "Умножение смешанных чисел" в 5 классе по учебнику Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровень

Тема урока  «Умножение смешанных чисел»(3 из 5 уроков по теме «Умножение дробей»)Учебник: Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровен...