Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

В.Г. Распутин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_71_literatura.odt29.17 КБ

Предварительный просмотр:

    Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н.Толстой 

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з

Вопросы для проверки знания текста (стр.106-120)

  1. Редкий предмет, который был у Лидии Михайловны дома. Радиоприёмник
  2. От чего категорически отказывался наш герой дома у Лидии Михайловны? ужин
  3. Что было в посылке, которая была оставлена в школе для героя рассказа? Макароны, гематоген
  4. Кто собрал эту посылку? Лидия Михайловна
  5. «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть …………..»  ребёнком
  6. В какую игру играл герой рассказа с учительницей? замеряшки
  7. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?  Хотела помочь
  8. Из-за чего пришлось уехать Лидии Михайловне? Из-за игры на деньги с учеником
  9. Что получил во второй посылке герой рассказа? Он видел это только на картинках. яблоки
  10. Какое впечатление сложилось у вас о характере  героя? Как можно охарактеризовать его отношения с ребятами, с учительницей? 

3.  Определение целей и задач урока

  • Сегодня, на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Распутина «Уроки французского». И главная наша сегодняшняя цель определить нравственные проблемы поднятые автором в рассказе.

4. Работа по теме урока

1) - Начнем с того, что определим для себя, что такое проблема?

(Ответы учащихся)

Работа с понятием.

Проблема - это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.

Виды проблем:

-нравственные

-экологические

-социальные

-философские

-психологические

  • Давайте теперь разберемся, какие проблемы автор поднимает в своем рассказе (запись в тетрадь). 

а) жестокость среди сверстников;

б) проблема одиночества;

в) взаимоотношения младших и старших

г) проблема войны и детей

д) проблема человеколюбия, доброты

е) проблема нравственного выбора

ж) проблема неуспеваемости в школе.

-Как автор раскрывает 1 проблему?

- Бывают такие случаи в нашей жизни?

- Актуальна ли эта проблема сегодня?

-Приходилось ли вам сталкиваться с этим в своей жизни?

- Как вы старались преодолеть эту проблему?

-Как с этой проблемой боролся автор в своем произведении?

-Как Распутин преодолевает проблему одиночества в своем рассказе?

-Почему мальчик чувствует себя одиноким?

-что его спасло от одиночества?

- Знакомо ли вам это чувство?

- Как вы справляетесь с ним?

- Что бы вы посоветовали мальчику?

-В каких эпизодах автор затрагивает проблему доброты, человеколюбия?

- А как вы понимаете эти слова «человеколюбие», «доброта»?

-Каким героям рассказа свойственны эти чувства?

А способен ли каждый человек творить добро?

- Много ли вы сделали добра? А вам?

- Скажите, а как вы понимаете выражение нравственный выбор?

- Что же такое, прежде всего нравственность?

Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

- А в чем заключается, по-вашему, нравственная проблема рассказа?

- Какие герои стояли перед нравственным выбором?

- А что подвигло, на это Лидии Михайловну?

- В чем заключался нравственный выбор главного героя?

- Можно ли их за это осудить?

- Что бы вы сделали на их месте?

- Можно ли считать безнравственные поступки героев правильными. Приведите такие аргументы.

-Какая на ваш взгляд, самая важная проблема рассказа и почему?

2) – Обратите внимание на эпиграф.

  •  «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты. А какие еще черты характера вы заметили в ней? В чем они проявляются? (Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.). Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно). 

5. Подведение итогов. Рефлексия

-  В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

- Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

- Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

  • Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).
  • -Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

6. Д/задание подготовить сообщение о В. М. Шукшине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...