Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой
- О.Н.У.
- Проверка д/з
Вопросы для проверки знания текста (стр.106-120)
- Редкий предмет, который был у Лидии Михайловны дома. Радиоприёмник
- От чего категорически отказывался наш герой дома у Лидии Михайловны? ужин
- Что было в посылке, которая была оставлена в школе для героя рассказа? Макароны, гематоген
- Кто собрал эту посылку? Лидия Михайловна
- «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть …………..» ребёнком
- В какую игру играл герой рассказа с учительницей? замеряшки
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Хотела помочь
- Из-за чего пришлось уехать Лидии Михайловне? Из-за игры на деньги с учеником
- Что получил во второй посылке герой рассказа? Он видел это только на картинках. яблоки
- Какое впечатление сложилось у вас о характере героя? Как можно охарактеризовать его отношения с ребятами, с учительницей?
3. Определение целей и задач урока
- Сегодня, на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Распутина «Уроки французского». И главная наша сегодняшняя цель определить нравственные проблемы поднятые автором в рассказе.
4. Работа по теме урока
1) - Начнем с того, что определим для себя, что такое проблема?
(Ответы учащихся)
Работа с понятием.
Проблема - это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.
Виды проблем:
-нравственные
-экологические
-социальные
-философские
-психологические
- Давайте теперь разберемся, какие проблемы автор поднимает в своем рассказе (запись в тетрадь).
а) жестокость среди сверстников;
б) проблема одиночества;
в) взаимоотношения младших и старших
г) проблема войны и детей
д) проблема человеколюбия, доброты
е) проблема нравственного выбора
ж) проблема неуспеваемости в школе.
-Как автор раскрывает 1 проблему?
- Бывают такие случаи в нашей жизни?
- Актуальна ли эта проблема сегодня?
-Приходилось ли вам сталкиваться с этим в своей жизни?
- Как вы старались преодолеть эту проблему?
-Как с этой проблемой боролся автор в своем произведении?
-Как Распутин преодолевает проблему одиночества в своем рассказе?
-Почему мальчик чувствует себя одиноким?
-что его спасло от одиночества?
- Знакомо ли вам это чувство?
- Как вы справляетесь с ним?
- Что бы вы посоветовали мальчику?
-В каких эпизодах автор затрагивает проблему доброты, человеколюбия?
- А как вы понимаете эти слова «человеколюбие», «доброта»?
-Каким героям рассказа свойственны эти чувства?
А способен ли каждый человек творить добро?
- Много ли вы сделали добра? А вам?
- Скажите, а как вы понимаете выражение нравственный выбор?
- Что же такое, прежде всего нравственность?
Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
- А в чем заключается, по-вашему, нравственная проблема рассказа?
- Какие герои стояли перед нравственным выбором?
- А что подвигло, на это Лидии Михайловну?
- В чем заключался нравственный выбор главного героя?
- Можно ли их за это осудить?
- Что бы вы сделали на их месте?
- Можно ли считать безнравственные поступки героев правильными. Приведите такие аргументы.
-Какая на ваш взгляд, самая важная проблема рассказа и почему?
2) – Обратите внимание на эпиграф.
- «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты. А какие еще черты характера вы заметили в ней? В чем они проявляются? (Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.). Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно).
5. Подведение итогов. Рефлексия
- В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).
- Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
- Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).
- -Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).
6. Д/задание подготовить сообщение о В. М. Шукшине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...