Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» (технологическая карта урока)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_uroki_frantsuzskogo.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

по формированию навыков смыслового чтения у обучающихся.

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цели: 

определить, какие нравственные проблемы поднимает автор рассказа;

определить на основе личностной ориентации в ходе коллективного диалога проблемы произведения;

раскрыть содержание понятия «духовные ценности»;

развивать навыки монологической речи;

анализ почитанного текста.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  

уметь вдумчиво читать, воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию.

Метапредметные:

Личностные привитие детям положительного отношения к познавательной деятельности, преодолению трудностей, способности к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные:  обучение детей самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладение навыков  решения проблем.

Коммуникативные: развитие умения участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; умения эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, гуманно – личностная технология.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

 -определить содержательные рамки урока

1.Определение целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа. В. Г. Распутина «Уроки французского», определить,  какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы.

Готовность класса к работе, включение учащихся в деловой ритм.

Личностные УУД: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Актуализация знаний и навыков нахождения необходимых для понимания темы урока отрывков рассказа.

Цель

 -актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать в сознании учащихся эпизодов из рассказа для выполнения осмысленного восприятия темы урока.

1.Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает прочитать понравившиеся отрывки из рассказа и провести рецензию их.

Учащиеся находят отрывок, читают его.

Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

3.Практическая работа

Цель:

-показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога, тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить  умение учащихся применять полученные знания

- Мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

-Как ведет себя герой в драке и после неё?

-Каким  человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

Героя ждало ещё одно испытание: надо было как-то объяснить в школе последствия драки – разбитое лицо.

б) пересказ эпизода «В школе, наутро после драки» до слов « …так домой ехать нельзя»

Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?

- Каким вам представляется директор?

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Найдите в тексте рассказа описание Лидии Михайловны.

в) чтение обучающимися эпизодов описания учительницы в рассказе.

- Какой прием использует автор при описании Лидии Михайловны? (Противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.)

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

МАЛЬЧИК

аккуратная вся, умная и красивая, в своей женской молодой поре учительница загадочного французского языка

тощий, диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери, в старом, застиранном пиджачишке

обратите внимание на выражение:

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде...» В восприятии мальчишки «в одежде» — это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.

- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

-Как вы расцениваете этот поступок?

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

-Педагогично ли она поступила?


-Почему не любому учителю можно довериться?


-Педагогично ли она поступила?


-Каково ваше отношение к поступку учителя?

-Каково ваше отношение к игре на деньги? Играли ли вы сами на деньги?







- Как повел себя в сцене разоблачения» игроков на деньги директор?

- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?






- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что она добрый человек?

- В чем смысл концовки рассказа?

- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа?

Учащиеся находят отрывок и отвечают на поставленные вопросы.

.

Учащиеся находят отрывок с описание главных героев рассказа и отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся формулируют ответ на проблемный вопрос урока.

Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник  (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, "проигрывает", чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

Учащиеся делают вывод: В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Оформление развернутого ответа на вопрос в тетради

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4.Закрепление изученного материала: Цель:

-проверить свое умение применять полученные знания

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

- В чем смысл концовки рассказа?

- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? --- Что объединяет этих героев?

- Какие же уроки нам хотел преподать автор?

- Какие два предложения обращают на себя внимание в концовке рассказа?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.





6.Рефлексия деятельности

Цель:

-оценить результаты собственной деятельности

Учитель: Возьмите фигурный лист розового цвета в виде сердца. Напишите свою фамилию и имя. С одной стороны этого листочка напишите короткий, в виде 1-2 слов ответ на вопрос «Какой нравственный урок получил я, прочитав рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина?»  С другой стороны «сердечка» оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

  • 5 баллов – я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
  • 4 балла – я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но сомневался иногда в правильности ответа и сделанных выводов;
  • ↑ –  я мог бы работать на уроке намного активнее и меньше сомневаться в правильности ответа и сделанных выводов. Я обязательно постараюсь улучшить свой результат на следующем уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Домашнее

задание

Предлагается итоговая письменная работа:

- Что для себя я приобрел после прочтения рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Определение цели домашнего задания.

Создание письменного текста.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина

Урок способствует осознанию мнгих нравственных тем, помогает  воспитывать   чувство доброты у учащихся....

Технологическая карта урока французского языка в 5 классе (Кулигина А.С. «Твой друг французский язык»)

Данный материал может быть использован при подготовке и проведении уроков французского языка в 5 классе общеобразовательной школы....